Казахстан привяжет товары к маркировке ЕАЭС

9720

Производителей обяжут за свой счет наносить цифровой штрих-код на продукцию, что может сказаться удорожанием на её стоимости.

Казахстан привяжет товары к маркировке ЕАЭС

Свободное перемещение товаров на территории Евразийского экономического союза в скором времени потребует подтверждения их легальности в виде маркировочных меток. Вслед за Россией Казахстан планирует внедрить институт маркировки продукции средствами идентификации. Новое обязательство для экспортно ориентированных производителей в пределах ЕАЭС создаёт дополнительную статью расходов, что, очевидно, приведёт к удорожанию себестоимости товара, а в конечном итоге и к росту цен уже на прилавках. Однако Министерство финансов, продвигающее новшество, видит в нём больше плюсов, чем рисков. Большая часть Парламента также разделяет эту позицию. Соответствующий ратификационный законопроект уже принят в мажилисе преимущественным большинством голосов.

Маркировка легализует рынки

О том, что сулит ратификация соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе, на пленарном заседании в мажилисе рассказал министр финансов Алихан Смаилов.

Основная цель документа заключена в обеспечении законного оборота товаров, защите прав потребителей, сокращении теневой экономики, увеличении поступлений налогов в бюджет, выравнивании конкурентных условий ведения бизнеса в рамках союза.

"Маркировке подлежат товары, ввезённые на территорию Таможенного союза, произведённые на территории союза. При этом допускается маркировка товаров за пределами ТС. Перечень маркируемых товаров единогласно утверждается Евразийской экономической комиссией по предложению стран с представлением полного анализа целесообразности введения маркировки. В случае отсутствия решения о введении маркировки определённой группы товаров на территории союза государство-инициатор имеет право ввести маркировку в соответствии со своим законодательством. При этом в случае наличия намерений могут присоединиться и другие государства-члены", – сообщил во время презентации законопроекта глава Минфина.

В соглашении предусмотрены случаи, при которых не распространяется маркировка товаров. Например, товары для экспорта за пределы таможенной территории ЕАЭС и товары, ввозимые физическими лицами для собственных нужд.

"Считаю, что маркировка каждой единицы товара и обеспечение его прослеживаемости от производителя до конечного потребителя являются одним из эффективных инструментов цифровизации экономики. Реализация соглашения не потребует выделения средств из республиканского бюджета", – отметил Алихан Смаилов.

Министр привёл в пример маркировку меховых изделий, которая действовала в Казахстане в пилотном режиме с ноября 2017 года. С этого времени в стране были промаркированы 240 тыс. шуб, количество импортёров, задекларировавших товары, увеличилось на 25%, объём уплаченных таможенных пошлин вырос на 70%, объём внутренних налогов повысился в 1,5 раза.

"Вместе с тем мы видим, что некоторые налогоплательщики занижают свои доходы и уклоняются от налогообложения. В результате данного пилотного законопроекта количество налогоплательщиков, работающих на основе патента, сокращено в шесть раз. Это говорит о том, что из упрощённого режима они перешли в общеустановленный. В итоге они указывают свои реальные доходы и уплачивают свои реальные налоги. То есть этот пилотный проект по маркировке даёт положительные результаты", – резюмировал глава Минфина.

Сама по себе маркировка товаров предполагает нанесение на каждую единицу товара цифрового двухмерного штрих-кода. Сфальсифицировать его будет крайне сложно, уверяет авторы инициативы. Однако для производителей такая цифровизация означает появление новой статьи расходов. Бизнесу придётся приобретать оборудование для маркировки продукции либо арендовать его. Во сколько обойдётся предпринимателям цифровая метка одного товара, неизвестно. В профильном ведомстве утверждают, что минимальная стоимость нанесения QR-кода может равняться трём тенге.

При этом власти обещают проявить широкий жест в виде государственной поддержки предприятиям. Помощь будет заключаться в субсидировании процентных ставок по кредитам, оформленных для приобретения маркировочной техники. Данные меры планируется включить в третью пятилетку ГПИИР, которая начнётся в 2020 году.

Шубы, лекарства, табачные изделия

Окончательного перечня товаров, которые будут подлежать маркировке в рамках ЕАЭС, пока ещё нет. Со слов Алихана Смаилова, Казахстан будет опираться на российский список, который сегодня включает в себя меховые изделия, табачную продукцию, лекарственные средства, парфюмерию, обувь.

"Меховые изделия станут первыми товарами, скорее всего, которые войдут в перечень. Следующими кандидатами являются табачные изделия, по которым мы начали проведение "пилота" совместно с Российской Федерацией. Но опять же это займёт время. Сначала мы проведём "пилот", потом будут соответствующие предложения в комиссию ЕАЭС. После чего это будет предложено другим странам союза. По лекарственным средствам мы также планируем начать "пилот" где-то в апреле предстоящего года. Если опыт покажет положительные результаты, то где-то уже в начале 2021 года табачная продукция тоже попадёт в перечень товаров, которые обязательно должны маркироваться на всём пространстве ЕАЭС", – сказал министр.

Он добавил, что для оцифровки меховых изделий создана соответствующая информационная система. Она работает в штатном режиме и интегрирована с системами органов налоговых, таможенных доходов и Министерства юстиции. В настоящий момент осуществляется взаимодействие в рамках Евразийского экономического сообщества.

"По тем меховым изделиям, которые будут включены в обязательную маркировку, у нас информационная система готова полностью. По мере того, как будет приближаться следующий товар по включению в перечень обязательной маркировки, соответствующие информационные системы будут готовы", – уточнил министр.

Такие товарные позиции, как лекарственные средства, являются чувствительными для населения, в связи с этим необходимо понимать, что наценка на них вследствие маркировки ударит по карману простых потребителей, обратил внимание спикер мажилиса Парламента Нурлан Нигматулин.

"Сегодня все развитые страны маркируют лекарственные средства, и мы, конечно, не должны в стороне стоять от этих процессов, но население должно быть абсолютно уверено, что в наших аптеках и больницах используются только качественные лекарственные препараты. При этом очень важно проработать вопросы государственной поддержки в приобретении оборудования нашими производителями лекарств, аптеками и больницами. Введение маркировки не должно привести к увеличению стоимости лекарств. Это должно быть в основе подхода к этому вопросу. Это очень чувствительная тема для населения. Это очень важно помнить", – заявил Нурлан Нигматулин.

Маркировка не должна стать барьером

Законопроект встретил одобрение депутатов нижней палаты Парламента. За ратификацию из 102 присутствующих проголосовали 95 депутатов, шесть парламентариев воздержались, и только один голос был отдан против принятия соглашения.

Реализация договора потребует принятия Казахстаном дополнительных регулирующих норм для внедрения максимально прозрачного, взвешенного подхода к маркировке и обращению товаров, как на казахстанском, так и на евразийском рынке, полагает депутат Ирина Унжакова.

"Статья 3, пункт 4, гласит, что "маркировка товаров путём идентификации нанесения средств идентификации, не содержащая средств или элементов защиты от подделок, допускается только в условиях, исключающих нахождение в законном обороте товаров, маркированных нелегальными средствами идентификации". Мы понимаем, что решение только одной этой задачи потребует от уполномоченного органа создания правовых и процессуальных коридоров", – подчёркивает она.

Депутат также обратила внимание, что необходимо учитывать риски сбоев информационных систем, которые могут привести к проблемам товарного документооборота.

"За несвоевременное принятие на баланс импортированного из ЕАЭС товара предприниматели будут нести административную ответственность. В этой связи нам представляется абсолютно необходимым уделить самое серьёзное внимание технологической и институциональной ресурсной обеспеченности информационных систем, с тем чтобы их некорректная работа не создала барьеры или проблемы для добросовестных предпринимателей. Все эти вопросы не праздные. Они сегодня-завтра будут представлять повседневную актуальность для нашего бизнеса. Поэтому мы настоятельно рекомендуем, чтобы и уполномоченный орган, и другие участники процесса маркировки и идентификации товаров стран ЕЭАС создали все необходимые условия для того, чтобы можно было осуществлять всесторонний анализ последствий маркировки соблюдения баланса интересов, как для предпринимателей, так и для бизнеса и государства", – считает она.

Руководитель фракции демократической партии "Ак жол" Азат Перуашев высказался категорически против ратификации, заявив, что казахстанцам достаточно естественной инфляции. По его подсчётам, одному потребителю с учётом его суммарных ежедневных трат за маркировку придётся доплачивать 200 тенге.

"Речь идёт о миллиардах. Такой доход это соглашение предлагает отдавать частной компании – оператору обязательной маркировки. Значительной частью этого налога будет руководить российская компания, которая инициировала этот мегапроект", – заявляет лидер партии "Ак жол".

Следующим аргументом против принятия соглашения Азата Перуашева стала стоимость оснащения производств маркировочным оборудованием, которая для субъектов крупного бизнеса может составить до полумиллиона долларов. Для малого каждый терминал обойдётся в 500 долларов.

Мажилисмен также выразил опасения по вопросу информационной безопасности.

"Вы все прекрасно знаете, в США привлекли к ответственности ряд браузеров за сбор данных о клиентах и передачу этих сведений третьим лицам. Это делали разные компании, каждый по своим собственным клиентам. Но в США посчитали такие действия преступлением. В нашем случае появляется единый держатель информации по абсолютно всем движениям товаров, контрактов, по всей цепочке от производства до продажи, всем платежам покупателей. По нашему мнению, такая информация затрагивает интересы национальной экономической безопасности, представляет собой огромный блок как государственной, так и коммерческой тайны и подлежит особой защите. Считаем, что ни в коем случае нельзя передавать это "Фракция "Ак жол" считает, что ратифицировать такое соглашение – значит соглашаться с ограничением прав казахстанского бизнеса в рамках ЕврАзЭС", – заключил парламентарий.

Динара Куатова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться