Игнорирование «Исткомтрансом» замечаний «КТЖ» вылилось в аварию

Национальная железнодорожная компания в 2015 году вносила представление об изъятии из эксплуатации боковых рам вагонов производства завода «Азовэлектросталь».

03 Августа 2018 07:01 Автор: Майра Медеубаева
Игнорирование «Исткомтрансом» замечаний «КТЖ» вылилось в аварию, КТЖ, Происшествия, Сход вагонов, Исткомтранс, Перевозки

Предварительной причиной схода грузовых вагонов, произошедшего 31 июля на участке Мойынты – Шыганак перегона Кашкентениз – Жастар, в «КТЖ» называют излом боковой рамы вагона ТОО «Исткомтранс». Как стало известно, рама была изготовлена в 2009 году украинским заводом «Азовэлектросталь».

Упавшие вагоны были гружены рудой и лесом, всего сошло 11 вагонов. Их собственниками являются казахстанские, эстонские и российские компании.

Как сообщает национальный перевозчик, с 2010 по 2018 год именно по причине излома боковых рам производства «Азовэлектросталь» произошло 14 случаев схода грузовых вагонов. По данным пресс-службы «КТЖ», согласно правилам приказа министра по инвестициям и развитию «Об утверждении правил безопасности на железнодорожном транспорте», АО «НК «КТЖ» в 2015 году внесло представление об изъятии из эксплуатации боковых рам, изготовленных в 2009 году заводом «Азовэлектросталь».

«Однако практика использования этих деталей частными операторами продолжается по настоящее время. В силу отсутствия распоряжения уполномоченного органа АО «НК «КТЖ» не может принимать какие-либо меры по запрету использования этих боковых рам частными операторами», – сообщается на сайте перевозчика.

В компании «Исткомтранс» пока отказываются давать комментарии по поводу схода вагонов.

По мнению и. о. вице-президента по безопасности «КТЖ» Марата Шакенова, возможной причиной излома боковой рамы, скорее всего, стало плохое качество литья на «Азовэлектростали».

Независимый эксперт в железнодорожной отрасли, опрошенный abctv.kz, считает, что при анализе случившейся аварии также стоит учитывать факторы эксплуатации вагонов или халатности вагонных рабочих.

«Скорее всего, образовалась «раковина» или трещина, и, когда вагонник (осмотрщик вагонов. – Ред.) смотрел, не увидел эту трещину и отпустил вагон, а на самом деле можно было увидеть трещину, отстегнуть вагон, и все бы обошлось», – написал он по телефону.

По его словам, трещина могла образоваться в результате эксплуатации вагона в течение девяти лет.

В «Азовэлектростали» заявляют о готовности к всестороннему сотрудничеству в объективном расследовании инцидента, говорится в ответе украинской компании на запрос abctv.kz.

«Как вам известно, для расследования причин схода вагонов создана специальная комиссия. В ее работе примут участие уполномоченные представители ЧАО «Азовэлектросталь», которые сразу же вылетели к месту происшествия. В настоящее время они уже находятся на территории Республики Казахстан и следуют к месту работы», – сообщается в электронном письме.

«В доступных материалах названы предварительные причины схода – излом рамы боковой вагона, собственником которого является казахстанская компания «Исткомтранс». О причинах излома рамы боковой можно будет достоверно сказать только после проведения ряда экспертных мероприятий, предусмотренных процедурой проведения расследований такого рода. И окончательный вердикт в отношении причин инцидента будет вынесен комиссией по окончании расследования. Работа уже ведется», – заявляют в украинской компании.

Дополнительная информация по результатам расследования будет предоставлена, заверили в «Азовэлектростали».

По данным годового отчета «Исткомтранса» за 2017 год, в 2013 году Международная финансовая корпорация (IFC) выделила компании финансирование в размере 50 млн долларов, в 2014 году «Исткомтранс» привлек заем от ЕБРР на 130 млн долларов, в 2017 году подписал кредитное соглашение с ЕБРР на сумму 25 млн долларов. Большую часть заемных средств планировалось направить на обновление вагонного парка.

В свою очередь производитель боковых рам «Азовэлектросталь» входит в сферу корпоративного влияния ОАО «Азовмаш», одного из крупнейших машиностроительных предприятий Украины. Завод производит полувагоны и хопперы. Как уточняется на сайте компании, завод поставляет свою продукцию в 20 стран мира, однако основными потребителями до российско-украинского кризиса являлись страны СНГ. В частности, в 2009 году сообщалось, что, по оценке украинской стороны, потребность казахстанских железных дорог в вагонах составляла 10-15 тысяч штук.

Кроме того, в том же 2009 году Акмолинский вагоноремонтный завод подписал с украинским заводом «Азовмаш» договор о намерении по созданию совместного украинско-казахстанского предприятия. Однако по неизвестным причинам это намерение осталось только на бумаге.

По данным СМИ, правительство Украины на заседании 10 мая 2018 года утвердило список 26 крупных предприятий для приватизации в этом году, в их числе завод «Азовмаш».

Отметим, по некоторым данным, в Казахстане эксплуатируются от 10 тысяч до 15 тысяч вагонов производства «Азовмаш».

Майра Медеубаева