Конкуренция на зерновом рынке созрела

Цены на пшеницу ближе к посевной кампании будут складываться под влиянием рыночных факторов, формирующихся за рубежом.

08 Апреля 2018 08:37 Автор: Данияр Сериков
Конкуренция на зерновом рынке созрела, пшеница, зерно, АПК, Минсельхоз, Посевная, Евгений Карабанов, Виктор Асланов,Саят Шортан

Цена на пшеницу в Казахстане ближе к посевной будет зависеть от внешних факторов. Об этом abctv.kz рассказал учредитель группы компаний «Северное Зерно» Евгений Карабанов в кулуарах конференции «Казахстанская ниша 01/2018», организованной исследовательским бюро «Зерновые и масличные. Казахстан» в курортном поселке Бурабай.

«Для прогнозирования необходимо знать несколько факторов. Важнейший из них – состояние озимых в Восточной Европе, Украине и России. Когда будет понимание, в каком состоянии прогноз по урожаю (озимых в вышеназванных странах. – Ред.), можно будет говорить о нашей внутренней цене. Но сейчас я скажу, что очень высокое давление со стороны российского зерна наш рынок испытывает. Перетоки сохраняются, на сегодняшний день мы имеем цифру где-то 500 тысяч тонн, а по сезону, может, до 700 тысяч дойдет», – посчитал он.

По данным товарной биржи ЕТС и информационного агентства «Казах-Зерно», сейчас средняя цена на пшеницу третьего класса в северных регионах Казахстана составляет 40-42 тысячи тенге за тонну.

Пожарная интервенция

На внутреннюю цену до лета, возможно, не сильно повлияет закуп Продкорпорации по цене 42 тысячи тенге за тонну пшеницы третьего класса с учетом НДС.

«То, что сделано с точки зрения Продкорпорации решение о закупе – это пожарные меры, затушить пожар, но системно он не решает вопрос. Поднялась цена на рынке, но она искусственно поднялась, и наши традиционные импортеры, в первую очередь Средняя Азия, стали поглядывать уже на российский рынок. Вещи взаимосвязаны, особенно в рамках ЕАЭС, идут взаимные перетоки товаров, поэтому так не бывает, что у нас цена была условно на 10 тысяч тенге выше, чем в России. Тут же российское зерно зайдет к нам, что, собственно говоря, и происходит на сегодняшний день», – убежден г-н Карабанов.

Напомним, Продкорпорация объявила о закупе до 2 млн тонн зерна в конце декабря. На сегодняшний день, по данным веб-сайта minagro.kz, закуплено около 253,8 тысяч тонн пшеницы. Вместе с тем в середине марта Министерство сельского хозяйства (МСХ) сообщало о закупленных 248 тысячах тонн.

«В этой связи намного интереснее было бы решить вопрос по организации финансирования крестьян и других держателей под залог электронных зерновых расписок (ЭЗР), обеспеченных зерном. Данное финансирование можно было бы организовать теми деньгами, которые идут на закуп зерна, через структуры «КазАгро», например Аграрную кредитную корпорацию или Продкорпорацию. На сегодняшний день банки второго уровня не рассматривают ЭЗР в качестве ликвидного залога, и участие государственных структур в кредитовании под залог ЭЗР, безусловно, обратит внимание БВУ на данный инструмент», – предлагает Карабанов.

Запуск такой программы решит вопрос сельхозтоваропроизводителей по финансированию осенью, когда им необходимы деньги для расчета с кредиторами, поставщиками средств защиты растений, для выплаты заработной платы и лизинговых платежей, считает он.

«В этом случае фермерам не придется дешево продавать зерно осенью. Более того, данная мера позволит решить также проблему большого предложения зерна на рынке осенью, которое приводит к падению цен. Указанный механизм позволит уменьшить и отсрочить предложение зерна на рынке осенью, сделать предложение более равномерным в течение всего сезона, и, как следствие, стабилизировать цены на рынке, не прибегая к «пожарным методам», – полагает г-н Карабанов.

Рыночный вперед

Между тем зерновой рынок не стоит на месте, и это уже начинает затрагивать элеваторы, которые всегда были достаточно консервативны в своих отношениях с производителями.

«В прошлом году погодные условия позволили, тогда была сухая осень, и многое было засыпано на склад. Это было таким первым звоночком к тому, что фермеры готовы отказаться от услуг элеваторов, к которым на протяжении всех этих 25 лет было очень много нареканий. Они готовы, они показали свой норов в прошлом году, но, с другой стороны, пришла весна, и она показала недоразвитость собственных мощностей хранения, потому что много было партий с запахом и плесенью. Тем не менее, какой-то вектор есть», – сказал в интервью abctv.kz руководитель исследовательского бюро «Зерновые и масличные. Казахстан» Виктор Асланов.

По словам обозревателя рынка зерна, в ближайшем будущем можно будет ожидать, что элеваторы станут более ориентированными на клиентов.

«Когда эта доля собственных мощностей какую-то критическую отметку перевалит, я думаю, что элеваторы все-таки развернутся лицом (к фермерам. – Ред.). Их, в принципе, надо использовать, они должны что-то зарабатывать, бизнес их не пустит на самотек, и все-таки какую-то прибыль будет пытаться с них выжимать. Тогда, я думаю, наступит, наконец-то, какая-то, в том числе благодаря этому фактору, более или менее взвешенная торговля. Могут прийти все инструменты, в том числе цифровые, которые позволят сделать элеваторы более открытыми и пластичными. А пока это стена, замки стоят посреди степей. Однако практика показывает, что подвижнее всегда какие-то маленькие предприятия, мы знаем идиллическую картину Запада, где там ферма, на ней стоит одна баночка, где фермер сам свой урожай засыпал и ждет цены», – поделился г-н Асланов.

Развитию внутреннего рынка зерновых и масличных также может поспособствовать проявляющийся спрос западных корпораций на органическую продукцию из Казахстана.

«Есть торговая компания, желающая покупать органическую продукцию в Казахстане. Она предлагает хозяйствам сертифицироваться и взять расходы по сертификации на себя и дать гарантию покупки продукции, которая будет выращена. Компания крупная, она, наверное, может быть, в самой тройке крупнейших в мире по объемам торговли органической продукцией. У нее в Европе головной офис, и в Штатах есть тоже дочерняя фирма. Она торгует по всему миру, покупает из Африки, Азии, Южной Америки, в Голландии собирает, подрабатывает, все как нужно делает, упаковывает и дальше в Европу или в Штаты поставляет», – рассказал в комментарии abctv.kz национальный консультант ФАО в Казахстане Саят Шортан.

Таким образом, у казахстанских потребителей может открыться еще одно окно возможностей сбыта нишевой продукции за рубеж.

«Мы казахстанским производителям предлагаем такую возможность партнерство построить с этой фирмой. Они все готовы брать – зерновые, масличные, бобовые, лекарственные, травы, специи. Перечень продукции, торгуемой этой компанией, значительный. Наши хозяйства могут свою основную продукцию выращивать и торговать с ней», – отметил эксперт.

Данияр Сериков