"Мы стучимся в двери, но нам не открывают"

4522

Почему актюбинская фабрика дверей "ДОММОЙ" компании West Line Doors за четыре года не может получить поддержку по государственным программам развития бизнеса, abctv.kz рассказал исполнительный директор ТОО West Line Doors, Ильяс Дюсембеков. 

"Мы стучимся в двери, но нам не открывают"

– Как появилась ваша компания?

– Учредителями компании являются два человека, которые не хотят себя особо афишировать. Собственно, деньги были, и их требовалось куда-нибудь вложить. Когда встал выбор, а в какой бизнес инвестировать, то упор делался на три составляющие: качественное, пользующееся спросом у среднестатистического покупателя, не производящееся или выпускающееся в небольших объёмах в Казахстане. Основное направление, которое мы выбрали, – изготовление межкомнатных дверей. Компания образована в 2014 году. Оборудование было закуплено ещё в 2013 году. Это итальянские, канадские, российские и китайские станки. В первое время выпускали по 100-200 дверей в месяц. Причём продукция была экономкласса, так сказать, бюджетный вариант. Потом стали ездить в Россию, перенимать опыт. Сейчас мы изготавливаем двери разных ценовых сегментов, до тысячи штук в месяц. Но мощностей хватает для производства пяти-шести тысяч дверей ежемесячно. На сегодняшний день производств с такими мощностями, как наши, не более четырёх-пяти в стране.

– То есть были свои свободные средства, которые необходимо вложить в бизнес, или же привлекались заёмные?    

– Вот именно, что были свои деньги. Когда компания открывалась, в неё не было вложено ни одного тиына заёмных или государственных средств. Можно, конечно, было открыть торговый дом и перепродавать, скажем, китайскую технику. Но акцент был изначально сделан на производство. Не хочу быть высокопарным, но хотелось внести свой вклад в экономику родной страны. А сейчас политика государства направлена на развитие собственного производства.

– Перед тем как начать производство дверей, проводили ли вы мониторинг? Ведь на рынок продукция, подобная вашей, поступает из России, Китая, Украины и Беларуси. Куда вы поставляли свои первые изделия?

– Конечно же, предварительный мониторинг рынка мы провели. Как раз-таки и выяснилось, что местные производители межкомнатных дверей на нём не представлены. Свою первую продукцию мы поставляли местной строительной компании – ПК "Нектар". Правда, сейчас у компании поменялась политика.

– Мы говорим о сдаче квартир в черновом варианте, не правда ли?

– Совершенно верно. В черновом варианте квартиры сдаются без межкомнатных дверей.

– Компания за время существования воспользовалась ли какими-нибудь инструментами государственной поддержки бизнеса? Например, дорожной картой бизнеса – 2020?

– Нет, нам не удалось воспользоваться подобными инструментами. И знаете почему? Мы пробовали и через областной акимат, подавали заявки с указанием суммы, которая нам необходима, заполняли различные анкеты, в том числе и в этом году. Отправляли документы на экономический анализ. Чтобы развивать бизнес, необходимо постоянно проводить финансовые вливания. Да, на свои деньги производство было запущено, но, чтобы сделать качественный рывок, необходимы инвестиции. Очень трудно развивать бизнес в дальнейшей перспективе, инвестируя только собственные средства.

Было бы неплохо, если бы государство предоставляло кредиты под выгодный процент для развития бизнеса или субсидировало ставку вознаграждения займа в банке второго уровня. В общем, в течение четырёх лет мы заявки подавали, нам помогала региональная палата предпринимателей "Атамекен", но всё безрезультатно. Но стоит отметить, что сейчас наша компания активно ведёт переговоры с областным акиматом при содействии РПП. Вполне возможно, что в следующем году нам удастся воспользоваться какой-либо государственной программой поддержки бизнеса.

И вот буквально в конце ноября при содействии областного акимата нами подписан меморандум о сотрудничестве с пятью актюбинским строительными компаниями. Хоть он и не является юридическим документом, но всё же это значительный шаг вперёд. По крайней мере, мы познакомились друг с другом лично. Даже удалось обсудить вопросы ценовой политики.

– Есть ещё довольно действенная мера поддержки бизнеса – госзаказ. Вы хотя бы раз участвовали в тендерах по госзакупкам?

– В тендерах участвуют строительные компании. Выигрывают их и уже затем обращаются к поставщикам-субподрядчикам. Они знают о нас, но почему-то не обращаются. Даже предложений от них не поступает. Хотя мы могли бы обо всём договориться. Мы стучимся во все двери, но они не открываются!

Летом этого года на площадке Региональной палаты предпринимателей "Атамекен" собрались представители более 20 строительных организаций области. Мы дали им всю информацию о своей продукции, предоставили прайсы, говорили о скидках, обменялись контактами. И ведь мы знаем, что при строительстве компании используют межкомнатные двери российского производства. Даже при возведении социальных объектов по госзаказу. Нам становится непонятно, почему такое происходит? Наша компания отвечает за качество выпускаемой продукции. Цены приемлемые, имеется сертификат СТ – KZ. Возможно, у кого-то есть свой интерес в этом.

Мы активно выходим на конкурсы по госзакупкам. Но в комиссии говорят, что СТ – KZ будет иметь значение лишь в том случае, когда один или несколько участников предложат одинаковую цену. А если мы предложим цену, к примеру, на 200 тенге дороже, то наш стандарт не будет иметь никакого значения.                 

Хотя при возведении частных объектов к нам обращаются строительные компании. Заказывают хорошие объёмы.

– Получается, что частник, который не может себе позволить потратить лишние деньги, и никто ему ничего не скажет по этому поводу, покупает двери местного производства, потому что дешевле. А там, где госзаказ и бюджетные деньги, подрядчик предпочитает импортные двери, которые обходятся дороже.

– В том-то и дело, что мы знаем, почём они берут двери, потому что постоянно проводим мониторинг рынка. Наша продукция дешевле российской, причём не уступает по качеству. К тому же мы находимся непосредственно в Актобе и принимаем на месте все претензии по качеству. Чтобы остаться на плаву, наша компания иногда маржу доводит до минимума.

– А вы не прорабатывали вопрос: могут ли российские или белорусские производители пойти на демпинг, чтобы укрепиться на актюбинском рынке?

– Безусловно, есть такие моменты. Мы можем производить до пяти-шести тыся дверей в месяц и на рынке всего четыре года. А фабрики в России или Беларуси 25 лет на рынке и могут выпускать до 60 тысяч дверей в месяц. Они, конечно, и оптовые скидки могут себе позволить, и демпинг. Такое нельзя исключать. Могут они и в минус себе поработать, чтобы устранить конкурентов и закрепиться на рынке.

– География поставок вашей продукции?

– В настоящий момент 70 процентов продукции реализуется в Актюбинской области. Также двери поставляются Актау, Уральск, Шымкент, Караганду и Астану. Есть единичные заказы через Интернет из других городов Казахстана. 

– Можете ли вы своей продукцией полностью удовлетворить рынок региона?

– Можем. Но не совсем правильно говорить просто о рынке дверей. Более точнее будет сказать, дверей нашего сегмента. Межкомнатные двери тоже бывают разные. Мы выбрали сегмент, рассчитанный на среднего покупателя. Хотя есть возможности выпускать и другие виды дверей. В ближайшем будущем планируем расширить ассортимент. Маркетологи компании проводили мониторинг, в ходе которого выяснилось, что мы занимаем всего пять процентов рынка Актобе, так что есть над чем работать.

Семен Данилов

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться