Инфляция и базовая ставка останутся прежними до конца года

Татьяна Батищева Татьяна Батищева
2723

Нацбанк не ждёт изменений в ключевых показателях своей денежно-кредитной политики.

Инфляция и базовая ставка останутся прежними до конца года Фото: Максим Морозов

"Нацбанк для повышения предсказуемости и доверия к своей политике считает правильным не пересматривать среднесрочные ориентиры по инфляции, даже если существуют риски их превышения на отдельных промежутках времени", – заявил председатель Нацбанка Данияр Акишев на сегодняшней пресс-конференции в Алматы.

Инфляция в годовом выражении на начало сентября составила 6% и находится в середине коридора в 5-7%, установленного на 2018 год. По словам главного банкира, Нацбанк ожидает сохранения инфляции в заданном коридоре до конца этого года.

"Ранее мы обозначали риски повышения инфляции и возможного выхода за пределы коридора. Подчёркиваю, речь шла о 2019 годе, на который мы определили более низкий коридор инфляции: от четырёх до шести процентов.

Постепенное смещение коридора вниз к значению в четыре процента – среднесрочный ориентир Нацбанка, который был установлен еще три года назад", – заметил г-н Акишев, уточнив, что Нацбанк будет использовать весь арсенал денежно-кредитной политики для достижения поставленной цели по инфляции.

Подтверждением правильности жёсткого подхода по достижению цели по инфляции Данияр Акишев назвал стабилизацию инфляционных ожиданий, которые устойчиво снижаются вслед за замедлением инфляции. "Наши опросы демонстрируют, что оценка населением ожидаемого роста цен на год вперёд снизилась с 7,1 процента, зафиксированного в начале этого года, до 5,9 процента в августе. К примеру, в середине 2016 года население ожидало инфляцию по итогам года в размере более 14 процентов (итоговое значение составило 8,5%. – Ред.). Идёт постепенная стабилизация инфляционных ожиданий населения", – резюмировал Данияр Акишев.

Учитывая позитивный настрой Нацбанка по годовой инфляции, можно предположить, что регулятор не станет поднимать базовую ставку в 2018 году и как минимум оставит её на текущем уровне в 9%. Поскольку такой шаг станет достойным венцом денежно-кредитной политики Нацбанка в 2018 году. Тем не менее, г-н Акишев вновь уточнил, что дальнейшие решения по базовой ставке, а их осталось два – в середине октября и в начале декабря, будут зависеть от того, как будет складываться инфляция в сентябре и в IV квартале этого года. При усилении инфляционного давления не исключается ужесточение денежно-кредитных условий.

Пока же на денежном рынке наблюдается избыточная тенговая ликвидность, которая аккумулируется банками преимущественно в инструментах Нацбанка по ставкам, находящимся внизу коридора базовой ставки – немногим более 8%. Это операции репо, депозиты и ноты Нацбанка. На конец августа объём открытой позиции Нацбанка по операциям прямого репо составил 73,9 млрд тенге, по операциям обратного репо – 305 млрд тенге, по банковским депозитам в Нацбанке – 121,9 млрд тенге.

Нетто-сальдо по изъятию ликвидности на конец августа 2018 года составило 2,2 трлн тенге. Объём нот в обращении на конец августа достиг 3,2 трлн тенге, сократившись за месяц на 2,2% (с начала года рост на 2,3%). Объём эмиссии краткосрочных нот в августе достиг 4 трлн тенге и фактически был сопоставим с объёмом погашения (4,1 трлн тенге). В условиях сильной волатильности тенге в августе короткие долги Нацбанка пользовались у банков особенным спросом, что нашло отражение в высоких объёмах эмиссии.

Комментируя ситуацию на валютном рынке, глава Нацбанка отметил, что она была волатильной за последние два месяца, когда колебания курса являлись естественной реакцией на внешние факторы в условиях свободно плавающего курса. На 26 сентября обменный курс доллара составил 359,76 тенге, ослабнув с начала года на 8,3%. Ослабление тенге было вызвано внешними факторами: общим укреплением доллара к валютам развивающихся стран вследствие повышения ставок ФРС (26 сентября ФРС сообщила о третьем в этом году повышении базовой процентной ставки на 0,25%, до 2-2,25%. – Ред.), а также антироссийских санкций, на фоне которых ослабление российского рубля составило порядка 15%.

"Хочу акцентировать снимание, что, по нашим оценкам, ожидание будущих негативных событий на российском рынке имело, скорее всего, психологическое воздействие, так как фундаментальные факторы платёжного баланса РФ свидетельствуют об отсутствии причин ослабления российского рубля. Хочу подчеркнуть, что частичная корреляция между рублём и тенге существует преимущественно на коротком горизонте времени, – сказал Данияр Акишев. – На долгосрочной основе период курса определяется состоянием всего платёжного баланса Казахстана, отражающего все ключевые факторы: цены на нефть, курсы валют в странах торговых партнёров, особенности ведения бизнеса в Казахстане и в соседних странах".

Косвенно отвечая на критику казахстанского бизнеса, что Нацбанк страны плохо коррелирует валютную позицию тенге/рубль с российским Центробанком, Данияр Акишев заметил, что центробанки активизировали взаимодействие в рамках консультативного совета, "что позволяет нам значительно продвинуться в сфере обсуждения программного документа – концепции формирования общего финансового рынка Евразийского экономического пространства. Согласно договору о ЕвраАзЭс, мы должны двигаться к этому после 2025 года. Пока я не могу комментировать, по каким конкретно направлениям идут обсуждения. Мы движемся секторально: по банковскому сектору уже достигли определённых договорённостей, сейчас обсуждаем страховой рынок и рынок ценных бумаг".

Татьяна Батищева

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться