Кабмин заарканит квазигосдолг

Размер расширенного госдолга, включая обязательства нацкомпаний, приблизился к $55,5 млрд, что сопоставимо с валютными активами Нацфонда.

18 Июня 2018 17:09 Автор: Ботагоз Омар
Кабмин заарканит квазигосдолг, квазигосдолг, Тимур Сулейменов, Внешний долг, нацкомпании, Нацбанк РК, Нацфонд РК

Правительство решило зарегулировать долговой аппетит квазигоссектора, который уже набрал больше, чем центральные органы власти. И в планах правительства снизить объем соответствующих обязательств. Для управления внешним долгом в текущем году будут определены объемы внешнего долга, подчеркнул на отчетной встрече министр национальной экономики (МНЭ) Тимур Сулейменов.

Нацкомпаниям подрежут долговые крылья

«Мы впервые определяем, четко регламентируем и контролируем объемы долга квазигосударственного сектора. Также пересмотрим лимиты долга местных исполнительных органов», – отметил он в понедельник, 18 июня.

За последние три года внешний долг Казахстана увеличился на 6%, или 10 млрд долларов, за счет роста заимствований как государства, так и подконтрольных ему организаций, а также внутригруппового финансирования. Внешние обязательства частного финансового сектора сократились на 4 млрд долларов, или 56%, подсчитал Национальный банк Казахстана.

На начало 2018 года совокупные обязательства страны составили 168 млрд долларов, подсчитал регулятор. По информации монетарных властей, в структуре внешнего долга 62% приходится на межфирменную задолженность, которая в основном состоит из долга филиалов иностранных компаний, реализующих нефтегазовые проекты на территории Казахстана. Внешний долг государственного сектора занимает 8%, организаций, контролируемых государством, – 16%, частного сектора – 14%.

По словам Сулейменова, госдолг страны находится «на очень сбалансированном уровне – 25 процентов к ВВП».

«Здесь сидит чисто государственный долг. Это низкий показатель, и он вполне вписывается во все фискальные правила. Что касается долга квазигосударственного сектора, он достаточно высок и составляет 27 процентов от ВВП», – подчеркнул глава МНЭ.

По его словам, правительство намерено снизить уровень долга нацхолдингов до 25,1%.

«Государственный долг, то есть долг правительства, Национального банка и местных исполнительных органов, контролировался нами всегда. По нему ведется мониторинг, контроль, полностью отчетность. По долгу квазигосударственного сектора глава государства в прошлом году поручил (выстроить систему мониторинга и контроля за внешними и внутренними займами квазигосударственного сектора. – Авт.), и мы это поручение реализовали в рамках поправок в Бюджетный кодекс», – пояснил глава МНЭ.

Теперь привлечение внешнего долга квазигосударственным сектором будет согласовываться с правительством.

«Они подают заявку, у нас есть специальная межведомственная комиссия на уровне заместителя премьер-министра. Все необходимые госорганы просматривают, есть ли конкретная необходимость привлечения внешнего долга, можно ли профинансировать за счет собственных резервов. Дают свое заключение, потом комиссия согласовывает либо не согласовывает. Комиссия приняла в этом году соответствующее решение», – пояснил алгоритм Тимур Сулейменов.

Мониторинг долга будет осуществлять Министерство финансов. Как сообщил глава Минфина Бахыт Султанов в ходе пленарного заседания сената 11 июня, отвечая на вопрос депутатов, долг группы компаний «Самрук-Казына» составляет 6,1 трлн тенге. До конца текущего года его планируется уменьшить на 8,2%, до 5,6 трлн тенге.

Вице-премьер Казахстана Ерболат Досаев считает, что долг страны находится на безопасном уровне.

«Долг квазигоссектора по прошлому году составил почти 27% к ВВП, суммарно вместе с долгом правительства он составляет 52,3 процента. Рекомендованный уровень – не более 60 процентов от ВВП», – отметил он в ходе пленарного заседания сената 11 июня.

Если смотреть относительные параметры госдолга, то тенденция не радует. В 2017 году размер госдолга практически не претерпел значительных изменений, однако расходы на его обслуживание выросли почти на 20%. Другими словами, каждые два из трех долларов, вырученных от экспорта товаров и услуг из РК, ушли на его обслуживание долговых обязательств.

Долг приемлемый, но не управляемый

Глава Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Наталья Годунова в свою очередь также считает, что валовый внешний долг страны находится в допустимых пределах. При этом имеют место недостатки в управлении госдолгом.

Так, ревизор озвучила сумму неосвоенных средств по внешним займам министерств Казахстана. Из 58 проектов на 4,5 млрд долларов 44 проекта в 2017 году были уже реализованы. Из 13 проектов, находящихся в процессе реализации в настоящее время, по семи сложилось неосвоение в общей сумме 1,7 миллиарда долларов.

«При этом не осуществляется оценка эффективности реализации институциональных проектов на предмет достижения поставленных целей. Также отмечается рост долга местных исполнительных органов на 30 процентов за последний год. Сегодня он составляет 572 миллиарда тенге, из них 77 процентов заимствовано у правительства. С одной стороны, это, конечно, позволяет реализовать регионам важные инфраструктурные и соцпроекты. С другой, здесь тоже нужен более четкий контроль. Прежде всего за внешними займами», – отметила она в ходе совместного заседания палат парламента в минувшую пятницу.

«На наш взгляд, недостатки в управлении долгом во многом обусловлены отсутствием его консолидированного учета. Министерство финансов, Министерство национальной экономики, Нацбанк – все они занимаются этим вопросом разрозненно. Каждое ведомство в пределах своих функций. В соответствии с Бюджетным кодексом, комплексная оценка долга должна проводиться ежегодно, однако она была проведена только один раз – в 2014 году. Возможно, целесообразно вменить это в функции одного госоргана», – предложила председатель Счетного комитета.

Ранее на пленарном заседании сената она обращала внимание на неэффективность значительных объемов средств, направляемых в квазигосударственный сектор. К примеру, до настоящего времени не решен вопрос возврата в бюджет остатков от реализации инвестиционных проектов квазигосударственных компаний.

«На начало этого года на контрольных счетах наличности числилось 74 миллиарда тенге. Из них только половина – средства 2017 года. Наряду с этим Минфин не располагает информацией о суммах депозитов, размещенных субъектами квазигоссектора в банках, а доля поступлений дивидендов и отчислений от них в пересчете к полученному доходу ежегодно сокращается, в прошлом году до шести процентов», – отметила Наталья Годунова.

Расширенный госдолг вырос до размеров Нацфонда

Секретарь комитета по финансам и бюджету сената Ерболат Мукаев поделился мнением о настораживающей устойчивой тенденции роста суммы долга правительства и внешнего долга крупных субъектов квазигосударственного сектора.

«Он превысил 55,5 миллиарда долга и составил 96,2 процента валютных активов Национального фонда. Его уровень практически подошел к предельному значению (100%) и может создать значительные риски финансовой нестабильности страны. Правительство должно усилить мониторинг и контроль за долгом квазигосударственного сектора», – подчеркнул он.

Депутат сената Али Бектаев считает, что по долгу государства не представляется достоверная, более конкретная экспертиза. По его данным, за последние пять лет внешний долг вырос в 5,8 раза.

«Госорганы имеют привычку получать займы международных финансовых институтов на непосредственно возложенные на них работы, проекты и программы, тогда как их можно было реализовать за счет своих средств. 1,7 миллиарда долларов до сих пор не освоены. По 35 проектам на сумму 947 миллионов долларов соглашения о займе были отменены, однако 71,8 миллиона тенге необоснованно выплачены из госбюджета в качестве разовой комиссионной выплаты», – отметил сенатор.

Он отметил, что 47% внешних займов правительства составляют очень дорого обслуживаемые еврооблигации. Только в 2016-2017 годах на их обслуживание было израсходовано более 225 млрд тенге. Это эквивалентно всем расходам на обслуживание долгов, понесенным с 1995 года.

Депутат предлагает пересмотреть новую концепцию бюджетной политики и внести в нее изменения по определению порогового показателя госдолга не более 15% к ВВП, а также предельного порога правительственного долга не более 13%.

Али Бектаев привел пример контракта с Международным банком реконструкции и развития, заключенного 21 августа 2017 года. По нему банк выделяет 67 млн долларов на модернизацию среднего образования страны.

«Основная часть данной программы будет направлена на приобретение мультимедийного оборудования для школ, а шесть миллиардов тенге – на привлечение местных и международных экспертов, на совершенствование знаний школьных учителей, на разработку учебных пособий, мониторинг проекта и на управления проектами», – подытожил сенатор.

Кроме того, были получены иностранные займы на реализацию проекта социального медицинского страхования и стимулирования трудовой квалификации рабочих мест на сумму 111 млрд тенге, а по итогам 2017 года объем налогов, не поступивших в бюджет, превысил 153 млрд тенге.

Туманные заимствования

В свою очередь депутат мажилиса Аманжан Жамалов на совместном заседании палат Парламента обратил внимание на то, что эффект от привлекаемых международных займов нередко «слабо осязаем».

Так, он остановился на внешних займах на проведение исследований и закуп консультационных услуг. Всего с 1995 года по сегодняшний день подписано 13 внешних займов на общую сумму 844 млн долларов, из них пять являются продолжающимися, по которым освоение составило всего 7%.

«Назову лишь четыре из них – займы Международного банка реконструкции и развития на поддержку структурных преобразований в управлении государственным сектором составляют 230 миллионов долларов, по передаче технологий и проведению институциональной реформы в секторе здравоохранения РК – 117 миллионов долларов, по развитию трудовых навыков и стимулированию рабочих мест – 100 миллионов долларов, по социальному медицинскому страхованию – 80 миллионов долларов», – отметил Аманжан Жамалов.

Даже название этих займов и исследований уже предполагает, что эффект от них фактически слабо осязаем, в отличие от инфраструктурных проектов, продолжает он. Так, наглядно показывает мажилисмен, по проекту развития трудовых навыков и стимулирования рабочих мест прямыми результатами за 2017 год являются 34 консультационные услуги и 11 курсов, тренингов, семинаров. Реального обновления национального рынка квалификации в соответствии с потребностями рынка труда не произошло, констатирует Жамалов.

Согласно последнему отчету Всемирного экономического форума, Казахстан занимает 11-е место из 137 стран по показателю «Государственный долг». По сравнению с предыдущим годом рейтинг был улучшен на шесть позиций.

Ботагоз Омар