Казахстанцы готовы больше тратить в Сети

9377

При незначительном увеличении количества сделок в Интернете, их денежный объем за год вырос на 45,4%.

Казахстанцы готовы больше тратить в Сети

Росту объемов интернет-торговли мешают те же факторы, что тормозят и рост традиционной торговли. По данным комитета по статистике, в 2016 году объем интернет-торговли в Казахстане составил 226,4 млрд тенге – на 45,4% больше показателей 2015 года (тогда объем сделок составлял 155,7 млрд тенге). Добиться роста удалось во многом благодаря конечным потребителям: розничные продажи и реализация услуг за год значительно выросли, при этом объем оптовой торговли остался примерно на уровне 2015 года.

Однако рост объемов торговли не означает, что казахстанцы стали чаще выбирать интернет-магазины в качестве площадок для шопинга. Объем сделок за год увеличился всего на 0,9% (до 51,1 млн), тогда как средний чек – на 44,2%. При этом в розничной интернет-торговле каждый заказ обходился покупателю в 5105,9 тенге, что лишь на 2,7% выше показателя 2016 года (это намного ниже уровня инфляции). В оптовой торговле и в секторе услуг увеличение показателя заметно выше – 30% (до 20613 тенге) и 129% (до 2469,9 тенге) соответсвенно. При этом и там, и там количество сделок снизилось (но в 2015 году объем услуг через Интернет считался комитетом по статистике без учета услуг интернет-банкинга).

Таким образом, казахстанцы готовы тратить в Интернете больше средств, но количество покупателей при этом практически не меняется.

Казахстанцы покупают стройматериалы, косметику и билеты
В 2016 году произошло значительное изменение структуры интернет-торговли. Казахстанцы стали активно отказываться от сделок по одним категориям товаров, но при этом стремительную популярность набирали другие.  В розничном сегменте отмечается снижение объема покупок продовольственных товаров с 3,1 до 2,9 млрд тенге (это во многом обусловлено "просевшим" рынком Астаны, где за год торговля снизилась с 848,8 млн до 322,3 млн тенге).

Непродовольственные товары, наоборот, становятся все более востребованными. Наиболее растущим сегментом электронной розничной торговли становится рынок строительных материалов. В 2015 году объем совершенных сделок составил 584,6 млн тенге, в 2016 – на 13,1 млрд тенге больше, что сделало эту категорию товаров самой востребованной.

Намного популярнее стала и покупка в Интернете одежды и обуви: этот сектор вырос за год более чем вдвое (с 6,5 до 13,5 млрд тенге). Более чем в два раза казахстанцы стали тратить и на бытовые электронные приборы – 8,3 млрд тенге против 3,8 млрд тенге годом ранее.

При этом рост отмечается не по всем категориям. Например, торговля в Интернете дорогими товарами переживает спад. Объем сделок по ювелирным изделиям и часам за год сократился с чуть более 1 млрд тенге до 111,1 млн тенге, продажи мебели упали с 4,8 млрд до 181,2 млн тенге. Менее востребованными стали и цветы – снижение с 269,7 млн до 26,7 млн тенге.

Большинство сделок в оптовой торговле осуществляется по одной из двух категорий: косметические средства и туалетные принадлежности (22,9 млрд тенге, + 13,5% за год) или автомобильные запчасти (20 млрд тенге, + 111,9%).

В сфере услуг наиболее востребованными являются те, что так или иначе связанны с поездками и туризмом. 29,3 млрд тенге казахстанцы потратили на покупку билетов на различные виды транспорта (в 2015 году – 4,5 млрд), 5,2 млрд – на бронирование мест размещения ( в 2015-м – 3,3 млрд).

Диверсификация рынка позволила увеличить объем сделок, и теперь востребованы не только товары повседневного и индивидуального пользования (косметика, одежда), но и электроника (бытовая техника, сотовые телефоны, компьютеры), а также различные средства для ремонта (как зданий, так и транспортных средств). Казалось бы, организовать торговлю ими можно в любом уголке Казахстана. Но по факту рынок казахстанской интернет-торговли имеет четкие центры.

Алматы – центр электронной коммерции
Одной из проблем развития интернет-торговли в Казахстане является то, что практически все торговцы расположены в одном из трех регионов республики: Алматы, Астане или Карагандинской области. При этом доля этих регионов растет: в 2015 году на них было сосредоточено 89,5% сделок, год спустя – 91,2%.

На долю Алматы, например, приходится 89% оптовой и 74,1% розничной интернет-торговли Казахстана. За год общий объем совершенных сделок, по данным комитета по статистике, вырос на треть, или 40 млрд тенге. В Астане рост сделок составил 93% (или на 8,2 млрд тенге), в Карагандинской области – 234,7% (на 18,9 млрд тенге).

Наиболее отстающими в развитии интернет-торговли регионами Казахстана, по данным комитета по статистике, явлются Алматинская (466,7 млн тенге по итогам 2016 года), Кызылординская (401,8 млн тенге) и Мангистауская (1,4 млн тенге) области.

Что мешает развитию?
Рост интернет-торговли в Алматы и Астане отчасти связан с большим развитием цифровой отрасли в этих городах по сравнению с регионами республики. Так, в Алматинской области, по данным комитета по статистике, из каждых 100 человек в 2016 году доступ к высокоскоростному Интернету имели 8, в Мангистауской – 10, в Кызыординской – 6. В регионах-лидерах этот показатель выше: 12 – в Карагандинской области, 15 – в Астане, 50 – в Алматы. Для сравнения: в среднем по республике из 100 человек в 2016 году фиксированный доступ к высокоскоростному Интернету есть у 13.

Однако слабое распространение Интернета в регионах не единственная причина, сдерживающая рост цифровой торговли. По данным опроса комитета по статистике, лишь 28,7% респондентов считают, что факторов, тормозящих развитие, нет. В 2015 году таких было 36,8%. Среди же наиболее актуальных проблем – недостаток собственных финансовых ресурсов (34,3% против 26,7% в 2015 году) и рост конкуренции на внутреннем рынке (34,4% против 29,9%). В этом отмечается большое сходство между продавцами в Сети и традиционными ритейлерами – последние также часто указывают на эти факторы.

Респонденты также указали и на растущее недоверие населения к интернет-торговле: в 2016 году такой ответ дали 18,2% опрошенных, годом ранее – 17%. При этом тех, кто считает, что интернет-торговля менее прибыльна по сравнению с традиционной, стало меньше – 9% против 9,5% годом ранее. Что касается проблем логистики, то они в случае с интернет-торговлей куда менее актуальны – на них указали 7,3% респондентов.

Алексей Никоноров

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться