Консенсус по Сирии поищут в Астане

Аскар Муминов Аскар Муминов
10271

В понедельник в Астане стартуют закрытые переговоры по Сирии.

Консенсус по Сирии поищут в Астане

Министерство иностранных дел Казахстана приоткрыло завесу тайны над тем, как будет проходить процесс примирения сторон, участвующих в сирийском конфликте.

Вечером 22 января 2017 года министр иностранных дел Казахстана Кайрат Абдрахманов встретился с главой делегации сирийского правительства на Международной встрече по сирийскому урегулированию в Астане, постоянным представителем Сирийской Арабской Республики в ООН Башаром Аль-Джафари. Руководитель внешнеполитического ведомства Казахстана отметил значимость предстоящей встречи делегаций правительства Сирийской Арабской Республики и сирийской вооруженной оппозиции как важнейшего этапа в подготовке очередного раунда Женевских мирных переговоров под эгидой ООН. В тот же день состоялась встреча с руководством делегации сирийской оппозиции, на которой обсуждались вопросы подготовки предстоящих переговоров в Астане.

Запланированные на 23 января переговоры пройдут в закрытом режиме  и продлятся сутки, их главной целью должно стать закрепление договоренностей о прекращении огня в Сирии от 29 декабря 2016 года.

В Астану для участия в переговорах прибыли делегации РФ, Ирана, Турции, спецпосланник ООН по Сирии Стаффан де Мистура, делегация сирийской оппозиции. США на переговорах будет представлять посол в Казахстане Джордж Крол, участие представителей Штатов до конца было под вопросом, новая администрация Дональда Трампа была занята инаугурацией нового лидера, поэтому принято решение ограничиться всего одним представителем. По крайней мере, такую формальную причину отсутствия американских представителей назвали в Штатах.

Российская сторона отправила в Астану внушительную делегацию, которую со стороны военных возглавил заместитель начальника главного оперативного управления генерального штаба Вооруженных сил (ВС) генерал-майор Станислав Гаджимагомедов.

Большинство группировок сирийской вооруженной оппозиции намерены принять участие в переговорах. Представитель руководства оппозиционной "Джейш аль-Ислам" Мухаммед Аллуш заявил, что возглавит делегацию сирийской вооруженной оппозиции на переговорах по Сирии. Тем временем представители другой важной группировки "Ахрар аш-Шам" не прибыли на переговоры.

До старта переговоров в Астане прошла встреча делегаций России, Ирана и Турции.

Сирия на грани гуманитарной катастрофы
Текущая ситуация в Сирии пока не вызывает особого оптимизма. Так, например, отбитая боевиками ИГ Пальмира по-прежнему находится в руках представителей так называемого "Исламского государства", хотя недавно России удалось отбить у террористов другой важный город - Алеппо, но жизни в городе фактически нет. Во-первых, за время боевых действий были убиты и из города ушли сотни тысяч мирных жителей, во-вторых, боевики во время контроля над городом серьезно поработали над его минированием, поэтому жить в нем просто небезопасно. Даже в столице Дамаске ситуация продолжает ухудшаться. В конце декабря 2016 года власти прекратили забор свежей воды из городского водопровода на несколько дней после того, как повстанцы загрязнили его дизельным топливом. Источник аль-Фиджа, из которого идет вода в Дамаск, находится в контролируемой повстанцами долине Вади Барада на северо-западе от столицы в горном районе вблизи ливанской границы.

Повстанцы в долине Вади Барада отказались покинуть ее, поэтому сирийские войска начали на них наступление при поддержке российской авиации. По сути, Сирия сейчас находится на грани гуманитарной катастрофы.  Внутренний раздрай усиливается слишком полярными интересами мировых игроков на сирийском поле. Все чаще звучат разговоры о том, что единая Сирия вряд ли сохранится и государство может быть фрагментировано, как Ливия. Так, тюрколог Александр Сотниченко считает, что именно сейчас есть возможность переломить ситуацию, если в Астане Россия, Иран и Турция найдут общий язык по дальнейшей судьбе режима Башара Асада. К тому же в последнее время свою риторику смягчила Анкара. Если еще не так давно глава Турции Реджеп Тайип Эрдоган открыто заявлял, что главной целью Анкары является свержение Асада, то 20 января 2017 года вице-премьер Турции Мехмет Шимшек заявил, что  Анкара готова говорить с сирийским лидером об урегулировании конфликта.

"Мы считаем, что в страданиях сирийского народа, несомненно, виноват Асад. Но мы должны быть прагматичными и реалистичными. Факты на земле резко изменились, так что Турция больше не может настаивать на урегулировании без Асада, это нереально", - отметил вице-премьер.

Интересы ключевых игроков слишком разные
Позиция Турции имела ключевое значение в триумвирате Астана - Москва - Тегеран. Дело в том, что Россия и Иран изначально выступали за сохранения режима Асада и нормализацию ситуации именно при действующей власти. Турция в большей степени ориентировалась на Катар и Саудовскую Аравию, которые фактически спонсируют представителей вооруженного крыла оппозиции. США при Бараке Обаме делали ставку на умеренные повстанческие оппозиционные движения, но продолжит ли линию их поддержки Дональд Трамп - не известно. Хотя он и сказал в своей инаугурационной речи о необходимости стереть с лица земли "исламский радикализм", но подробности того, какую линию поведения изберет новая американская администрация, он не сообщил. Хотя, ранее г-н Трамп не исключал сотрудничества с Россией по сирийскому вопросу.

Позиция Ирана довольно определенная – сохранение режима Башара Асада во что бы то ни стало. Так как пока он у власти, фактически страной управляют алавиты и мусульмане-шииты, как и в самом Иране, основной же стороной противостояния являются сунниты, которые представляют в Сирии большинство, но недопущены до власти. Тегеран не скрывает, что оказывает финансовую поддержку режиму Башара Асада, к тому же Иран имеет на территории Сирии собственный сухопутный контингент. 

Есть еще один существенный фактор – курдский. "Рабочая партия Курдистана" (РПК) достаточно активно борется с "Исламским государством" в Сирии, в надежде после окончания войны на расширение собственной автономии и даже создание национального государства на отвоеванных территориях, что явно не устраивает Анкару, которая активно борется с РПК.  

Также нельзя сбрасывать со счетов интересы Израиля, который периодически наносит удары по сирийским войскам. Расчет Тель-Авиа прост - Саудовская Аравия и "Исламское государство" - враги режима Асада, "Хезболлы" и Ирана, главных противников Израиля. Тель-Авив надеется, что разгром режима Асада позволит ослабить позиции Ирана и "Хезболлы", среди целей которых названо уничтожение государства Израиль, поэтому, как ни парадоксально, но нынешний хаос в Сирии даже на руку Тель-Авиву, так как пока там все воюют против всех, Израиль может получить передышку.

Декларация о намерениях
Сирийский пирог оказался слишком многослойным. России по-прежнему важно сохранить режим Башара Асада как прокремлевский, 20 января Москва и Дамаск подписали соглашение о возможности присутствия ВМФ России на базе в Тартусе сроком действия на 49 лет. Это 11 военных кораблей, в том числе с ядерной энергетической установкой. Пока Асад у власти, у России есть не только надежный союзник, но и возможности контролировать ситуацию на Ближнем Востоке. С другой стороны, Кремль не раз намекал, что готов идти на разумные компромиссы и главное для него - это борьба с ИГИЛ. Нынешний статус участия США в переговорах в Астане явно не то, на что рассчитывала Москва, которая была основным инициатором участия Штатов в переговорном процессе, в отличие от Ирана, который выступил с протестом против американского присутствия. Также до сих пор не ясно, насколько искренен Эрдоган, который уже готов к тому, что Асад может остаться у власти. Этот расклад явно не в пользу суннитской Турции, но сейчас наметилось охлаждения между Брюсселем и Анкарой и потепление с Москвой, поэтому такую риторику можно считать лишь ситуативной. Хотя, если вдруг Европа вновь пойдет в нескольких вопросах на встречу Эрдогану, то вполне возможно, что он опять заявит о необходимости ухода Асада.  

Поэтому встречу в Астане многие эксперты называют декларацией о намерениях, и ждать серьезного прорыва вряд ли стоит, хотя официальная риторика участвующих в переговорах сторон совершенно иная. Главное, на чем будет акцентировано внимание на переговорах, – это сохранение режима прекращение огня хотя бы до ключевой встречи по Сирии, которая запланирована на ближайшее время в Женеве, где, кстати, американская сторона должна быть представлена не одним человеком, а внушительной делегацией.

Государственный секретарь США Джон Керри, который приветствовал переговоры в Астане, не преминул сказать, что все же ключевые решения будут приняты именно в Женеве. Однако астанинский формат более выгоден России, Ирану и режиму Асада как дружественный, с другой стороны, именно в Астану выразили готовность приехать умеренные силы оппозиции, с которыми, вероятно, Москва и Асад попытаются найти общий язык. Женевский же формат важен для Кремля как возможность восстановить прерванное в ноябре 2016 года сотрудничество России и США по Сирии.

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков в интервью российскому телевидению подчеркнул, что Россия и США должны наладить сотрудничество по вопросам сирийского урегулирования, в этом заключается "главный посыл Москвы американским партнерам". 

Политолог Курбан Ювшанов считает, что главным компромиссом предстоящих переговоров может быть смягчение позиции Анкары в отношении Асада, а основным решением станет подтверждение режима прекращения огня до тех пор, пока стороны не выработают окончательного решения по конфликту, который измотал почти все ключевые страны мира. Однако не факт, что этот режим будет соблюдаться, считает политолог, так как ни одна из сторон в действительности не готова, не достигнув своих основных целей, сложить оружие.

"Если говорить о позиции Казахстана, то она нейтральная. И Астану можно понять, слишком очевидно артикулировать поддержку Асада – это значит настроить огромную армию суннитов против себя, к тому же подавляющее число граждан самого Казахстана - сунниты, выражать недовольство Асадом - играть против интересов стратегического партнера – России. Поэтому Казахстан в целом придерживается нейтралитета и готов оказывать практические шаги в нормализации ситуации в виде предоставления площадки, но наивно полагать, что от позиции Казахстана серьезно зависит исход переговоров. Казахстан участникам противостояния интересен именно как сторонний наблюдатель, готовый предоставить свою территорию для того, чтобы сесть за стол переговоров", - сказал он.   

Аперитив перед Женевой
До старта переговоров в Астане заинтересованные стороны активно выражали удовлетворенность ходом подготовки к ним со стороны Казахстана и выражали надежду на их прорывной характер в вопросе разрешения многолетнего конфликта.

Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила, что встреча даст импульс для конструктивной работы всех сторон для возобновления политического процесса в Женеве, который намечен на ближайшее время.

"После установления режима прекращения огня 30 декабря наметились признаки улучшения ситуации, число нарушений имеет тенденцию к сокращению. Но террористы из "Исламского государства" и "Джебхат ан-Нусры" не прекратили попыток сорвать перемирие, используют все возможности для этого. В канун католического Рождества террористы лишили питьевой воды более чем пятимиллионную конгломерацию Дамаска", - подчеркнула Мария Захарова.

В ООН предстоящие переговоры назвали частью процесса подготовки к встречам делегаций Дамаска и оппозиции в Женеве, об этом заявил официальный представитель Генерального секретаря ООН Стефан Дюжаррик.

"Мы не видим переговоры в Астане как соперничающие, скорее рассматриваем их как часть вспомогательного процесса, который ведет к переговорам в Женеве", – сказал он. По его словам, ООН всегда одобрительно отзывалась об инициативах проведения консультаций между Дамаском и оппозицией в Астане в качестве "промежуточной остановки на пути к переговорам в Женеве под эгидой ООН".

Президент Сирии Башар Асад назвал возможным заключение соглашения по урегулированию конфликта после встречи в Астане. Он заметил, что во время встречи по сирийской проблематике в казахстанской столице в отличие от переговоров в Женеве будут участвовать сирийские группы и стороны.

"Ни одна из повстанческих фракций не имеет претензий к Казахстану. Казахстан не вмешивался в ход сирийской войны, Казахстан в этом отношении - нейтральное государство. Поэтому, если какая-либо страна проявит инициативу провести переговоры у себя, она должна быть безопасной и нейтральной, а Казахстан отвечает всем этим требованиям", -  заметил эксперт по Центральной Азии Джейкоб Зенн.

Третий не лишний
Этот раунд переговоров по Сирии станет для Астаны уже третьим. В мае 2015 года в Казахстане прошел первый раунд переговоров с участием представителей сирийской оппозиции, приверженных поиску политического решения кризиса. Позже, в октябре того же года, состоялся второй раунд переговоров. В ходе дискуссий был достигнут ряд важных договоренностей, в том числе по гуманитарным вопросам и найден консенсус по созданию коридоров для обеспечения безопасного проезда беженцев.

И если первый раунд переговоров весной 2015 года фактически не имел никаких результатов, то уже вторая встреча, которая прошла осенью, была более продуктивной, именно в ходе тех переговоров 22 из 27 членов сирийской оппозиции поддержали так называемую Астанинскую декларацию, которая включала в себя в том числе способы прекращения кровопролития. Тогда представители сирийской оппозиции отмечали, что это первый прецедент, когда удалось достичь соглашения и представить основополагающие принципы для развития последующего представления сирийского вопроса.

Лидер сирийского оппозиционного движения "За плюралистическое общество" Ранда Кассис тогда заявила, что сирийские оппозиционеры готовы еще раз встретиться в Астане. Она заметила, что Сирию должны покинуть все иностранные наемники. Большинство из участников переговорного процесса были согласны с такой постановкой вопроса, но практического воплощения призывы, прописанные в Астанинской декларации, не получили.

Статус Казахстана обязывает
Директор института системных исследований "Парасат" Нурсултан Ахмедия заметил, что формат астанинского процесса в первую очередь предполагает переговоры для обсуждения конкретных позиций участвующих сторон и на самом деле является демонстрацией воли и готовности сторон для достижения конкретных решений. По его словам, он улучшит динамику женевского формата.

"Отмечу, что инициаторами данных переговоров, как мы знаем, были президенты России и Турции, которые обратились к нашему президенту с просьбой предоставить площадку. Астана известна всем своими миротворческими усилиями, а за последние годы ее роль в урегулировании разных конфликтов усилилась. Вместе с тем нынешний статус Казахстана как непостоянного члена СБ ООН также подталкивает Астану к активному участию в событиях мирового масштаба и значения", - сказал он.

Научный сотрудник отдела внешней политики и международной безопасности КИСИ Анастасия Решетняк считает, что Астана, предложенная в качестве площадки для промежуточного этапа мирного урегулирования, получает возможность зафиксировать свою роль как альтернативного механизма для переговоров по наиболее важным и чувствительным международным проблемам.

"Казахстан заслужил такое право, проводя сбалансированную многовекторную внешнюю политику и эффективно сотрудничая как с инициаторами диалога, так и с западными партнёрами. В очередной раз, становясь объектом международного внимания в связи с межсирийскими переговорами, Казахстан подтверждает свой имидж миролюбивого государства, способного позитивно влиять на мировую политику", - сказала она.

И хотя многие эксперты отмечают важную имиджевую составляющую для Казахстана от предстоящих переговоров, на серьезный прорыв именно в разрешении самого конфликта верят не многие, так как в Казахстане практически не будет представлена одна из ключевых сторон – США, а без этой страны вряд ли есть шанс решить сирийский вопрос.

Аскар Муминов

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться