Мощности АО "КазАзот" выбирают внутренний рынок

11363

Производитель аммиачной селитры пытается пробиться в Иран и Узбекистан, однако испытывает сложности на этих направлениях экспорта.

Мощности АО "КазАзот" выбирают внутренний рынок

АО "КазАзот" в основном сейчас ориентировано на внутренний рынок. Об этом в интервью abctv.kz сообщил директор департамента сбыта и маркетинга производителя аммиачной селитры из Актау Адильжан Саугабаев.

"У нас две трети продукции потребляется нашими отечественными клиентами. Одну треть в виде азотных удобрений получает сельское хозяйство, и другую в качестве взрывчатки – горнорудная промышленность. Порядка 80-100 тысяч тонн у нас ежегодно уходит на экспорт", – сказал маркетолог в беседе.

По его словам, мощности предприятия в Мангистау могут закрыть потребности всего Казахстана в аммиачной селитре. Больше всего сейчас рост спроса на продукцию азотного завода наблюдается в сельском хозяйстве, где МСХ была запущена программа субсидирования покупки 50% от цены удобрений.

"Самое большое потребление идёт в Туркестанской, Жамбылской, Алматинской областях. Радует, что в северных регионах – Акмолинской, Северо-Казахстанской, Костанайской, Павлодарской областях – тоже идёт увеличение. Если брать по объёмам потребления в СКО, то в позапрошлом году местными фермерами было приобретено две тысячи тонн, а в этом году уже больше 20 тысяч тонн. Идёт оживление, и производители начинают понимать, что необходимо повышать урожайность, ведь всё равно идёт вынос азота, фосфора, калия – трёх основных элементов, которые используют растения. Их надо восполнять, ресурсы земли небезграничны, обязательно нужно делать подкормку", – рассказал маркетинговый специалист.

Говоря об экспортных направлениях, он отметил, что поставки АО "КазАзот" в Россию остаются невысокими, так как на российском рынке много местных производителей аммиачной селитры и закладываются большие логистические расходы. Поэтому в прошлом году казахстанский производитель азотных удобрений экспортировал туда всего 700 тонн, а в этом году около 200 тонн. Падение поставок в РФ не связано со снижением числа покупателей там, а с приоритетностью растущего внутреннего рынка, на который рассчитывают её ограниченные мощности, пояснил Саугабаев.

"У нас отличается технология производства, она уникальна – гранулирование селитры идёт в цельных гранулах. На всех российских заводах она идёт прелированная, производимая с помощью башен. Там идёт полый шарик с воздухом, у нас цельнокатаный шарик. Чем это хорошо? Селитра усваивается и растворяется в земле медленно, постепенно отдавая азот на весь цикл роста растения. Наши специалисты объехали весь мир, и нигде такая технология не применяется, получается только на АО "КазАзот", – констатировал он.

Согласно информации эксперта, сейчас во всём мире идёт тенденция к производству комплексных удобрений, так называемых NPK (nitrogen, phosphorus, potassium – азот, фосфор, калий), на основе классических формул и в разных пропорциях в зависимости от растения и сезонности. Поэтому в АО "КазАзот" также сейчас налажена работа в этом направлении и проводятся исследования возможностей компании в производстве такой продукции.

"Конечно, у нас есть такая задумка делать комплексные удобрения. Сейчас идёт поиск сырьевой базы. В нашем регионе есть только азотная составляющая, а фосфорная и калиевая отсутствует. Поэтому здесь у нас будет возникать зависимость от внешней сырьевой базы, ведь нам придётся где-то закупать эти два компонента. Для наработок в этом вопросе мы запустили экспериментальный цех. Испытания тестовой продукции продлятся два-три года, после этого можно будет дать заключение и посмотреть, насколько эффективно её одобрение", – сказал представитель АО "КазАзот" в разговоре.

Напомним, в западных регионах Казахстана имеются такие калийные месторождения, как Индерское, Сатимола, Челкарское, Жилянское, контролируемые различными компаниями, а фосфатными рудниками в Жамбылской области владеют "КазФосфат" и "Еврохим-Каратау".

На казахстанском рынке АО "КазАзот" активно конкурирует с производителями из Узбекистана, при этом компания ни разу не поставляла туда свою продукцию.

"В Узбекистане работают три завода, каждый мощностью по миллиону тонн. Они обеспечивают свой внутренний рынок, и мы конкурируем с ними на экспортных рынках. Раньше был туда запрет на ввоз аммиачной селитры, из-за того что узбекское правительство считало его продуктом двойного назначения, взрывоопасным. Сейчас доступ есть, в этом году у нас были заявки по поставкам в Узбекистан, но здесь есть факторы, которые влияют на стоимость. Во-первых, теперь ограничение регулируется экономическими показателями – узбекские железные дороги поставили специальный, очень высокий тариф на нашу продукцию по узбекской территории, и до конечного потребителя она может дойти только по очень высокой цене. В этом году Узбекистан испытывал нехватку своей продукции. Это связано с тем, что были технологические сбои на узбекских заводах, и они больше продукции отправили на экспорт. Мы с удовольствием, конечно бы, осуществили поставку, но у нас тоже была нехватка, у нас ежегодный рост потребления именно нашими, отечественными потребителями в сельском хозяйстве идёт", – поделился Адильжан Саугабаев.

Экспорт по железной дороге остаётся болевой точкой АО "КазАзот", так как ежегодно её тарифы растут на 5-10% в Казахстане и сопредельных странах, указал он в беседе. В итоге компании приходится либо увеличивать свои расценки, или же компенсировать дорожные затраты из прибыли. Только в Азербайджан и Грузию поставки отправляются морским путём из порта Курык с использованием паромной переправы вагонов. Порт Актау тоже мог бы послужить базой для экспорта азотной продукции в Иран. На этот рынок АО "КазАзот" также пыталось пробиться, однако успехов в этом направлении не добилось.

"Достаточно сложный рынок. Мы даже на сайтах, которые смотрят иранские потребители, размещали свою рекламу, однако успеха в продвижении продукции не добились. Возможно, какие-то языковые сложности, возможно, экономические, сложно сказать, страна немного закрытая, и есть трудности по оплате. Прямые платежи осуществить сложно, поэтому приходится здесь работать через другие страны. Для нас это очень большой рынок, огромной ёмкости, учитывая население этой страны и сельское хозяйство там, хотелось бы на него попасть, но пока не получается. Кроме того, у нас, честно говоря, нет лишней продукции, для того чтобы экспортировать", – признался директор департамента сбыта и маркетинга.

Данияр Сериков

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться