Как китайские инвестиции спасли «Айку»

Кинокартина «Айка», принесшая казахстанской актрисе историческую победу на Каннском кинофестивале, выйдет в прокат этой осенью.

23 Мая 2018 13:18 Автор: Динара Канжагалинова
Как китайские инвестиции спасли «Айку», Кино, Фильм, Кинематограф, Айка, Китай, инвестиции, Каннский кинофестиваль, Самал Еслямова
Фото: Aidostudio

Фильм о молодой эмигрантке из Кыргызстана – продукт совместной работы сразу пяти стран: России, Польши, Германии, Казахстана и Китая. Бюджет картины составил 2,5 млн евро, что является достаточно невысоким показателем для европейского фильма, снимавшегося на протяжении шести лет.

По словам режиссера, частные инвестиции китайских коллег, вложенные ими под конец съемок, оказались необходимой и сильной поддержкой для всего проекта.

«С китайскими инвесторами мы встретились в Астане, презентовали 15 минут фильма – им понравилось так, что они согласились профинансировать. Они хорошо знакомы с культурой Казахстана и, возможно, дальнейшее сотрудничество на этом не закончится. А вообще, что такое 2,5 миллиона евро для фильма, который снимался шесть лет? Это очень маленький бюджет, словно намазать маленький кусочек масла на большой кусок хлеба. Съемки были очень долгие. Артхаузное кино – оно вообще невысокобюджетное, актриса за главную роль получила в качестве гонорара далеко не баснословную сумму денег. Зарабатывать можно и на сериалах намного больше», – рассказал режиссер фильма Сергей Дворцевой на встрече с министром культуры РК.

Помимо добровольных вложений китайских инвесторов, бюджет фильма был сформирован из государственных денег Министерства культуры Российской Федерации, нескольких немецких фондов и польского киноинститута.

Основная часть съемок фильма проходила в России, постпродакшн – монтаж, копия и звук делались в Германии, изображение – в Польше. Основную съемочную группу составляли казахстанские специалисты, в том числе исполнительница главной роли Самал Еслямова и казахстанский копродюсер Гульнара Сарсенова.

Картина рассказывает о судьбе кыргызских эмигранток в России, вынужденных оставлять новорожденных детей в роддомах. Это глубокая и жесткая драма о разломе семейных ценностей на фоне глобального конфликта социально уязвимого индивида с обществом. Казахстанской актрисе, сыгравшей главную роль в картине, пришлось несколько месяцев жить в Кыргызстане, учить язык, общаться с народом, познавать его самобытность. Многие сцены фильма были сняты на кыргызском языке.

«Конечно, легче всего было взять кыргызскую актрису на главную роль, но я не знаю такого уровня актрис в Кыргызстане. Самал очень точно смогла передать чувства матери, не являясь матерью сама. Ведь эта роль – ежесекундное страдание женщины на протяжении семи дней после родов. Это серьезная и жесткая драма. Сцены снимались в сильный мороз, в холодном снегу. Актриса выдержала не только испытания погодных условий, но смогла передать всю глубину чувств. Очень мало актеров могут играть настолько самоотверженно, на грани возможностей актерских. Самал – одна из таких. После церемонии в Каннах к нам подошла сама председатель жюри фестиваля, американская актриса Кейт Бланшетт и сказала, что это было безоговорочным решением – присудить победу казахстанке сразу после просмотра картины», – отметил Сергей Дроздовский.

По словам создателей, кинокартина не является коммерческим проектом, однако окупаемости от нее все же ждут.

«Тут очень сложно прогнозировать. Но мы хотим, чтобы фильм окупился и заработал денег. Чтобы это работало как бизнес. Ведь, тем не менее, кинопроизводство – это бизнес. Как только картина получает возможность участвовать в главной программе Каннского фестиваля, это значит, что у нее уже будет стопроцентный прокат».

К слову, в мировой прокат кинокартина «Айка», как планируют создатели, выйдет к осени. Финальные монтажные работы будут завершены в течение 1-1,5 месяца.

«В Каннах мы показывали только черновой вариант, так случилось, что картину впервые вообще в истории фестиваля утвердили, посмотрев только 40 минут фильма. Дирекции фестиваля он очень понравился, и буквально за два дня мы закончили черновой вариант, чтобы принять участие в фестивале и презентовать фильм», – ответил в кулуарах Министерства культуры и спорта РК Сергей Дворцевой.

Отметим, что главный виновник состоявшейся встречи – казахстанская актриса Самал Еслямова также присутствовала на мероприятии, где получила презент в виде национального костюма лично от Министра культуры Казахстана.

«Это первый такой случай в истории нашей страны. На бывшем советском и постсоветском пространстве ни одна актриса не была удостоена такой высочайшей награды. Это великий успех. Каннский фестиваль – это главный конкурс, из 20 лучших фильмов мира выбирается только один. Затем из них выбирается одна лучшая актриса. Представляете, какое количество фильмов делается и сколько актеров? Мы сейчас просто не совсем осознаем, каких успехов мы достигли. Это больше, чем олимпийская медаль, которые раз в четыре года мы точно получаем. А этот случай первый, и мы просто еще не пришли в себя до конца», – высказался министр культуры Арыстанбек Мухамедиулы.

Не прошла встреча спикеров и без упоминания главного Вавилона казахстанского кинопроизводства – «Казахфильма», совместно с которым Сергей Дворцевой выпустил картину «Тюльпан», в котором дебютировала Самал Еслямова, ставшая уже музой российского режиссера. В данный момент готовится еще несколько проектов в рамках казахстанско-российского сотрудничества, что, в свою очередь, по мнению участников встречи (делегации), вспашет почву для развития казахстанской киноиндустрии.

Динара Канжагалинова