Казахстан ждет результаты ТЭО проекта Евразийской ВСМ

Расчеты со стороны КНР отражают нерентабельность его строительства в текущих параметрах, а бремя расходов придется повесить на налогоплательщиков.

09 Июля 2018 09:48 Автор: Майра Медеубаева
Казахстан ждет результаты ТЭО проекта Евразийской ВСМ,  Железная дорога, ТЭО, Қазақстан темір жолы, CREEC,Евразийская ВСМ

Сроки реализации проекта, источники финансирования и экономическая эффективность строительства Евразийской высокоскоростной железнодорожной магистрали (Евразийской ВСМ) по маршруту Пекин – Астана – Москва – Берлин пока не определены. Более предметные расчеты появятся после завершения разработки технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта, которую осуществляет российская сторона, сообщили abctv.kz в Министерстве по инвестициям и развитию.

Напомним, идея проекта Евразийской ВСМ как прообраз железнодорожного «Шелкового пути» принадлежит президенту Казахстана, она была озвучена 10 июня на XVIII заседании Совета глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Циндао (Китай).

В конце июня этого года крупнейший строитель железных дорог в КНР, China Railway Eryuan Engineering Group (CREEC), проанализировал финансовые и технические условия и пришел к неутешительному выводу – проект нерентабельный. Соответствующую оценку китайская компания представила российско-китайской рабочей группе, которой предстоит определиться с дальнейшими шагами, передает со ссылкой на источник в правительстве РФ rbc.ru.

Общая стоимость в китайских расчетах оказалась на 40% больше российской, а именно 9,8 трлн рублей (около 53,2 трлн тенге). При этом по расчетам CREEC, российский участок самый дорогой и будет стоить половину от заявленного бюджета.

Текущие параметры проекта, по данным российского издания, предполагают, что 60% средств будет привлечено в виде долга по ставке 5,75% годовых, что уже вдвое ниже рыночных внутрироссийских ставок. И даже в таком виде проект не окупаемый, уверены китайцы.

Рентабельности проекту могут придать обнуление ставок по кредитам. В таком случае окупаемость наступит через 27 лет, а внутренняя норма доходности составит 2,88%. Другими словами, без субсидий и господдержки, экономика проекта под вопросом, а с ними речь идет о финансировании стройки за счет бюджета на средства налогоплательщиков.

В феврале 2018 года подписан меморандум по взаимодействию в области развития магистрали «Евразия» между ОАО «Российские железные дороги» и АО «НК «Қазақстан темір жолы». В рамках указанного меморандума сформирован План мероприятий по реализации проекта на уровне железнодорожных администраций, согласно которому казахстанской стороной разработан проект технического задания на ТЭО проекта строительства скоростной магистрали.

Ранее, в ноябре 2017 года в рамках Казахстанско-российской межправительственной комиссии по сотрудничеству Казахстан и Россия договорились взять за основу маршрут Москва – Казань – Екатеринбург – Челябинск – Горбуново – Петропавловск – Кокшетау – Астана – Караганда – Балхаш – Алматы (Капшагай) – Алтынколь, сообщили в министерстве. Целью проекта является формирование грузопассажирского скоростного железнодорожного коридора между Китаем и Европой.

Предварительная оценка российской стороны гласит, что в течение первых пяти лет ожидается увеличение транзита в направлении Китай – Европа и обратно в 3,3 раза или на 5,9 млн, до 8,5 млн тонн в год. Далее транзит в указанных направлениях планируется довести до 16,6 млн тонн в год.

Объем пассажирских перевозок по территории Казахстана в течение первых пяти лет составит порядка 6 млн человек с последующим увеличением до 8-9 млн человек в год. В целом, по проекту пассажирооборот ориентировочно составит 41,4 млн человек в год с перспективой роста до 58 млн человек в год. Общая протяженность Евразийской ВСМ составит 9,5 тыс. км, из которых 1,73 тыс. пройдет по территории Казахстана.

Майра Медеубаева