Келимбетов: Приватизация всех крупнейших компаний Казахстана пройдет на МФЦА

13669

"Открытое небо" над Астаной является критически важным фактором для МФЦА.

Келимбетов: Приватизация всех крупнейших компаний Казахстана пройдет на МФЦА Фото: time.kz

Казахстан предпринимает вторую попытку раскрутить финансовый центр – после регионального финансового центра Алматы речь уже идет о международном финансовом центре "Астана" (МФЦА). Новая площадка воспользуется проводимой приватизацией казахстанских предприятий, чтобы привлечь инвесторов. О том как это будет происходить в интервью abctv.kz рассказал управляющий МФЦА Кайрат Келимбетов:

- Что вы хотите получить от визита гонконгской делегации в Казахстан?

- Это широкий визит. Они приехали, чтобы в целом соединить Гонконг и Казахстан. Гонконг – это финансовый хаб Китая. Соответственно, интересен их опыт в связи со всеми теми реформами, которые в Казахстане сейчас идут, - приватизация, верховенство права, новый финансовый центр. С 2018 года мы должны получить окончательную модель законодательства, новые финансовые институты. Гонконгский опыт интересен с точки зрения того, что они номер 3 в мире. Интересен с точки зрения того, что какая-то часть нашего road-show или road-show компаний, которые будут на приватизацию выставлены. Они должны предоставлять интерес для глобальных инвесторов, а что такое глобальные инвесторы? Для нас это, прежде всего, инвесторы, которые интересуются развитием азиатских рынков и китайского рынка в частности. В этом смысле мы видим кооперацию с их финансовыми властями, их арбитражным центром, их центром по развитию рынка ценных бумаг, по развитию сукук – там они тоже лидирующие позиции занимают. Опять же, это как поженить их бизнес-сообщество, заинтересовать. Чем заинтересовать? Мы как хаб на том, что они называют "Один Пояс – Один Путь", Экономический пояс Шелкового пути, для них тоже есть возможность экспортировать их услуги мирового уровня в том числе туда и работать. Они имеют рынок 2 трлн долларов по private equity, по private banking. Здесь это только зарождается. Они проявляют большой интерес. В первый раз делегация такого высокого уровня, возглавляемая министром финансов – это второй человек в их правительстве, который курирует все финансовое развитие. Он не просто сам приехал, а привез с собой солидную делегацию. Мы с ними, как финансовый центр, подписываем два соглашения: одно – с ассоциацией рынка ценных бумаг, второе – с советом по развитию торговли. То есть они видят большие возможности для торговли. Прежде всего, потому что мы крупнейшие в Центральной Азии по нефти, газу, урану, логистике. Все это вызывает у них интерес. Бизнесмены с бизнесменами должны найти какую-то кооперацию и вместе думать.

- Вы сказали о предложении проводить приватизацию через МФЦА. В связи с тем, что у нас сейчас будет две площадки – все-таки что будет с Казахстанской фондовой биржей? Она войдет в ваш состав или будет работать чисто на отечественный рынок? Как вы это видите?

- Я считаю, что будет создаваться крупнейший рынок, то есть финансовый центр выполнять международную роль. Есть решение и инициатива президента, что это будет международный финансовый центр. Соответственно, приватизация всех крупнейших компаний пройдет на площадке МФЦА. Как дальше будет конфигурация существующей инфраструктуры – этот вопрос требует обсуждения. Но мы, прежде всего, работаем над тем, чтобы в середине следующего года иметь площадку, когда первые компании АО "Самрук-Казына" получат возможность размещаться. Для нас это самое важное. 

- В "Самрук-Казыне" заявляли, что теперь речь не идет о "народном IPO"…

- Это не "народное IPO". Речь идет о привлечении глобальных инвесторов.

- А физические лица все-таки смогут приобретать акции?

- Такие детали лучше обсудить с "Самрук-Казыной" - кого они видят инвесторами.

- О каких сроках идет речь – 2017 год?

- Да, я думаю, в 2017 году начало, а дальше среднесрочная задача. Поэтому сейчас мы готовим платформу, они готовят компании к приватизации.

- "Открытое небо" над Астаной будет?

- Для нас это очень важно. Мы пока договорились с авиационными властями, что AirAstana до 2020 года откроет прямые сообщения с Токио, Гонконгом, Нью-Йорком, Сингапуром – всеми финансовыми центрами. Это первый этап. Последующие этапы – это возможность "открытого неба" над Астаной. Я считаю, что неотъемлемый необходимый ингредиент успеха будущего финансового центра, потому что финансовый центр сам по себе не возникает. Нужна критическая масса факторов и это критический фактор для нас.

- Я так понимаю, что сейчас вы ездите по миру, наводите контакты. Есть интерес к МФЦА у инвесторов, финансовых институтов?

- Интерес есть. Мы недавно посетили много европейских финансовых центров. Сейчас идет конкуренция между странами, а конкуренция между странами выливается в конкуренцию между городами. Города конкурируют между собой – кто из них реально становится smart-city, то есть не просто город, а город глобального значения, который предоставляет услуги мирового класса для своих жителей и приезжающих инвесторов. Астана в этом смысле имеет свою программу smart-city, должна стать таким финансовым центром. Наш рынок, центрально-азиатский рынок, в широком смысле постсоветский, очень интересен для инвесторов. К Казахстану как точке приложения инициативы правительства Китая "Один Пояс – Один Путь" тоже большой интерес. К нашей программе приватизации и, самое главное, к нашему центру, потому что мы говорим о понятных правилах игры: английское право, суд, арбитражный центр, рынок капиталов. Мы планируем сделать с ведущей фондовой биржей новую площадку для рынка капиталов. Это все привлекает людей. Сейчас идет конкуренция – кто быстрее. Очень важно время и Астана для своей инициатива выбрала очень правильное время.

- С кем именно из фондовых бирж планируется работать?

- Это пока переговоры. Мы к концу года объявим с кем мы уже близко к завершению какого-то соглашения.

- Вы упомянули оффшорный центр. В чем суть? Там будет больше льгот, чем сейчас оговаривается?

- Нет. Если вы заметили, то идет интернационализация китайского юаня, то есть они стали частью валюты Международного валютного фонда. В тоже время оффшорные центры торговли в юанях открываются по всему миру: Лондон, Гонконг, Сингапур. Мы считаем, что в Астане тоже будет такая компания, потому что китайские компании или компании, которые торгуют на китайский рынок в нашей евразийском экономическом пространстве, будут заинтересованы в получении соответствующих новых инструментов в юанях. Речь идет о trade financing, infrastructure financing и других. Мы тоже работаем с нашими коллегами, чтобы такой центр был частью услуг, которые будет предоставлять Международный финансовый центр "Астана".

- Как вы считаете, все-таки регулятор, Нацбанк, должен в Астане находиться для удобства работы МФЦА?

- Регулятор в казахстанском законодательстве это Нацбанк, а у нас будет еще регулятор, который будет работать по английскому праву, поэтому он будет находиться в Астане. Как там дальше будет – я не знаю.

- Кому он будет подчиняться? Какова будет структура?

- Структура состоит в следующем. Есть совет по управлению международным финансовым центром, который возглавляет президент. Потом есть управляющий – ваш покорный слуга. Будут все структуры, которые отвечают за развитие финцентра в целом, - как в Дубае. Будут регулирующие власти, биржа, арбитражный центр. Они сами по себе будут независимыми и будут подчиняться своему совету, то есть это будет абсолютно независимый регулятор, который ни от кого не зависит, а зависит от правил и законодательства, которые приняты.

Саян Абаев

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться