Кэш из общественного транспорта

Акимат Астаны идет по пути южной столицы, вводя стимулирующий к безналу дифференцированный тариф.

27 Июня 2018 15:31 Автор: Майра Медеубаева
Кэш из общественного транспорта, общественный транспорт, Перевозки, Пассажирские перевозки, AstraBus, Астана LRT
Фото: Максим Морозов

Власти столицы с середины июля вводят дифференцированный тариф. Проезд при оплате наличными вырастет вдвое, до 180 тенге и 250 тенге в экспресс-маршрутах, безналичным путем через карты AstraBus стоимость проезда не изменится (90 тенге). Порядка тысячи рабочих мест кондукторов будут упразднены, часть из них переквалифицируют в проверяющих на маршрутах. Опция бесплатных пересадок в течение часа при оплате картой сохранится. Об этом на общественных слушаниях по переходу на дифференцированный тариф рассказал председатель правления ТОО «Астана LRT» Бекмырза Игенбердинов.

По его словам, на сегодняшний день автобусные парки находятся в убыточном состоянии. Напомним, в последний раз тариф до 90 тенге поднимали в 2014 году.

«Имеющийся тариф и отсутствие субсидий не позволяют перевозчикам развиваться, соответственно, они на всем экономят. В Астане флагманом общественного транспорта является ТОО «Первый автобусный парк», но и он испытывает трудности, не говоря о других. Если мы не решим вопрос с субсидиями, то к зиме парки столкнутся с большими проблемами», – сказал Игенбердинов.

Также обсуждался размер расчетного тарифа. Точное знание расчетного тарифа позволит понять реальные расходы перевозчиков, чтобы определить объем субсидий. В свою очередь, на формирование расчетного тарифа влияют такие факторы, как рост цен на топливо, запчасти автобусов и расходные материалы, отметили в компании.

«После внедрения дифференцированного тарифа мы получим аналитические данные, которые позволят нам понять, какую часть субсидий на себя возьмет акимат и какой уровень установленных тарифов должен быть в городе – 90 тенге или больше», – отметил глава компании.

Внедрение дифференцированного тарифа – плавный шаг на пути к удорожанию проезда в целом. По прогнозам «Астана LRT», в июле 2019 года, возможно, произойдет очередное увеличение оплаты поезда, до 120 тенге картой и 200 тенге наличными.

«Мы посмотрим аналитику и поймем, насколько реальный расчетный тариф, сколько акимат может потянуть по субсидиям, чтобы не повышать установленный тариф, – отметил глава «Астана LRT».

Согласно методике обновления, в компании стоит задача ежегодно закупать не менее 100 автобусов. В 2014 году было закуплено 358 автобусов, в 2017 году – 380 автобусов.

На вопрос abctv.kz, как идет обслуживание долга, Игенбердинов ответил, что часть долга компания платит в тенге, часть – в долларах. По его словам, на сегодняшний день вопрос по приватизации парков перенесен на 2020 год.

«Для того чтобы приватизировать парк, нужна понятная, четкая тарифная политика по субсидиям. Ни один инвестор не зайдет покупать убыточный парк с долгами, не понимая, какая у него финансовая модель. Поэтому мы должны пересмотреть расчетный тариф, акимат совместно с маслихатом должен определить, какой уровень субсидий будет на каждую пассажиропоездку, чтобы понимать рентабельность предприятия. Только после этого можно говорить о приватизации в целом», – подчеркнул Игенбердинов.

Напомним, год назад аналогичный подход реализовали власти Алматы, внедрив дифференцированный подход с 1 августа 2017 года. Спустя несколько месяцев градоначальник Бауыржан Байбек констатировал рост объема безналичных транзакций вдвое, до более 1,5 млрд тенге в месяц. При этом доля наличных транзакций снизилась до 25-30%.

Объем безналичных платежей в Астане по итогам прошлого года составил 33%, сообщали ранее abctv.kz в ТОО «Астана LRT». В целом объем поездок через маршрутные автобусы столицы составляет 850 тыс. поездок, треть из которых приходится на льготные категории граждан. Соответственно, если опираться на опыт Алматы, внедрение дифференцированного тарифа в столице может привести к росту безналичных операций в два раза.

Майра Медеубаева