КГА проведет серию реформ в отрасли

Это должно привести к экономии топлива и росту авиатранзита через Казахстан.

13 Февраля 2018 13:37 Автор: Жанболат Мамышев
КГА проведет серию реформ в отрасли, КГА, МИР РК, Талгат Ластаев

Введение единой системы совместного принятия решений в казахстанской авиации по замыслу комитета гражданской авиации министерства по инвестициям и развитию РК призвано развить введенную в 2016 году автоматизированную систему планирования полетов и биллинга. В частности, речь идет об увеличении количества пользователей системы – субъектов гражданской авиации, а также о создании единой справочной базы данных, в которую войдут актуальные сведения об аэропортах, авиакомпаниях и навигации.

Введение единой системы позволит решить вопросы по разрозненным аэронавигационным системам, отсутствию единой базы данных по отрасли, ручному вводу информации и потерям времени при поиске необходимой информации, низкой оперативности принятия решений, использованию бумажных документов. То есть с учетом полной автоматизации и оптимизации процессов все будет происходить быстрее.

«Планируется внедрение ряда цифровых систем для обслуживания воздушного движения. Первое – это единая цифровая система совместного принятия решений, которая позволит более оперативно выдавать разрешения на полеты в нашем воздушном пространстве. Она синхронизирует работу всех госорганов и эксплуатантов, которые задействованы в этом процессе. Это комитет гражданской авиации, министерство обороны, аэропорты, навигация и так далее», – говорит председатель комитета гражданской авиации министерства по инвестициям и развитию РК Талгат Ластаев.

Также КГА ведется работа по реализации проекта навигации, основанного на характеристиках (PBN). Система, по его словам, позволит воздушным судам выполнять полеты по любому заданному маршруту в зоне действия навигационных средств, то есть пилот не будет привязан к наземным средствам, как это происходит сейчас.

«Воздушных коридоров в классическом понимании уже не будет. Эффектом оптимизации маршрутов станет экономия полетного времени и, как следствие, экономия топлива. К примеру, для Airbus-320 по маршруту Астана – Алматы экономия составит 720 тысяч долларов в год. После пересмотра совместного использования полигонов и открытия воздушных трасс через данную территорию можно привлечь дополнительно до 20 авиарейсов в день. Это позволит получить дополнительный доход в размере порядка пяти миллиардов тенге в год. Работа по данному вопросу ведется в рамках проектного офиса правительства», – отмечает г-н Ластаев.

Для Boeing-757 экономия на маршруте Астана – Алматы за год составит 810 тысяч долларов. По подсчетам КГА, реализация проекта позволит сократить общую протяженность схем вылета/прилета на 2%, что, соответственно, уменьшит расход топлива воздушными судами на 2% ежегодно. PBN будет внедрен уже в этом году в Астане, Алматы, а также в верхнем воздушном пространстве. А к 2025 году реализация проекта приведет к гибкому использованию воздушного пространства и «свободной маршрутизации».

Что касается полигонов, то речь идет о государственном летно-испытательном центре министерства обороны РФ, полигон которого расположен на территории Западно-Казахстанской и Атырауской областей, а также полигона в районе Сарышагана.

Возможность использовать часть ранее закрытого воздушного пространства позволит Казахстану открыть новые маршруты и привлечь новые компании. В частности, над полигоном ГЛИЦ могут пролетать самолеты, следующие в Сочи из Омска и Новосибирска.

«Это спрямление маршрутов. Тем самым мы можем привлечь новые компании. Экономия времени, топлива позволит дополнительно за счет количества маршрутов получить пять миллиардов тенге», – говорит Талгат Ластаев abctv.kz.

Кроме того, речь идет о проекте по внедрению и адаптации информационной системы безбумажного документооборота Е-freight, реализуемом авиационными властями Казахстана. Предполагается, что он позволит резко сократить время оформления груза и сэкономить средства.

Объем грузовых перевозок за 2017 год составил 22,4 тысячи тонн (рост 24% к 2016 году). Этот рост, как и в пассажирских перевозках, во многом обусловлен проведением международной специализированной выставки ЕХРО 2017 в Астане.

«Это не так много по сравнению с другими видами транспорта, но есть большой потенциал для развития грузовых перевозок. Для этого нами уже внедрено право пятой степени свободы для всех грузовых рейсов иностранных авиакомпаний. Также для увеличения темпов роста именно грузовых перевозок предполагается развитие мультимодальных логистических центров, сопряженных с аэропортами, реализация проектов дистрибуции грузов в регионах Центральной Азии и Восточной России региональным грузовым перевозчиком, а также цифровизация процедур в области грузовых перевозок. Для этого в настоящее время в целях внедрения цифровых технологий реализуется проект по внедрению и адаптации информационной системы безбумажного документооборота Е-freight. Проект позволяет сократить время оформления груза и количество бумажных документов – с 30 бумажных документов до минимума и время оформления с одного дня до одного часа. Следует отметить, что данный проект полностью реализуется за счет частных инвестиций на основе механизма государственно-частного партнерства. Предполагается, что до конца I квартала мы подпишем соответствующий договор и приступим к реализации проекта. Что касается верхнего транзита, на сегодня в воздушном пространстве Казахстана организована широкая сеть маршрутов для выполнения транзитных полетов. Рост количества транзитных полетов составил 4% и 6% в целом рост количества полетов. С внедрением всех инновационных технологий мы планируем увеличить этот показатель к 2020 году до 20%», – говорит глава КГА.

Самое популярное направление последних лет, над которым работает КГА и участники рынка, – это увеличение транзитного пассажиропотока. За последние восемь лет соответствующий пассажиропоток вырос более чем в восемь раз – с 20 тысяч до 620 тысяч пассажиров. Основными направлениями являются: Китай – Европа, Китай – Турция, Китай – Россия, Китай – Украина, Европа – Южная Корея, Украина – Узбекистан, Украина – Индия.

С учетом внедрения режима открытого неба над Астаной на период проведения ЕХРО 2017 было открыто 10 новых международных направлений. Эта работу планируется продолжить и в 2018 году.

«В целом наблюдается тенденция по увеличению международных направлений с 2013 года, когда было 73 направления, до 96 международных рейсов в 2017 году. Эта работа будет продолжена и в 2018 году. Планируется открыть новые регулярные рейсы по маршрутам Рига – Алматы, Дубай – Актау, Красноярск – Алматы, также в города Российской Федерации. В целом предполагается наращивать частоту полетов по имеющимся маршрутам для предоставления в первую очередь транзитным пассажирам удобного и гибкого продукта. Планируется увеличить частоту рейсов на 22 существующих маршрутах. Наряду с внедрением 72-часового безвизового режима для граждан Китая планируется внедрить аналогичный режим для граждан Индии», – отмечает г-н Ластаев.

Таким образом, Казахстан использует географические возможности для организации транзита и стыковочных рейсов.

В области безопасности полетов авиакомпаний Казахстан занимает второе место среди стран СНГ с показателем 74% и до 2020 года планирует довести этот показатель до уровня 80% и войти в 50 ведущих воздушных администраций. «Также довести объем транзитных пассажиров до 1,6 миллиона человек и увеличить пассажиропоток на 35%. Касательно безопасности полетов на сегодняшний день с казахстанских авиакомпаний сняты все ограничения на полеты в страны Евросоюза. В области безопасности аэропортов наиболее значимым событием прошлого года является аудит ИКАО. Так, в период с 22 по 30 ноября прошлого года комиссией ИКАО был проведен аудит по авиационной безопасности, и этот аудит знаменателен тем, что если в результате аудита мы получаем значительные замечания, то это может привести к ограничениям на полеты и каким-либо санкциям. Нами были получены официальные результаты аудита, которые составили 83%. Прогресс по сравнению с аудитом 2009 года составил плюс 21%, и это выше мирового показателя на 11%. То есть сейчас мы по итогам аудита занимаем второе место после стран Европы и Северной Америки. Также наблюдается ежегодный стабильный рост воздушных судов в Казахстане, особенно самолетов малой авиации. На сегодняшний день зарегистрировано 913 воздушных судов. В целях достижения 80-процентного уровня безопасности полетов нами планируется переход на британскую модель госрегулирования в соответствии с 68-м шагом плана нации. Это позволит на системной основе сегментировать стратегические и контрольно-надзорные функции регулятора отрасли в соответствии с лучшей мировой практикой. Планируется начать внедрение британской модели во II квартале этого года», – отмечает Талгат Ластаев.

Жанболат Мамышев