И Казахстану, и Ирану нужны новые НПЗ

Аскар Муминов Аскар Муминов
8111

Инвесторы из Казахстана могут войти в долю в иранском НПЗ.

И Казахстану, и Ирану нужны новые НПЗ

На этой неделе стало известно, что Казахстан совместно с Ираном планирует строительство нефтеперерабатывающего завода в порту Амирабад в провинции Мазандаран. Разговоры о возможном участии Исламской республики в строительстве НПЗ шли давно, но предполагалось, что это будет четвертый нефтеперерабатывающий завод на территории Казахстана. Что стало причиной такого радикального изменения планов, чиновники пока не объяснили.

"Нефтеперерабатывающий завод будет построен при участии Ирана и Казахстана. Все необходимые разрешения выданы, и под строительство выделен земельный участок", - рассказал руководитель горнодобывающей промышленности и торговли провинции Мазандаран Мохаммад Мухаммадпур.

Завод будет заниматься переработкой казахстанской нефти, а затем экспортировать в другие страны, отметил г-н Мухаммадпур. Порт интенсивно развивается, получая доступ к крупным центральноазиатским рынкам, он стал звеном международного транзитного коридора Север-Юг, отмечают иранские СМИ.

Иранский ренессанс
Сейчас Иран активно восстанавливает свои позиции, и строительство совместного с Казахстаном НПЗ может быть одним из пунктов нового экономического рывка, считают эксперты.

Директор нефтегазовой компании Oil Gas Project Жарас Ахметов отметил, что переговоры о строительстве НПЗ на севере Ирана идут давно. Дело в том, что по условиям рельефа местности поставки нефтепродуктов от побережья Персидского залива на север Ирана довольно затруднительны. То же относится и к нефти. Поэтому Ирану выгодно построить НПЗ на побережье Каспийского моря. Обеспечивать же его сырьем можно из Казахстана, России и Азербайджана. Раньше этому препятствовала экономическая блокада. Сейчас, когда эта проблема решена, появилась возможность возобновить старые планы.

"Участие Казахстана в проекте дает надежду на то, что казахстанская нефть будет приоритетной, то есть Казахстан получит некие конкурентные преимущества. Наши НПЗ недогружены не из-за дефицита нефти, а из-за особенностей государственного регулирования рынка ГСМ. Поэтому и строительство четвертого НПЗ выглядит несколько экономически необоснованным. Сейчас трудно представить, во что выльется вся эта затея", - подчеркнул Жарас Ахметов.

Выгодные инвестиции
Нефтегазовый аналитик Олжас Байдильдинов заметил, что до введения санкций между Казахстаном и Исламской Республикой Иран осуществлялись своп-поставки нефти. Казахстан поставлял в северные регионы ИРИ сырую нефть, а взамен получал равное количество - по формулам с учётом качества - в морских портах Персидского залива, откуда её можно поставлять в любую точку мира. Это были сверхвыгодные сделки для обеих стран. По словам эксперта, Казахстан мог поставлять нефть, добытую в Иране, в те страны, где предлагались наилучшие цены, при этом транспортные расходы не были столь значительны, как при транспортировке нефти в Европу почти через половину материка. Для Ирана выгоды заключались в гарантированной загрузке своих НПЗ на севере страны, поскольку основные нефтяные месторождения находятся на юге, а инфраструктуры для поставок на север не было.  Аналогичная картина и в Казахстане - нефти добывается много, но она почти вся на западе РК, тогда как север получает российскую нефть, и  поэтому в республике, по сути, нет инфраструктуры, чтобы  транспортировать нефть с запада на север страны

"Сейчас после отмены санкций, думаю, эти своп-поставки возобновятся. При этом и морской порт на Каспии и построенная железная дорога через Туркменистан позволяют нарастить поставки нефти, металлов, зерна и других товаров в Иран. То есть снятие санкций с ИРИ в перспективе нескольких лет сможет существенно увеличить наши экспортные поставки или сделать их более выгодными. Если говорить об иранских НПЗ, то удивительно, но и тут ситуация схожа с Казахстаном. В Иране существует дефицит нефтепродуктов, требуется строительство новых НПЗ, а действующие заводы уже устарели, но возможности их модернизации были ограничены санкциями и запретами на поставку любого нефтяного и перерабатывающего оборудования. По различным оценкам, Ирану требуется строительство 4-8 новых НПЗ. Вероятнее всего, об одном из них и  ведутся переговоры сейчас", - прокомментировал Олжас Байдильдинов.

Он заметил, что с учетом того, что в Казахстане об этом заявлено не было, можно предположить, что это не государственные, а частные средства казахстанских инвесторов. В этом контексте можно увидеть некое "расширение" предыдущей схемы своп-поставок нефти, когда казахстанская сторона   будет получать не только иранскую нефть в Персидском заливе, но и некоторую прибыль от переработки казахстанской нефти в Иране и реализации соответствующих нефтепродуктов.

"Конечно, со стороны выглядит немного нелогично: у нас в Казахстане до сих пор не модернизировали действующие НПЗ, и не определились со строительством четвёртого НПЗ, при этом инвестируют средства в строительство НПЗ в другой стране. Но ведь это не первые подобные инвестиции - можно вспомнить покупку Rompetrol и сетей АЗС в Европе. Так что с точки зрения расширения бизнеса - это весьма выгодная инвестиция", - заметил Олжас Байдильдинов.

Не наступить на те же грабли
Нефтегазовый эксперт, бывший исполнительный директор ОЮЛ KAZENERGY Арман Кашкинбеков сказал, что строительство совместного НПЗ в Иране целесообразно по ряду причин.  Например, его расположение в Иране сокращает затраты на выход на мировые рынки нефтепродуктов, путем их отгрузки с портов Ирана в Персидском заливе. Будет удобнее торговать. К тому же ранее Казахстан при помощи национальной компании "КазМунайГаз" уже предпринимал такого рода попытки международной экспансии, хотя насколько успешно до сих пор остается под вопросом, заметил он.

"Остается надеяться, что в этот раз проделана работа над ошибками, включая, прежде всего, изучение регионального и глобального рынка нефтепродуктов, и данный проект будет коммерчески успешным. Рынок Ирана сейчас только открывается после многолетних международных санкций и такой проект НПЗ позволит Казахстану начать полномасштабное сотрудничество с этой страной, которое дальше, с вводом Кашагана, может продолжиться в совместной реализации проекта нефтепровода Казахстан-Туркменистан-Иран. ТЭО данного проекта давно готово, совместно с ведущей европейской нефтегазовой компанией, и возможно, скоро настанет его час. С коммерческой точки зрения, проект нефтепровода, по предварительным оценкам, является самым коммерчески привлекательным, коротким, с прямым выходом в Персидский залив. Что же касается проекта  четвертого НПЗ уже на территории Казахстана, то здесь необходимо все четко просчитать, инвестиционные затраты, сроки окупаемости, прибыльность, так как, тот же "КазМунайГаз", находясь в не самом лучшем финансово-экономическом состоянии, не может позволить себе многомиллиардные затраты, не убедившись в эффективности каждого вкладываемого доллара", - заключил Арман Кашкинбеков.

Кстати, сообщения о строительстве совместного казахстанско-иранского НПЗ совпали с новостями о том, что ИРИ увеличила объемы экспорта нефти в три раза по сравнению с санкционным периодом, подписав несколько краткосрочных контрактов с такими европейскими нефтяными компаниями, как Cepsa, Respol и BP.

Напомним, что под влиянием санкций экспорт нефти из Ирана сократился на 60% – с 2,5 млн баррелей в день в 2011 году до 1,4 млн. Даже в условиях высоких цен на нефть в 2013 году доходы иранского бюджета от ее продажи упали со 100 млрд до 35 млрд долларов, а ВВП сократился на 5%.

Аскар Муминов, Алматы

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться