Миллионер без диплома основал успешный бренд «Отан»

Дизайнерские часы компании «Отан» с государственной символикой уже завоевали любовь казахстанцев и зарубежных ценителей дорогих и эксклюзивных украшений. 

01 Января 2017 10:12 Автор: Аида Есеналина
Миллионер без диплома основал успешный бренд «Отан», Арман Тосканбаев,Часы "Отан",Казахстанские часы,Молодой миллионер,Казахстанские звезды,Карим Масимов,Мейрамбек Беспаев,Беркут,стартап

Abctv.kz встретился с основателем и владельцем бренда 24-летним бизнесменом Арманом Тосканбаевым и узнал много интересного.

Первый миллион

Предпринимательской деятельностью молодой карагандинец начал заниматься с 15 лет, ремонтируя компьютерную технику в школах. Учась в 9-м классе Арман Тосканбаев с двумя друзьями создал небольшую компанию «Three people», а в 10-м классе у него уже был свой компьютерный отдел. Помимо ремонта, он занимался продажей «вторичной» компьютерной техники, которую выкупил у «Валют Транзит Банка», объявившего себя на тот момент банкротом. Приобретя «старенькие» компьютеры по 4 тысячи тенге за единицу, школьник сбывал ее в 5 раз дороже – по 20 тысяч тенге.

Дальше – больше. В 11 классе Арман Тосканбаев вывозил оставшиеся компьютеры в населенные пункты и обменивал там на скот. Если в розницу «вторичный» товар стоил 20 тысяч тенге, то при обмене цена возрастала до 35 тысяч тенге. Обменянный скот юный предприниматель привозил и сбывал в Караганде. Таким образом молодой бизнесмен заработал свой первый миллион тенге.

Знания – бизнес

Школу закончил плохо - ремонт техники занимал все время, поэтому не обошлось без частых прогуливаний уроков. В 2009 году провалил ЕНТ, не набрав порогового балла, из-за чего не смог поступить ни в один казахстанский вуз. Для молодого и предприимчивого парня, казалось, было все потеряно, мечта о высшем образовании рассыпалась в прах. Но буквально через год Арман Тосканбаев поступил на бюджетное отделение Томского государственного университета по специальности «Динамика полетов и ракетостроение» и уехал жить в Россию. А еще через два года будучи на 2-м курсе университета парень начал задаваться вопросом: а нужен ли ему вообще диплом, и сможет ли он работать по специальности, если мечтает заниматься бизнесом.

«Тогда я четко понял и осознал, что диплом – это не залог моей будущей обеспеченности и того, кем я хотел стать. По этой причине я решил бросить учебу и вернуться на свою Родину - в Караганду, но уже не один, а вместе с супругой», - рассказал abctv.kz АрманТосканбаев.

Создание бренда «Отан»

Прежде чем начать серьезный бизнес, молодому предпринимателю пришлось пройти по-настоящему тернистый путь побед и поражений. За этот промежуток времени открылась и закрылась не одна его фирма. С легкостью зарабатывались от одного до десяти миллионов, которые с такой же легкостью и тратились. Как он сам признается, это был колоссальный опыт по набиванию шишек и извлечению важных уроков жизни и бизнеса. Но именно этот опыт помог ему и его партнеру Айбеку Есенову подойти максимально правильно и системно к созданию компании «Отан». Компаньоны до мелких деталей продумали и наладили систему производства, продаж и сервисной поддержки.

Идея создания патриотичных часов пришла к Арману Тосканбаеву во время очередного кризиса, когда его компания обанкротилась, а сам он находился в поиске новых бизнес-идей. Сначала это были зарисовки, затем с помощью дизайнера нарисовали эскизы и разместили в соцсетях. Комментарии не заставили себя долго ждать, реакция людей была как позитивной, так и негативной – кто-то считал, что это игра на чувствах патриотов, кто-то писал, что у глобализма и капитализма нет дома, и раз народ хочет, нужно дать это. Руководствуясь правилом «спрос определяет предложение», предприимчивые парни продали по предзаказу несколько десятков часов, хотя на тот момент товар был лишь картинкой-эскизом будущих изделий.

Вести переговоры с заводами-производителями Арман и Айбек начали, не зная английского, с помощью программы-переводчика Google. Стартовый капитал для производства первой партии часов набрали с большим трудом, в ход были пущены все накопления. Первая партия часов была выпущена в количестве 500 штук. Первые модели часов «Отан патриоты» изначально собирались из комплектующих в Караганде. Однако, из-за отсутствия в Казахстане возможности полного цикла проверок и тестирования на вибро-стенде, на падение и другое, большинство изделий получились «с браком». От выпуска часов в Казахстане пришлось отказаться и перейти на сторону заводов-производителей, которые находятся в Майами и Дании. Теперь полный процесс сборки, производства и тестирования осуществляется там, а новые качественные часы выходят под общим брендом «Отан», но при этом разных моделей. Часы «Президент», например, изготавливаются в Майами, а модель «Отан патриоты» - в Дании.

По словам Армана Тосканбаева, уникальность изделия заключается не только в изображении герба Казахстана, а в изготовлении их по технике двухуровневого циферблата: первый – бирюзовый фон, а второй – исполнение самого герба. Часы выполнены из двух разных пластин, а не из наклееного  на циферблат герба по, так называемой, стикерной технологии. Все механизмы приобретаются на специализированных часовых аукционах.

Владельцы компании планируют перевезти часть производства в Казахстан, но пока на это не хватает финансов. В планах также выход на рынки соседних государств. В декабре этого года, к примеру, ожидается выход на рынок Москвы с часами, на которых будет изображен российский герб.

Немного о спросе и цене

Наиболее популярными моделями компании «Отан», по словам владельцев, являются «Президент» и «99 имен Аллаха». А вот среди провальных значатся женские часы «Сарыарка аруы» и «Отан», которые не стали популярными, по мнению самого Армана Тосканбаева, по причине того, что бренд еще не так узнаваем на рынке.

Цена «необычных» часов тоже оказалась не самой обычной. Стоимость одного изделия варьируется от 130 тысяч до 325 тысяч тенге. Объясняется это использованием при производстве часов дорогих материалов: сапфирового стекла, швейцарских или японских механизмов, хирургической стали, золотого напыления в 8 микронов. На формирование цен также влияет и лимитированность часов, которые предназначены в основном для топ-менеджеров, бизнесменов, политической элиты и звезд Казахстана.

Сегодня среди клиентов бренда «Отан» много известных в Казахстане личностей.  Обладателями дизайнерских часов являются крупный бизнесмен и общественный деятель Кайрат Кудайберген, сын экс-главы Атырауского НПЗ Талгат Байтазиев, который в прошлом году сильно «нашумел», выставив часть своей коллекции автомобилей у пятизвездочного отеля в Париже. Звездными обладателями часов «Отан» также являются казахстанские певцы Мейрамбек Беспаев и Беркут. По словам Армана Тосканбаева, его часами уже заинтересовался премьер-министр РК Карим Масимов. Постоянные клиенты у бренда есть и среди многих этнических казахов, проживающих в России, Китае и Европе.

Часы компании «Отан» довольно быстро завоевали доверие и стали пользоваться популярностью, что конкуренты не заставили себя долго ждать.  На рынке появились подделки, один в один схожие с оригиналами по дизайну. Владелец оригинальных изделий советует обращать внимание на качество деталей и цену.

Где купить?

Самым оптимальным способом продаж бизнесмен считает интернет-магазины с онлайн-оплатой. Он отмечает, что физически сложно быть представленным во всех городах Казахстана, поэтому приобрести брендовые изделия можно только в нескольких бутиках Астаны. Однако даже в этом случае, по словам автора часов, изделия не задерживаются на прилавках долго. К примеру, самая дорогая модель «Президент», выпущенная лимитированным тиражом в 100 штук, обычно распродается за пару месяцев.

Как и многие представители бизнеса, все заработанные средства владельцы компании «Отан» реинвестируют на дальнейшее развитие бизнеса – а именно на расширение линейки моделей, выход бренда на соседние рынки. В скором времени Арман Тосканбаев и его компаньон планируют наладить производство кожаных ремешков для часов внутри Казахстана.

Недочеты отечественного бизнеса

По словам владельцев бренда «Отан», в бизнесе они сталкиваются со множеством проблем – это неготовность населения пользоваться системой онлайн-оплаты, недостаточная информированность в этой услуге, ориентированность на западные бренды, недоверие к товарам отечественного производства. Кроме этого, по словам самого предпринимателя, есть упущения со стороны законодательства - бизнес не может защитить свою интеллектуальную собственность, когда предприимчивые народы с соседних республик подделывают продукцию, и под оригинальным брендом сбывают по низкой цене, не оплачивая при этом никаких налогов.

Аида Есеналина