Инвесторы борются за внедрение системы оплаты за проезд грузового транспорта в Казахстане

Поступило восемь предложений по реализации проекта.

17 Августа 2018 07:01 Автор: Майра Медеубаева
Инвесторы борются за внедрение системы оплаты за проезд грузового транспорта в Казахстане, перевозки, грузовые перевозки, Инфраструктура, Казавтожол, ГЧП

По данным АО «НК «Казавтожол», в апреле этого года частным инвестором – казахстанско-российской компанией предложено осуществить внедрение системы взимания платы на условиях государственно-частного партнёрства. При этом частным инвестором предложен смешанный вариант внедрения системы взимания платы на основе действующих в Казахстане и России систем, сообщил дорожный оператор на официальный запрос Atameken Вusiness Сhannel.

Согласно Закону «О государственно-частном партнёрстве» уполномоченным органом осуществлён поиск альтернативных предложений, по итогам которого предложения по внедрению системы взимания платы представили восемь международных и казахстанских компаний. В настоящее время альтернативные предложения изучаются специально созданной рабочей группой, по итогам работы которой будут определены дальнейшие мероприятия по внедрению системы взимания платы в Казахстане, уточнили в нацкомпании.

Напомним, в ноябре 2017 года оператор сообщил о том, что плата за проезд автотранспорта свыше 12 тонн по реконструированным дорогам будет взиматься через систему GNSS (Global Navigation Satellite Systems – система, предназначенная для определения местоположения (географических координат) наземных, водных и воздушных объектов).

Компания уже несколько лет изучает мировой опыт внедрения систем взимания платы. Был изучен опыт европейских стран, России, Белоруссии, Кореи и Китая. Проведенный анализ показал, что существенного преимущества нет ни у одной системы. На надлежащее функционирование системы взимания платы влияют многочисленные факторы, такие как: географическое расположение, интенсивность движения, социально-экономическое развитие страны, протяжённость автомобильных дорог и тому подобное. Совокупность данных факторов является предопределяющим условием для выбора внедряемой системы взимания платы, отмечают в компании.

«В 2017 году нами действительно изучался опыт России по внедрению платности на примере системы «Платон», архитектура которой основана на расчёте точного пройденного расстояния, определяемого с помощью бортовых устройств геопозиционирования (GNSS) и взимании платы за проезд только с грузовых транспортных средств свыше 12 тонн. Применение вышеуказанной системы взимания платы рассматривается как один из возможных вариантов к внедрению», – говорится в сообщении.

По информации «Казавтожола», ставки за проезд будут определяться в зависимости от категории автомобильной дороги и необходимых затрат на её содержание и текущий ремонт, в том числе и на содержание программного аппаратного комплекса системы взимания платы. Все сборы с платных дорог будут направляться на содержание и текущий ремонт данных платных участков. При этом планируемые сборы платы составят до 30 млрд тенге на 6,5 тыс. км платных дорог и до 45 млрд тенге на 15 тыс. км платных дорог.

Ранее в компании сообщали, что для устройства оборудования по взиманию платы «Казавтожол» привлекает заём на сумму 150 млн долларов у Европейского банка реконструкции и развития. Оператор проинформировал, что «принимая во внимание предоставленные частными инвесторами инвестиционные предложения по внедрению системы взимания платы, переговоры по привлечению займа ЕБРР временно приостановлены».

Напомним, по данным Министерства по инвестициям и развитию, ведётся работа по проектированию системы взимания платы на 13 участках общей протяженностью 5,5 тыс. км, стоимость реализации которых будет известна после заключения государственной экспертизы. В «Казавтожоле» уточнили, что в настоящее время работа по проектированию системы взимания платы на 13 участках находится на стадии завершения, окончательная стоимость будет определена после заключения госэкспертизы, а дальнейшие мероприятия по внедрению системы взимания платы в Казахстане будут озвучены после изучения рабочей группой представленных инвестиционных предложений частными инвесторами.

Майра Медеубаева