banner

Между Chocotravel и Aviata не оказалось ничего лишнего

9065

Сделку Chocotravel.com и Aviata.kz эксперты считают поглощением в целях экспансии холдинга Choco, как единственной возможности развития своего бизнеса.

Между Chocotravel и Aviata не оказалось ничего лишнего Фото: the-steppe.com

Сервисы онлайн-покупки авиа- и железнодорожных билетов Aviata.kz и Chocotravel.com объявили о закрытии сделки по своему объединению. Переговоры велись почти год, с мая 2017 года. В рамках заключенной сделки Chocofamily Holding, в состав которого входит проект Chocotravel.com, инвестирует в объединенную компанию 600 миллионов тенге, которые предоставлены текущими инвесторами холдинга.

В объединенной компании ожидают, что по итогам 2018 года ее суммарный оборот превысит 100 миллионов долларов. Достижение подобного результата сделает компанию абсолютным лидером рынка онлайн-продаж авиа- и ж.-д. билетов в Казахстане. Об этом заявили на пресс-конференции в среду 28 февраля сооснователь Aviata.kz Алексей Ли и основатель Chocofamily Рамиль Мухоряпов.

Для сравнения, выручка ближайшего конкурента – сервиса Airastana.com – в 2016 году составила 75 миллионов долларов (итоги 2017 года еще не озвучили).

"Наши компании суммарно обеспечивают продажи более 900 тысяч авиабилетов и 400 тысяч ж.-д. билетов в год. И за прошлый год их продажи выросли почти в два раза", – сообщил Алексей Ли, сооснователь Aviata.kz.

Справится ли объединенная компания с поставленной задачей, покажет время. Но уже сегодня эксперты выделяют ряд рисков, с которыми она столкнется на пути к ее достижению. Например, президент ассоциации казахстанского интернет-бизнеса и мобильной коммерции Константин Горожанкин считает, что есть вероятность падения продаж.

"До сих пор каждая сделка Chocofamily почти убивала купленные проекты (трафик и у BeSmart, и у Foodpanda упал). Но в этот раз покупка, вернее, обмен действительно удачен – прибыльная и растущая компания. И это явное отличие от BeSmart и Foodpanda, где ситуация и мотивы покупки совсем иные (одни закрывали бизнес в стране, вторые играли ва-банк и выиграли). Учитывая наличие других сильных конкурентов в авиа, думаю, (компании. – Авт.) не расслабятся и трафик не потеряют", – прокомментировал он сделку на своей странице в Facebook.

Кроме того г-н Горожанкин полагает, что слияние компаний скажется на скорости принятия решений руководством. Впрочем, по его словам, топ-менеджмент Aviata.kz и Chocotravel.com умеет договариваться, а большинство бизнес-процессов отлажено.

Здесь необходимо отметить, что Chocotravel.com и Aviata.kz приняли решение управлять объединенной компанией совместно.

"С каждой из сторон будет по два члена в наблюдательном совете. И у нас есть один внешний независимый директор – это Николай Бабешкин, который является генеральным директором ТОО "Колеса", объединяющего сайты kolesa.kz, krisha.kz и market.kz. Это для нас тоже несет очень большую ценность – директор еще одной крупной компании Казнета тоже будет приносить свой опыт, свои знания, мнения на те или иные вещи", – прокомментировал этот момент Алексей Ли.

Но основным риском для объединенной компании, по мнению г-на Горожанкина, может стать уже сформировавшийся у брендов имидж, в чем они различаются.

"Не секрет, что Chocotravel здорово подпортил свою репутацию голыми стюардессами. За Choco-компаниями закрепилась репутация дешевых дискаунтеров. Аудитории у проектов разные. И вот это, мне кажется, главная опасность для общей компании", – поделился эксперт, добавляя, что в общественном сознании сделка по слиянию двух компаний выглядит как поглощение холдингом Chocofamily еще одного конкурента.

Примечательно, что одна из основных целей, с которой компании объединили усилия, заключается в выходе на зарубежные рынки, поскольку в Казахстане уровень развития для них ограничен. И здесь ставку планируется сделать на бренд Aviata.kz, уже известный за пределами Казахстана, в отличие от Chocotravel.com, которой теперь не нужно будет тратить временны́е, человеческие и денежные ресурсы на раскрутку. Напомним, в конце марта прошлого года сервис Aviata вышел на рынок Индонезии. Офис компании в Джакарте рассчитан на 12 человек. Всего же в Aviata.kz работает более 60 человек.

По словам Рамиля Мухоряпова, основателя Chocofamily, холдинг думал о выходе на зарубежные рынки уже в течение нескольких лет. Однако это бы потребовало от компании смещения фокуса с конкурентной борьбы внутри казахстанского рынка. Сейчас же одна часть команды объединенной компании сможет заниматься внутренним рынком, а другая часть – международной экспансией.

"Есть примеры двух классных стран – Израиля и Белоруссии, которые показывают, что правильнее всего интернет-компаниям не думать о локальном рынке вообще. Нужно изначально концентрироваться на международных рынках и идти туда. В свое время мы жили немного другой концепцией – мы хотели построить лидера Казнета. А теперь мы понимаем, что это неправильно, что правильно все же идти в другие страны", – признал г-н Мухоряпов.

"Сейчас, наверно, преждевременно говорить о каких-либо конкретных странах. Безусловно одно: в рамках объединения стратегический приоритет – это выход на рынки стран СНГ и Юго-Восточной Азии", – уточнил Евгений Матвеев, сооснователь Aviata.kz, представитель группы компаний "Трансавиа".

Интересно, что, по мнению Константина Горожанкина, объединение тревел-сервисов и их выход за рубеж заметно напряжет их конкурентов – украинский сервис онлайн-бронирования Tickets.ua, российские Biletix.ru и OneTwoTrip, а также казахстанский Santufei. И возможно, что эти компании сделают ответный ход.

"Компании объединят усилия по "отжиму" авиакомпаний и тревел-сегмента. А там при небольшой марже и огромном обороте каждые 0,1% уже победа. Плюс у Aviata.kz за счет основного акционера были суперусловия у ряда игроков. Теперь они будут у обеих компаний. Выиграл ли потребитель? Не думаю. Сокращение конкуренции никогда положительно не влияло. Хотя, зная Алексея Ли и его перфекционизм, пришедшие деньги помогут быстрее запускать изменения в технической части – тут будет явный выигрыш", – резюмировал эксперт.

Один из экспертов e-commerce и сооснователь нескольких успешных проектов в Украине и Казахстане прокомментировал abctv.kz на условиях анонимности: "Одно дело – продавать скидочные купоны, другое дело – продавать пылесосы. Chocofamily пытался уйти в ритейл, когда его руководство, думаю, стало понимать, что развиваться дальше в стране с купонами им некуда. Но они не смогли конкурировать с "Kaspi Магазин". Нужно быть финансовой компанией, чтобы на основе кредитования так быстро занять нишу. И договориться о сотрудничестве с Kaspi руководству Chocofamily не удалось. Выйти в продажу авиа- и ж.-д. билетов на внешние рынки через Aviata.kz больше похоже на поглощение. Ну и со стороны Chocofamily это логичный ход. Причем хочу отметить, что сам Chocofamily выглядит как холдинг с раздутым штатом и заявленной капитализацией".

Касательно "раздутого штата" добавим, что в объединенной тревел-компании на сегодня уже трудится около 120 человек. При этом, как рассказал abctv.kz Алексей Ли, планируется открывать и новые вакансии:

"Пожалуй, один из ограничивающих факторов для роста обеих компаний – это недостаточное количество кадров. Вакансии открыты всегда – и с точки зрения разработки, и с точки зрения маркетинга, менеджмента. Мы готовы расширяться сейчас еще более активно. Поэтому мы ожидаем, что наш штат будет расти".

Относительно того, что холдингу Chocofamily не удалось занять нишу в ритейле, abctv.kz подтвердил Рамиль Мухоряпов. Глава холдинга сказал, что с сервисом kaspi.kz они находятся "в разных весовых категориях", к тому же с данным конкурентом есть и большие различия в культуре, в ментальности. Кроме того, по словам г-на Мухоряпова, в данной отрасли очень сильная конкуренция и много крупных игроков, таких как, например, Sulpak, "Технодом", Alser, "Белый ветер", с которыми ритейл-проекту Chocomart.kz было невероятно сложно сосуществовать.

В итоге сервис был продан "Казахтелекому".

"Весной прошлого года мы стали говорить о том, что мы хотим выйти из этого актива. На всех конференциях мы говорили, что, очевидно, мы не тянем, потому что нужны принципиально другого размера инвестиции. Просто у нас всегда есть вопрос альтернатив, есть другие сервисы, которые растут гораздо быстрее при меньших деньгах. Мы поняли, что нет смысла делать фокус на Chocomart.kz. Мы продали его в шесть раз дешевле, чем мы вложили туда денег. А вложили мы около 1,5 миллиона долларов. Это был самый убыточный наш проект, по большому счету", – сообщил г-н Мухоряпов.

Элина Гринштейн

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться