Минсельхоз намерен помочь крестьянам расписками

7041

При этом министерство обещает учесть негативный опыт по зерновым распискам.

Минсельхоз намерен помочь крестьянам расписками

В Актобе прошло совещание с участием вице-премьера РК – министра сельского хозяйства Умирзака Шукеева. Вместе с ним в Актюбинскую область приехали заместители акимов остальных областей, руководители крупных сельскохозяйственных формирований и предприятий страны. Г-н Шукеев остановился на проблемах АПК, из-за которых развитие сельскохозяйственной отрасли находится, по его мнению, не в лучшем состоянии. 

"Производительность труда в сельском хозяйстве у нас одна из самых низких в стране. Сейчас она составляет 1,5 миллиона тенге (в год на каждого, занятого в АПК. – Прим. авт.). За пять лет необходимо ее увеличить до четырех миллионов. Производительность труда в растениеводстве зависит от техники. Если мы посмотрим на динамику обновления техники в стране, то только за последний год произошло резкое снижение этих темпов. Уровень обновления упал до 2%. Хотя оптимальный показатель – 6%. Мы восстанавливаем программы обновления сельхозтехники, субсидирования процентной ставки, лизинга сельхозтехники и инвестиционных субсидий на обновление сельхозтехники. Думаю, что для этих целей мы найдем внутренние резервы. Если мы будем держать этот темп, то к 2021 году мы сможем достичь 6%", – отметил заместитель премьер-министра РК.   

По его словам, ряд мировых производителей готовы запустить в Казахстане предприятия по сбору сельскохозяйственной техники. Комбайны и трактора компании Claas, посевные комплексы фирмы Horsch. Кстати, Сlaas готова собирать до 500 комбайнов в Северо-Казахстанской области.

Российский "Ростсельмаш" тоже готов приступить к сборке комбайнов. Канадцы и американцы намерены собирать комбайны и трактора в Акмолинской области. Ряд других компаний, включая белорусский "Гомсельмаш", заинтересованы в сборке своей сельскохозяйственной техники на территории Казахстана. Но производители поставили условие: они готовы приехать и наладить в Казахстане сборку, если будет массированная программа обновления техники.

Еще один фактор, негативно влияющий на развитие АПК, – использование некачественных семян массовой репродукции. Ежегодно Казахстан недополучает примерно 20% урожая на 250 миллиардов тенге. То есть вопрос состоит в том, чтобы стимулировать использование фермерами кондиционных семян.

"В стране существует 214 аттестованных семенных хозяйств, но они обеспечивают всего 21% от общей потребности и все еще работают по старой схеме, фактически выбивая деньги господдержки, субсидии в министерстве, как будто работают на государство. А вопрос надо поставить по-другому: эти хозяйства должны работать не на министерство, а на бизнес. Мы будем субсидировать сельхозпроизводителей, которые используют кондиционные семена.

С 2016 года законодательно разрешен ввоз и использование импортных семян, но многие крестьянские хозяйства об этом не знают. Надо проводить разъяснительную работу. Семенные хозяйства должны быть в открытой конкуренции. Им, как и животноводам, необходимо создать собственную палату семеноводческих хозяйств и саморегулирующую организацию. Именно палата должна отстаивать статус семеноводческих хозяйств, а не министерство или чиновники решать, насколько хороши или плохи семена", – подчеркнул г-н Шукеев.

При этом министерство сельского хозяйства хочет оставить зависимость получения субсидий от использования сельхозтоваропроизводителем хорошего семенного материала. Логика министерства такова: если аграрий использует обыкновенные семена, которые, по сути, являются простым товарным зерном, то какой смысл субсидировать удобрения, покупку техники?

Следующая тема обсуждения – удобрения и средства защиты растений. По научно-обоснованным нормам казахстанскому АПК нужно 2,6 миллиона тонн. Однако еще несколько лет назад фермеры использовали лишь 8% от нормы. В последние годы есть заметное улучшение – в 2017 году добились 14%.

Министр сельского хозяйства отметил, что к 2021 году планируется довести использование удобрений хотя бы до четверти от научно-обоснованной нормы. Это, в свою очередь, позволит увеличить урожайность на 10-15%.

В целом же соблюдение агротехнологий в полном объеме зависит от доступности финансовых ресурсов. За последний год кредитование АПК банками второго уровня сократилось на 25%. Кредитная ставка достигла неподъемных для аграриев 18% годовых.

Умирзак Шукеев подчеркнул, что это негативный тренд. Чтобы его купировать, необходима помощь государства.

"Мы возобновляем субсидирование процентной ставки по займам на приобретение основных средств. За счет внутренних средств часть неэффективных субсидий мы направим на эти цели. Задача – добиться в АПК доступных кредитных ресурсов по ставке не выше 10%.

Мы хотим внедрить новый финансовый инструмент – электронные аграрные расписки. Это обязательства сельхозформирований рассчитаться с кредитором за будущий урожай. Конечно, мы учтем уроки прошлого, когда было обнаружено огромное количество необеспеченных расписок в залоге у банков второго уровня. Концепция, в принципе, одобрена. Мы ее обсуждали на прошлой неделе с Нацбанком и бизнесом. Сейчас готовим изменения в законодательство", – сказал вице-премьер.

Разработана, по его словам, также и система страхования в растениеводстве, основанная на совершенно новых принципах индексного страхования. Прежняя система была нежизнеспособной. Во-первых, низкий страховой взнос – 91 тенге с гектара. Следовательно, и страховые выплаты, ничего реально не покрывающие, около 3000 тенге за гектар.

Теперь страховой взнос повышается в несколько раз. Но страховые выплаты будут производиться не только при катастрофических потерях, но и в том случае, когда урожай в хозяйстве ниже, чем в среднем по региону.

По заверению министра сельского хозяйства, имеется четкая схема страхования, которая обсуждалась с финансовым сектором. Для полноценной работы системы планируется создать перестраховочный фонд, который обеспечит выплаты при катастрофических потерях.

Еще одна государственная инициатива – превращение агрокредитной корпорации "КазАгро" (АКК) в институт развития по модели немецкого Rentenbank, который при правительственной поддержке привлекает средства с рынка капитала и фондирует частные финансовые институты для последующего кредитования сельхозтоваропроизводителей. Г-н Шукеев пояснил, что АКК не должна напрямую кредитовать, только через банки второго уровня.

"К примеру, если мы для этих целей будем капитализировать АКК на 60 миллиардов тенге, то это позволит привлечь в отрасль до 300 миллиардов тенге кредитных ресурсов", – привел цифры министр сельского хозяйства.

По словам г-на Шукеева, необходимо развивать экспортный потенциал. Но, говоря о сельском хозяйстве, оказывается, что не так уж и много вариантов. Экспортируется пшеница. Однако с каждым годом продавать ее за рубеж становится все труднее. Сейчас рынки сбыта пшеницы – это Афганистан, Иран, Азербайджан и Узбекистан. Опять-таки, даже и на этих наработанных экспортных площадках заметные трудности, связанные с инфраструктурой и логистикой.    

В то же время в Казахстане есть большой потенциал по масленичным культурам, ячменю и зернобобовым.

"Адресно мы будем открывать дорогу тем продуктам, где есть потенциал. Но самый большой потенциал Казахстана связан с экспортом мяса. Мы умеем заниматься животноводством испокон веков. Это наш шанс. Мясное животноводство необходимо поднять на новый уровень. Именно переработка мяса и экспорт на рынки России, Китая и других стран", – сделал акцент вице-премьер.

Он отметил, что Актюбинская область также является заметным игроком на экспортном рынке, поставляя мясо в Китай и Россию. Кстати, в прошлом году несколько партий мелкого рогатого скота актюбинские животноводы поставили в ОАЭ и Иран.      

Также он подчеркнул, что государственная политика в животноводстве направлена на кооперацию, в частности так называемую горизонтальную, когда мелкие фермы тесно сотрудничают с крупными ТОО, обеспечивая себе прибыль. 

В свою очередь аким Актюбинской области Бердыбек Сапарбаев рассказал вице-премьеру, что в этом году и им поставлена задача увеличить экспорт мяса на 40%. В прошлом году из-за карантина выполнить задачи по экспорту мяса не удалось. Но уже сейчас, по его убеждению, ведутся переговоры по экспортным поставкам с десятком зарубежных стран. 

Семен Данилов

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться