Ирина Байжанова о KFW: "Иногда я хочу поставить точку, но иду дальше"

Аида Есеналина Аида Есеналина
32643

Сколько стоит участие в казахстанской Неделе моды и каких изменений ждать от проекта, abctv.kz рассказала гендиректор Kazakhstan Fashion Week Astana Ирина Байжанова.

Ирина Байжанова о KFW: "Иногда я хочу поставить точку, но иду дальше"

Очередная казахстанская Неделя моды собрала на столичном подиуме 15 казахстанских и зарубежных дизайнеров. На этот показ, по словам организаторов, съехались байеры из России и гости из Италии.

Редакция abctv.kz встретилась с главным организатором KFW Astana и разузнала, насколько тяжело проводить подобные мероприятия и в чем интерес его создателей.

– Ирина, для Вас это бизнес?

– Это скорее мое детище, из которого я хочу сделать нечто значимое для казахстанской индустрии моды. Сейчас это больше имиджевый проект, который недостаточно прибыльный. Как бизнес-проект, он уже второй год не окупается. В прошлом году мы и вовсе ушли в большой минус, так как все наши партнеры были заняты подготовкой и проведением "Экспо". Несмотря на это, я считаю, что прошлую Неделю моды мы провели очень даже достойно, смогли пригласить международных профессионалов индустрии. В этом году мы тоже пригласили хороших гостей и спикеров. По предварительным расчетам, на этот раз мы должны выйти хотя бы в маленький, но плюсик.

– "Экспо" закончилось. В этом году, наверняка, было легче с организацией.

– Сейчас, во времена кризиса вообще любой проект идет тяжело. KFW Astana – не исключение, учитывая, что все мировые недели моды в большинстве своем активно поддерживаются государством. К сожалению, в этом году государство нас поддержать не смогло, но зато помогли давние партнеры. И да, мы все еще на плаву, потому что проект все-таки коммерческий.  

Государство активно поддерживает бокс, хоккей, футбол и не понимает, что фэшн-отрасль – это тоже огромный пласт. Это и легкая промышленность, и сырьевой сектор, и модельный бизнес, которые несут позитивный имидж Казахстана во всем мире. Мне кажется, не стоит к этой сфере относиться так легкомысленно. Очень актуален призыв президента одевать казахстанцев во все отечественное, однако нет понимания, откуда взять средства тем, кто будет казахстанскую одежду шить.

– А как же фонд "Даму" и национальная палата предпринимателей, Вы к ним обращаетесь за помощью и поддержкой?

– Наверное, они кому-то и помогают. Но знаете, я человек творческий, поэтому пока не имею представления, как все свои идеи преподнести им. Просто прийти и рассказать на словах – не самый лучший вариант. Поэтому я хочу собрать группу единомышленников и работать в этом направлении, чтобы правильно презентовать проект тому же "Даму", донести, какие задачи наш проект решает и какой выхлоп в итоге принесет стране. У нас на самом деле много талантливых дизайнеров, которые делают прекрасные коллекции, которые могли бы выйти на международный уровень и стать известными всему миру. Все это можно обратить в экономическую выгоду для Казахстана. Но люди, ответственные за это, даже если и хотят, то сами не знают, как именно это сделать. У нас принято кидаться то в спорт, то в туризм, но ничего до конца, к сожалению, не доводится. Все отрасли так и остаются в подвешенном состоянии.

– Ну а когда соберетесь и пойдете, что попросите в первую очередь?

– У меня есть мечта – чтобы государство выделило большую площадь земли и выделило средства на постройку огромного ангара, где проходили бы и выставки, и показы моды. Там же можно расположить большие экспериментальные цеха для молодых дизайнеров и на основе грантов давать им возможность запускать свое производство. Чтобы это было большое модное пространство, куда съезжались бы все мировые профессионалы индустрии.

Пока это просто мечта. Но я верю, что рано или поздно она сбудется. Я знаю, что правительство, в конце концов, обратит на нас внимание и поймет, что индустрия моды – это львиная доля экономики страны. Мы, пусть и маленькими шажочками, но идем к этому.

– А не возникает желания просто взять и бросить все это?

– Иногда я думаю, что все, на этом закончу, больше не могу, устала ходить по спонсорам и уговаривать посодействовать в финансировании главной модной площадки страны. Хотя считаю, что на национальный проект спонсоры сами должны идти, в том числе косметические компании и модные бренды. Этого, к сожалению, не происходит пока. Но, несмотря на это, после каждого проекта я собираюсь с силами и начинаю готовиться к следующему, так как хочу довести начатое до конца и сделать что-то значимое.

– Вы упомянули, что проект коммерческий, то есть дизайнеры должны платить за участие?

– Пока да. Если бы у нас была постоянная поддержка от государства или хотя бы от акимата города, то дизайнеры могли бы получать весь пакет участника бесплатно. Тогда у них были бы и время, и деньги творить, а у нас появилась бы возможность отбирать лучших из лучших, как это происходит на выставках Милана и Парижа – там дизайнеры проходят жесточайший отбор, и не важно, сколько денег они могут за это заплатить.

– То есть отбора на казахстанскую Неделю моды вообще нет и туда может попасть любой, кто готов заплатить?

– Нет, конечно. Отбор есть, всегда был, и с каждым годом становится все жестче. Но был случай, когда дизайнер при подаче заявки на участие предоставил замечательные эскизы с оригинальной и целостной идеей, которые нами были утверждены, а на выходе это было пять минут позора – некачественные ткани, неаккуратные швы – в общем, все было плохо. То есть оригинальные эскизы на бумаге еще не означают, что коллекция будет качественной. После этого у нас все по-другому. У нас появилась площадка конкурса молодых дизайнеров Fashion for future, на которой мы тщательно будем отбирать всех участников по международным стандартам. И любой желающий, пусть даже с большими деньгами, если нет оригинальной идеи, участвовать на Неделе моды не сможет. А к нам, кстати, иногда обращаются довольно состоятельные люди с желанием участвовать на KFW Astana, но, к сожалению, без уникальной идеи. Таких желающих мы, конечно же, к участию не допускаем.

– А как проходит отбор моделей? Какие гонорары они получают за показ?

– Я хотела бы, чтобы наши модели получали такие же гонорары, как в Париже, Милане или Лондоне, за один выход от 500 евро. Но у нас, к сожалению, этот бизнес не так развит, наши модели получают гораздо меньше, чем на Западе. А модельный бизнес в Казахстане поднимется только тогда, когда заработает модная индустрия в целом. Тогда будут востребованы профессиональные модели с отличными данными и дефиле. К сожалению, пока у нас все непрофессионально и сыро. Вот даже на этом кастинге участвовали девочки такой неописуемой красоты и фактуры, но представления не имеющие, что такое дефиле, хотя утверждали, что пришли с модельного агентства. Модельным агентствам следовало бы обучать талантливых девочек дефиле бесплатно, тогда бы они были более конкурентоспособны. А начав зарабатывать, и сами модели начали бы вкладывать в свою внешность и тщательно за ней следить. Бывают случаи, когда мы видим на кастингах не совсем ухоженных моделей, хотя модельные агентства получают от нас полные рекомендации. С учетом того, что у дизайнеров могут быть разные идеи, они могут попросить выйти их босиком или же в прозрачной одежде – у моделей все должно быть идеально.

– Сколько стоит пакет участника? И на что расходуются эти деньги?

– Стоимость участия в проекте составляет 500 тысяч тенге. В пакет входит показ, выставка в двух шоу-румах, гала-ужины, афтепати, стилисты, визажисты, декорации, модели и расходные материалы, как косметика, а также работа команды KFW из 40 человек.

В этом году большую часть расходов составило приглашение, размещение и прием зарубежных гостей. Мы пригласили куратора международной платформы – стилиста и модного редактора Vogue Italy Риккардо Терцо, креативного директора Европейского института дизайна IED Giovanni Ottonello, основателя Russian Fashion Roots (Москва) Анастасию Рязанкину. Анастасия владеет двумя огромными магазинами в центре Москвы, где представлены дизайнеры из разных стран, в том числе и казахстанские. Она проведет мастер-класс на тему: "Модный бизнес и модные иллюзии нашего времени". Мы также обговорили с Анастасией Рязанкиной возможность создания отдельного уголка Kazakhstan Fashion Week Astana в шоу-руме в Москве и предоставление лояльных условий для наших дизайнеров. Giovanni Ottonello даст каждому участнику недели полное портфолио-ревю, то есть сделает разбор коллекции и проведет работу над ошибками. Это уникальная возможность для наших участников.

На следующий год планируем пригласить байеров одного из легендарнейших концепт-шопов Европы 10 Corso Como Milan. Хотелось бы, чтобы их представители оценили наших участников, и, возможно, кому-то очень повезет и его коллекции будут выставлены в 10 Corso Como Milan.

– С какими международными площадками Вы еще сотрудничаете в рамках казахстанской Недели моды? Чем можете заинтересовать казахстанских дизайнеров?

– Мы подписали контракт с одной из престижных высших школ в области дизайна и моды – Европейским институтом дизайна IED. Теперь совместно с ними мы будем проводить ежегодный конкурс для молодых дизайнеров Fashion for future. Победители в качестве Гран-при получат возможность обучиться в летней школе IED Milan, а мы со своей стороны предоставляем возможность представить свои коллекции на главной модной площадке страны. С IED также подписали контракты два технологических университета – Казахский университет технологии и бизнеса и Алматинский технологический университет. Теперь их студенты могут учиться три года в Казахстане, а оставшиеся два года доучиваться в Италии в IED и получать двойные казахстанско-итальянские дипломы.

Кроме этого, KFW Astana в следующем году открывает International Fashion Business School и будет проводить серию мастер-классов от лучших профессоров мировых институтов моды. Дизайнеров будут обучать в формате "интенсив" тому, как начать бизнес в этой сфере, как выстроить бренд и его визуальную составляющую, как выбирать ткани и многому другому. Нашим дизайнерам катастрофически не хватает этих знаний.

Предполагается, что стоимость обучения будет варьироваться от 200 тысяч до 750 тысяч тенге для каждого дизайнера в зависимости от того, сколько человек будет в группе. Хотелось бы, чтобы эту инициативу поддержало государство, тогда эти курсы стали бы для наших дизайнеров бесплатными.

– Ирина, скажите, а публика в Алматы и Астане отличается друг от друга?

– В Астане, в отличие от искушенной и избалованной публики Алматы, к счастью, очень благодарная публика. И такие же благодарные спонсоры: если они участвуют в KFW Astana, то делают все до конца и очень хорошо, за что мы им безмерно благодарны. 

– А что можете сказать про казахстанских дизайнеров? Есть мнение, что сейчас многие копипастят друг друга и международные бренды.

– И такое есть, к сожалению. Но это есть везде – и в Италии, и во Франции, и в Китае. Вот, к примеру, несколько лет назад я долгое время вынашивала в голове идею с божьими коровками. И вот захожу я в магазины D&G и Gucci – а там мои божьи коровки! Они украли у меня их, они за мной шпионят!!! Шучу, конечно. На самом деле это не повторение, каждый приходит к этому сам в свое время. Я увидела этих божьих коровок и вдохновилась ими еще с коллекции грузинского дизайнера Кети Чхиквадзе, когда она делала броши. Такое бывает часто.

А что касается казахстанских дизайнеров – я в них верю и могу с уверенностью сказать, что мода в Казахстане есть!

Аида Есеналина

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться