Не продали – так слили

СК «Виктория» и СК «Нурполис» объявили о том, что объединяются.

08 Июня 2018 17:49 Автор: Татьяна Батищева
Не продали – так слили, СК «Виктория», СК «Нурполис», Страховой рынок, M&A

Страховая компания «Виктория», второй по размеру активов (83,7 млрд тенге) страховщик, объявила о реорганизации в форме присоединения страховой компании «Нурполис», дочернего подразделении «Нурбанка» (активы «Нурполиса» в 3,9 млрд тенге держат ее на 27-м месте среди 32 страховых организаций). Как сообщают источники на страховом рынке, цена продажи акций «Нурполиса» определена в размере 1514,7 тенге за одну акцию, и сделка будет закрыта в ближайшее время.

На самом деле назвать сделку рыночной никак нельзя, поскольку обе компании связаны между собой общим акционером Рашитом Сарсеновым. На страховом рынке давно уже ходили разговоры, что «Виктории» и «Нурполису» ищут покупателей, и даже, как отмечают эксперты, знакомые с ситуацией, инвесторы находились, однако достигнуть конечной цели по сделке в итоге не получилось.

Учитывая проблемы «Нурполиса»: слабую капитализацию, нулевую динамику прироста прибыли от страховой деятельности по итогам 2017 года (3,7 млрд тенге, ровно столько же, что и в 2016 году), рост расходов (4,1 млрд тенге против 3,8 млрд тенге в 2016 году) и как итог – доналогооблагаемый убыток в 204 млн тенге против слабой прибыли в 26 млн тенге годом ранее, акционер принял решение слить обе компании и тем самым оптимизировать страховой бизнес на базе «Виктории».

Оптимизация означает передачу портфеля «Нурполиса» более крупной «Виктории».

Страховой портфель «Нурполиса» более мелкий, в 3,7 млрд тенге (по итогам 2017 года), зато он является розничным, хотя и несет в себе риски монопортфеля. Почти 90% портфеля – это премии по обязательному страхованию ответственности автовладельца. Такой объем автогражданки приносит повышенную убыточность совокупному портфелю. Если на начало января отношение премий к выплатам составляло 47,8%, то к началу мая показатель возрос до 63%, потому что выплаты стали опережать динамику премий.

У «Виктории» совсем другая история. Это классический кэптив, 78% портфеля которого приходится на имущественное страхование – более дорогостоящее и в то же время не особо убыточное, конечно, при отсутствии реализации крупных рисков.

На начало 2018 года премии «Виктории» достигали 6,4 млрд тенге, убыточность портфеля равнялась 10,3% (11,7% на начало мая), прибыль до налогообложения составляла 5,6 млрд тенге против 7,3 млрд тенге в 2016 году из-за возросших выплат.

Слияние «Виктории» и «Нурполиса» укладывается в тенденции последних лет: большому числу компаний тяжело вести бизнес на стагнирующем страховом рынке. К тому же экстенсивная модель развития, на которую делали ставку многие компании, исчерпала себя. Акционерам страховых компаний приходится корректировать модели развития, в том числе через слияние компаний, работающих в одинаковых классах страхования, поскольку они начинают демпинговать друг друга. И хотя у «Виктории» и «Нурполиса» различные рыночный вес и структура портфеля, растущие издержки заставляют объединять страховой бизнес. Прибыльный бизнес возможен лишь на длинной перспективе.

Татьяна Батищева