Мосты сбываются

В Актобе идет реконструкция существующих путепроводов и возведение новых мостов – подобной стройки город еще не видел.

09 Августа 2018 15:01 Автор: Семен Данилов
Мосты сбываются, Мосты, строительство, Инфраструктура, АЗФ, Ремонт дорог, Дороги

На 2018 год в совокупности были выделены финансовые средства в размере 2,5 млрд тенге из городского и областного бюджета на реализацию 19 проектов по строительству, капитальному и среднему ремонту дорог.

Масштабное возведение мостовых сооружений в областном центре началось еще в прошлом году, но своего апофеоза достигло как раз этим летом. Строятся два новых моста – путепровод на выезде из Актобе в районе Актюбинского завода ферросплавов (АЗФ) и мостовой переход через реку Сазды на улицу Маметовой, в районе ТРЦ «Керуен сити».

Также ведется комплексная реконструкция путепровода в районе пятого микрорайона с обустройством тоннеля (непосредственно под мостовой конструкцией), которая позволит продлить автомобильную дорогу от улицы Тургенева до улицы Маметовой. И реконструируется мост через реку Жаман Каргалы по трассе республиканского значения Актобе – Орск (РФ).

В ближайшее время планируется начать реализацию проекта по строительству нового путепровода через железнодорожные пути взамен существующего в районе Сельмаш (старая часть города). Подготовительные работы уже ведутся – переносится часть инженерных коммуникаций.

Ворота города

Строительство путепровода в районе АЗФ ведет ТОО «ТрансМостГрупп». Работы по проекту начались в мае прошлого года.

«Сегодня там полным ходом идет строительство. Перед нами поставлена задача, чтобы к 30 августа этого года открыть по нему движение. Ввод в строй данного моста решит проблему с движением на участке в районе АЗФ, автодорогу на котором пересекают железнодорожные пути. Зачастую там подолгу стоят составы, следующие на завод или в обратном направлении. Это затрудняет движение автотранспорта. Работы ведутся с опережением графика», – рассказал руководитель Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Аязбай Усмангалиев.

Ожидается, что с вводом нового моста в этом году проезд автотранспорта в районные центры Мартук, Жайсан и далее в Российскую Федерацию (и обратно) станет беспрепятственным в любое время суток. Окончательная и полная сдача объекта в эксплуатацию запланирована на 2019 год.

Проект комплексный. Сюда еще входит строительство подъездной дороги к путепроводу. Оно уже ведется. На мост автотранспорт будет заезжать по прямой со стороны проспекта 312-й Стрелковой дивизии. Напомним, что в настоящее время приходится по дуге объезжать административное здание АЗФ. Через дорогу, по обочинам которой установят ограждение, возведут наземный пешеходный переход. Этот объем работ выполняет ТОО «КТП». Проезд по подъездной дороге к путепроводу также планируют открыть 30 августа этого года. Окончательное завершение – 2019 год.

Общая стоимость проекта составляет 2,112 млрд тенге.

Завершен этап строительства моста через реку Жаман Каргалы недалеко от села Каргалинское, который входит в проект «Реконструкция автомобильной дороги «Актобе – Орск 0-8 км в городе Актобе». Если быть точнее, уже построен один из двух параллельных мостов, входящих в комплекс. По завершении реализации проекта будет обустроено две полосы по левому мосту и две полосы по правому мосту. Новый мост (с правой стороны) построен, движение запущено. Старый мост демонтирован. Ведется строительство второго моста. Подрядчик – ТОО «КТП», а общая стоимость проекта – 3 млрд тенге.

Главные транспортные артерии города

Еще несколько проектов входят в единый комплекс. Это реконструкция автодороги с соединением улицы Тургенева с улицей Жубановой. Проектом предусмотрено устройство тоннеля под путепроводом пятого микрорайона (с его реконструкцией) и внесение изменений в организацию движения автотранспортных средств в данном районе. Также планируется строительство двух кольцевых развязок (по улице Тургенева и на новом участке автодороги, соединяющей проспект Молдагуловой, улицу Тургенева, путепровод с улицей Жубановой).

В комплекс входит проект строительства мостового перехода через реку Сазды на улицу Маметовой в районе ТРЦ «Керуен сити». Плюс проект по капитальному ремонту и расширению дорожного полотна данной улицы с четырех до шести полос, на которой предусмотрено устройство велосипедных дорожек, тротуаров, ограждения и систем освещения. То есть в скором времени с улицы Тургенева или с путепровода пятого микрорайона можно будет беспрепятственно попасть на улицы Жубановой и Маметовой напрямую и безо всяких пробок.

«Жители города возмущаются, что перекрыли движение через путепровод пятого микрорайона и частично по улице Маметовой. Но дело в том, что для решения вопроса о строительстве развязок и разгрузки транспортных потоков по основным автодорогам города необходимо проводить комплексную работу. Если мы в этом году просто реконструируем путепровод пятого микрорайона и сделаем тоннель, но не осуществим другие проекты, то ничего работать не будет. Если построим мост через Сазды, но не проведем капитального ремонта дорожного полотна улицы Маметовой, тоже толка не будет. Четырех полос там уже не хватает для нормальной организации движения. Развязки, в свою очередь, не будут работать без путепровода. Поэтому мы рискнули и начали осуществлять работы по трем проектам в одном комплексе. Конечно, есть определенные неудобства для горожан, но построенные развязки однозначно разгрузят движение и перераспределят транспортные потоки. В частности, разгрузится улица Тайбекова, где постоянно наблюдаются пробки. С улицы Тургенева теперь транспорт не будет сразу выезжать на мост. Через тоннель автомобили уйдут на кольцевую развязку, с которой поедут в направлении либо улицы Маметовой, либо выедут на мост, но уже с правой стороны, не создавая помех для движения основного потока транспорта. Надо немного потерпеть», – пояснил руководитель городского отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог Руслан Торегали.

Подрядчик проекта по реконструкции дороги в пятом микрорайоне – столичная компания «Прогресс KZ».

«Сейчас мы выполнили фрезирование дорожного полотна по улице Тургенева на площади 2800 квадратных метров. Начинаем укладывать верхний слой асфальта ЩМА (щебеночно-мастичная смесь), чтобы транспорт уже мог ездить. С 1 июля мы начали работы по устройству тоннеля. В настоящий момент производится заливка бетона. Армировка очень крепкая – такая обычно используется при строительстве монолитных домов. Она вечная. Качество гарантировано», – отметил начальник участка ТОО «Прогресс KZ» Айдар Ауганбаев.

По словам мостостроителя, следующим этапом станет возведение монолитной стены и далее арочные работы. Обещают, что тоннель будет арочным. Всего будет две арки и, соответственно, две полосы движения.

«До 1 сентября планируем открыть движение по мосту», – почеркнул Айдар Ауганбаев.

Мост через реку Сазды строит ТОО «ТрансМостГрупп».

«Сейчас идет монтаж главного пролетного строения, затем установка опорной части и монтаж. Этот мост у нас пролетный. В середине не будет никаких опор. Это конструкция с двумя опорами – они расположатся по правому и левому берегу. Все составляющие конструкции очень добротные, из очень прочного металла – низколегированной стали. С вводом в строй этого моста появится прямая дорога с улиц Аз Наурыз и Маметовой на пятый микрорайон», – заверила главный инженер ТОО «ТрансМостГрупп» Маргарита Сайдуалиева.

Руслан Торегали в свою очередь отметил, что все проекты очень дорогостоящие, поэтому за один год полностью их реализовать не удастся – они переходящие на следующий год. Например, реконструкция путепровода и сопутствующих развязок стоят 1,232 млрд тенге. Капитальный ремонт улицы Маметовой – 702 млн тенге. Мостовой переход через реку Сазды – 351,7 млн тенге. Средства выделяются по принципу софинансирования из городского и областного бюджетов.

Но к 1 сентября движение и по путепроводу пятого микрорайона, и по улице Маметовой будет полностью возобновлено. Вообще, полное завершение проектов планируется на 2019 год.

Проекты ближайшей перспективы

Мост в районе Сельмаша. В районе строительства нового путепровода в настоящее время ведется перенос инженерных сетей. Ведь там с помощью специальной техники будут забивать сваи для моста.

«По проекту там будет строиться мост параллельно уже существующему. После его строительства старый мостовой объект разберут, а на его месте построят еще один новый. Потому что из-за стесненности – там ведь находится частный сектор – один большой мост возвести не удастся. Будут два параллельных моста, каждый с движением в одну сторону», – рассказал Руслан Торегали.

Общая стоимость проекта – 3,2 млрд тенге.

Надземные пешеходные переходы

Общая протяженность отремонтированных дорог составит около 30 километров. Запланировано строительство мостов и надземных пешеходных переходов. В Актобе на сегодняшний день существует лишь один подземный пешеходный переход, а надземных нет вовсе.

Теперь строительство двух надземных пешеходных переходов ведется по проспекту Алии Молдагуловой – в районе ДСК и магазина «Балдырган». Причем это будут однотипные переходы, которые строит ТОО «Актобеэлектросетьстрой». В районе ДСК уже установлено пролетное строение. Общая сумма двух объектов – 60 млн тенге. Сроки сдачи в эксплуатацию – сентябрь 2018 года.

Третий надземный переход планировалось построить в районе ЖК «Актобе Ажары», но потом рассматривалось предложение возвести его возле Өнер Орталығы (Центра искусств). Так что пока вопрос открыт.

Четвертый надземный пешеходный переход возведет ТОО «КТП» в районе АЗФ. По словам Руслана Торегали, еще один переход по улице Маметовой в 12-м микрорайоне построят предприниматели за свой счет.

Семен Данилов