Итальянский джаз в городе на Белом холме

Джазмен мирового масштаба и его квартет Gabriele Buonasorte 4tet очаровали публику в Актобе.

13 Июля 2018 07:00 Автор: Семен Данилов
Итальянский джаз в городе на Белом холме, Музыка, джаз, Культура, Концерт, Габриэле Буонасорте, Муаро Негри, Gabriele Buonasorte 4tet, Актобе

Габриэле Буонасорте приезжает в Актобе уже в третий раз, и второй вместе с квартетом. Первый концерт маэстро планировал дать актюбинской публике 5 июня 2016 года. Однако планам джазмена не суждено было сбыться. Именно в тот день в Актобе произошел теракт, в котором погибли ни в чем не повинные люди. Все это оставило неизгладимый след в жизни Габриэле.

В декабре того же года музыкант повторил свой визит в Актобе, правда, без своей команды, а с поп-дуэтом Jalisse. Но маэстро поставил перед собой задачу все же показать актюбинцам программу, сорвавшуюся из-за июньских событий 2016 года.        

И вот, квартет под управлением виртуозного джазиста и композитора из солнечной Сицилии Габриэле Буонасорте вместе с приглашенным всемирно известным кларнетистом Муаро Негри представил актюбинским любителям джаза альбом 2012 года Forward. Это был первый диск маэстро, созданный им уже как композитором.  

Синьор Буонасорте проповедует новый джаз – легкий и прогрессивный, основанный на сплошной и нескончаемой импровизации. Он не боится смешивать различные музыкальные жанры, постоянно меняя аранжировки тех или иных композиций. Габриэле так видит реальность и передает свое видение публике. И не только он, но и вся его команда заводит зал своей энергетикой.

Более 500 поклонников джаза встречали овациями великолепную четверку и кларнет. Дело в том, что, по сути, квартет Gabriele Buonasorte 4tet –  это уже квинтет. Пятый игрок – кларнетист Муаро Негри.

После концерта, когда удалось переброситься парой слов с маэстро, он сказал:

«Десять месяцев назад я пригласил Маури Негро, который в свое время был для меня духовным джазовым отцом, на наш концерт. После этого выступления он мне сказал: «Габриэле, я хочу играть с тобой». Вы знаете, я даже немного выпил – отметил это событие. Потому что это один из музыкантов, которого я уважаю больше всего. Это один из выдающихся кларнетов Европы».       

Остальные участники квартета: Анджело Оливьери – труба; Мауро Гавини – бас-гитара; Саверио Федеричи –  ударные. Первая композиция – Spred. Затем последовала Scirocco. На итальянском языке это означает сильный южный или юго-западный ветер. Стихия ветра в музыке. Легкое дуновение морского бриза то постепенно, то неожиданно переходящего в тайфун. Эдакое музыкальное хулиганство, которое вызывало восторг зала. 

После Jean Pierre Майлса Дэвидса великолепная четверка и кларнет зажгла Odwalla из репертуара знаменитого Art Ensemble of Chicago. Зал все встречал на ура. Саверио Федеричи своим соло на ударных при исполнении этой композиции в течение трех-четырех минут срывал шквал аплодисментов под одобрительный свист и крики: «Браво!».

А затем Габриэле Буонасорте взял в руки микрофон и обратился к залу. Говорил он на английском через переводчика:

«Программу, которую вы смотрите сейчас, мы должны были показать в Актобе 5 июня 2016 года. Но в тот день произошло ужасное событие, которое запомнилось мне на всю жизнь. Теракт. Погибли мирные люди. Мы оказались заложниками ситуации и пробыли все это время в гостинице. Когда я приехал домой, то решил в память о тех, кто погиб в теракте написать композицию Nevermore («Больше никогда»)».      

Напомним, 5 июня 2016 года были совершены вооруженные нападения на два оружейных магазина и войсковую часть №6655 в Актобе. В городе был объявлен режим антитеррористической операции. В результате нападений террористов восемь человек были убиты, трое из них – военнослужащие. Были госпитализированы 23 пострадавших.

Память погибших почтили минутой молчания. Затем музыканты исполнили Nevermore. Это нужно было слышать. Словами описать просто не получится. Что-то такое кричащее, тревожное и пронзительное. Было ощущение, что еще минута и больше выдержать будет невозможно.

Зал притих, встретив произведение сдержанными аплодисментами. За несколько минут до завершения концерта вспомнили Батырхана Шукенова. Человека, который на сцене практически всегда был с саксофоном.  

Маэстро исполнил «Ару ана». За роялем аккомпанировала организатор концерта Дина Ниязова. Завершили концерт музыканты композицией Like Marcus. Великолепный шоу-праздник с грустным оттенком.  

У музыкантов было не очень много времени после концерта, но все же многие желающие смогли сфотографироваться или сделать селфи с джазменами. Удалось перекинуться парой фраз с Габриэле. На вопрос «Не было ли страха приезжать вновь в Актобе?» он ответил с улыбкой: «Никогда! Я ведь сицилиец!». Кстати, родился и почти всю свою жизнь маэстро прожил в городе Сиракузы на острове Сицилия. Ему нравится Казахстан и народ, который здесь живет.

«Я бы, наверное, сделал сравнение казахстанцев с моими земляками – жителями Сицилии. Вы очень гостеприимны и открыты людям», –  сказал маэстро.

А вот в отношении мировой джазовой культуры мы несколько отстаем.

«Сейчас здесь происходит то, что в Италии произошло в 60-х годах ХХ века. Именно тогда к нам приехали американцы и привезли культуру джаза. Я встретился здесь с музыкантами, которые классно играют джаз, но исполняют его в стиле 50-х годов прошлого столетия. Сюда еще не дошел современный джаз. Но он придет, поверьте мне. Я им всех заражу», –  отметил, улыбаясь, Габриэле Буонасорте.

И еще запомнился небольшой рассказ маэстро, как он, собственно, стал знаменитым саксофонистом.

«Все началось, когда мне было семь лет. Мы игрались со своим братишкой и имитировали исполнение музыки на гитаре, используя теннисную ракетку. А потом я увидел по телевизору саксофон. Тогда я спросил себя: «А как я это буду имитировать?». Я нашел детскую лейку, которая чем-то походила на саксофон. Слава Богу, моя мама вместо того, чтобы отвести меня к психологу или психиатру, записала в музыкальную школу на класс саксофона».

Семен Данилов, Актобе