Коррупционной почве надо менять грунт

Сфера земельных отношений нуждается в кардинальной реформе, считают в НПП «Атамекен».

05 Мая 2018 11:47 Автор: Карина Алимова
Коррупционной почве надо менять грунт, земельные отношения, НПП «Атамекен», Земля, Земельные участки, коррупция

Земельные отношения, по мнению бизнеса, одна из самых коррумпированных сфер в стране. Поток жалоб в национальную палату предпринимателей (НПП) «Атамекен» стал поводом для проведения анализа ситуации в отрасли. Результаты исследования, как отметил на заседании совета по защите прав предпринимателей председатель ревизионной комиссии НПП «Атамекен» Нурлан Кудайбергенов, показал, что коррупции способствует отсутствие доступа к информации о наличии свободных земель и очередности их получения.

«На распространенность коррупции оказывает влияние и то, что при проведении торгов создаются конкурсные комиссии, в состав которых входят должностные лица только заинтересованных органов. Для получения информации о наличии свободных сельхозземель субъекты агропромышленного комплекса вынуждены обращаться в местные исполнительные органы или искать выходы на их сотрудников, а это, в свою очередь, порождает прямые взаимоотношения при распределении земель, что создает коррупционные риски», – сказал Нурлан Кудайбергенов.

Законодательство обязывает госорганы обеспечить доступность информации о подготовке площадок для отвода земли и о списках очередности на получение земельного участка. Данные сведения должны размещаться на специальных информационных стендах или путем опубликования в СМИ не реже раза в квартал. Однако эти требования в полном объеме не выполняются в большинстве областей.

В НПП обозначили три процедуры, создающие почву для неформальных коррупционных отношений при распределении земель: при отказе в выдаче разрешительных документов в связи с прохождением красной линии по земельному участку – 30%; при выдаче земельных участков для нужд бизнеса – 30%; при принятии решения земельной комиссии – около 27%.

Акиматы зачастую распределяют участки без соблюдения требований законодательства, притом что предприниматели в большинстве случаев являются добросовестными приобретателями. Однако из-за нарушений земельщиков сегодня сотни МСБ могут лишиться наделов.

Так, в Кокшетау после проверки в отделе земельных отношений органами прокуратуры были выявлены факты предоставления земельных участков субъектам бизнеса без проведения конкурсов и аукционов: в 2015 году – 67 фактов, в 2016-м – 152, в 2017 году – 92. Отделом земельных отношений также были допущены нарушения правил предоставления участков без наличия проектов детальной планировки. По городу установлено 16 таких случаев.

В настоящее время Управлением инспекции по охране земельных ресурсов Акмолинской области, исполняя представление прокурора Кокшетау, начата активная работа по отмене этих договоров. Уже внесено 126 исковых заявлений. Аналогичная ситуация сложилась и в Алматинской области. В апрельском представлении прокуроров в адрес акима области приведено около 900 фактов необоснованного выделения акимами земельных участков с 2015 по 2017 год.

«Мы знаем, работа проведена по всей стране. 1000 незаконных решений акимов о выделении земель будут отменяться. Во многих сделках о выделении земли предприниматели являлись добросовестными приобретателями. За допущенные нарушения сотрудников акиматов земельные участки будут отнимать у предпринимателей, которые не нарушали закона. Если виноваты акимы и предприниматели, то, безусловно, надо отменять эти решения и забирать землю. Если имеются нарушения только акима, то его надо наказать, не лишая права землепользования предпринимателя», – отметил председатель ревизионной комиссии НПП «Атамекен».

С коррупционными рисками в сфере земельных отношений также сопряженно оказание государственных услуг. Анализ регламента в госуслугах, утверждаемого акиматами, установил противоречия в части результатов оказания государственных услуг. В палате предлагают унифицировать регламенты по всем государственным услугам, оказываемым местными исполнительными органами. Кроме этого, практически все стандарты госуслуг не соответствуют статье 14 Закона РК «О государственных услугах», так как не содержат исчерпывающего основания отказа в предоставлении услуг.

«В итоге, получая необоснованный отказ, предприниматель вынужден жаловаться прямо в Управление земельных отношений, а это прямой контакт бизнесмена и чиновника, что дает возможность им договориться», – подчеркнул Нурлан Кудайбергенов.

Ограниченное предложение земельных участков со стороны акимата при наличии большего спроса также способствует коррупционным проявлениям. Земля становится объектом спекулятивных настроений.

Болезненной для бизнеса становится и изменение целевого назначения земли. По Земельному кодексу решение об изменении целевого назначения участка принимается на основании заключения земкомиссии. Однако акимы могут применять это основание в одном случае, в другом – отменять. Земельные чиновники также манипулируют сроками аренды земельных участков, так как статья 35 ЗК представляет им право осуществлять и продлевать сроки аренды земельного участка сроком от одного до пяти лет.

Коррупциогенность в земельной сфере подтверждают данные Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции (АДГС). Так, в 2017 году в сфере земельных отношений было выявлено 150 коррупционных преступлений, в 2016 году показатель равнялся 225. Их наибольшее число отмечено в Мангистауской области – 50 фактов, Жамбылской – 42, Павлодарской – 22.

Карина Алимова