Необычные коллажи создают казахстанские художники

Выставка Cool Age Галима Маданова и Зауреш Терекбай проходит в Астане впервые.

30 Мая 2018 19:28 Автор: Влада Гук
Необычные коллажи создают казахстанские художники, Культура, Выставка, Искусство, коллажи, Cool Age
Фото: Влада Гук

«Наша культура и наше время неимоверно перенасыщены, как мусором, так и сокровищами», – сказал как-то Рэй Брэдбери, писатель, который черпал вдохновение отовсюду: из комиксов, фильмов, детективных журналов, цирковых афиш, детских страхов, своих и чужих воспоминаний.

«Идеи лежат повсюду, словно яблоки-паданцы, сгнивающие в траве, потому что не хватает прохожих с зорким глазом и вкусом к красоте, будь она хоть абсурдна, хоть пугающа, хоть благолепна», – писал он.

Вдохновение Галима Маданова и Зауреш Терекбай – в глянцевых журналах и уличных сценках, в картинах старых мастеров и в рекламных буклетах, которыми завалены почтовые ящики, в заголовках, логотипах, в сорванных со столбов объявлениях: «Новые возможности для бывших начальников...». Соединяя в авангардистские композиции журнальные картинки и средневековую европейскую живопись, старинные восточные миниатюры и сделанные на улицах Алматы фотографии, художники складывают из кусочков образ нового времени. Техника эта называется коллажем, а времени авторы дали новое имя – Cool Age.

«Это игра слов, означает и «крутой возраст», и «крутой век»: отсылка и к каменному веку, и к железному веку, и к веку медиа, в котором мы живем. Своего рода обозначение новой эры – эры медиа, новых технологий, постоянных изменений. И, конечно, Cool Age созвучно со словом «коллаж». У нас представлено около 80 коллажей, созданных авторами за последние пять лет. Они идут сериями, от четырех до 20 работ в каждой серии», – рассказывает куратор выставки Дина Байтасова, директор галереи TSE Art Destination.

Еще один важный вариант названия-перевертыша Cool Age – «прохладный век».

«Почему прохладный? Потому что жить в нем все-таки сурово», – объясняет Зауреш Терекбай.

«Мы живем в коллажное время. Мы все коллажные. Это наша среда – коллаж. Один слой накладывается на другой, мы можем вырезать и компоновать то, что нам нужно. Нравится ли мне это? Конечно, нравится! Да и как время может нравиться или не нравиться? Оно есть – это данность. Мир меняется, преображается. Каждый из нас начинает жить своей историей только сейчас, мы, как страна, начинаем жить своей историей. Раньше мы жили историей каких-то непонятных революций, завоеваний, достижений. А сейчас просто смотрим в лицо реальности. А Интернет, интеграция в мировое пространство? Это дает нам такие возможности! Просто все зависит от человека, от его культурного уровня, жизненного опыта. Дайте человеку краску, палитру, и каждый напишет свою картину», – говорит художница.

Галим Маданов и Зауреш Терекбай внимательно вглядываются в жизнь, принимая ее полностью, как есть, открывая в ней неочевидные смыслы. В этом созерцании – и восхищение, и нежность, и грустная ирония по поводу блеска и нищеты «клевого века». К примеру, один из повторяющихся образов – вставная челюсть, иногда подмигивающая стразиками. А еще из коллажа в коллаж кочуют фотопортреты алматинцев – колоритных дядек в спортивных костюмах, сандалиях, присевших покурить в любимой позе, на корточках. Иногда они курят так рядом, в одном коллаже, с каким-нибудь изысканным джентльменом с картины XVIII века. Или, как в серии работ Cool Age, их вырезанные фигуры наклеены на яркие листы цветной бумаги: один лист – одна фигура, и больше ничего, максимум внимания к простому человеку, из тех, которых гламурный мир предпочитает в упор не замечать.

В своих коллажах художники часто используют фотографии, сделанные ими в городе, в своем микрорайоне Мамыр.

«Многие годы мы исследуем среду нашего бытования – небольшой микрорайон, который является ровесником нашей страны. Это место вдохновляло нас на создание проектов «Мамырские сны», «Народная картина», «Прикоснуться к свету руками», – рассказывают авторы.

На новой выставке этот «образ микрорайона» снова предстает в серии «И где-то бродит здесь душа поэта...»: этажи панельных домов, подъемные краны, толпы людей, рекламные листовки, предлагающие в основном работу – молодым мамам, «дорогим дамам», пенсионерам, отставным военным... Удивительно, но эти зрительные образы, сталкиваясь, создают полную иллюзию городского шума, в который вплетается тихая мелодия – картинки, вырезанные из персидских миниатюр.

Зауреш Терекбай и Галим Маданов раньше работали в кино – они и встретились в кино, в 1985 году на «Казахфильме», где оказались в одной съемочной группе. Галим был художником по костюмам, а Зауреш – ассистентом режиссера.

«Это было всего лишь началом разговора», – так художники говорят о своем знакомстве, в результате которого они стали семьей и соавторами.

«Уже тридцать лет мы вместе, и все проекты у нас совместные. Кто-то говорит «А». Кто-то – «Б», и потом получается общая фраза. Разве можно сказать, кто родитель вашего ребенка – мама или папа? Оба родители!» – говорит Зауреш.

Коллаж, замечают авторы, похож на кино: тот же принцип монтажа. Но это еще не все сходство. Эти работы побеждают плоскость и статику, заданную материалом: возникает объем, многослойность, иллюзия движения, которое сейчас замерло или «поставлено на паузу» (как в серии «Три маленькие картинки о пространстве и времени»), но вот-вот может продолжиться.

Выставка построена по всем правилам пространственной драматургии: у нее есть свой маршрут, своего рода сюжет с завязкой, кульминацией и развязкой. К тому же все пространство галереи участвует в этом волшебстве: его специально перестроили. Автор сценографии выставки – Гайша Маданова, дочь Зауреш и Галима. Гайша тоже художник, архитектор, окончила Мюнхенскую академию изящных искусств. По ее проекту в галерее построили новые стены (мобильные, на колесиках), выкрасили их в яркие чистые цвета: красный, желтый, электрический синий – как листы в наборе цветной бумаги.

Энергетический центр выставки – инсталляция «Сон разума» (скрытая за черной занавеской). Эта работа 2012 года – с нее началось сотрудничество художников с куратором Диной Байтасовой.

«У нас был проект на 55-й Венецианской биеннале, мы делали выставку М&С – «Mercy and compassion/Милосердие и сострадание», на которой была представлена инсталляция «Сон разума». Мы решили показать эту работу, потому что ее мало кто видел в Казахстане», – рассказывает Дина.

Надо сказать, что Галим Маданов и Зауреш Терекбай участвовали в более чем 100 выставках в Казахстане и за рубежом, в том числе в таких значительных международных арт-событиях, как 54-я и 55-я Венецианские биеннале, «Арт-Дубай – 2012», III Московская биеннале, и многих других. Но в Астане это первая выставка за всю их карьеру.

«Мы готовили эту выставку около года, вели переговоры, полностью изменили пространство. Сроки переносились, но в итоге совпало так, что выставка открылась и к 60-летию Галима, и в преддверии 20-летия Астаны. Так что это и про «крутой возраст» тоже», – говорит Дина.

Выставка Cool Age в галерее TSE Аrt Destination продлится до 15 июля. Это действительно редкая возможность пережить сильное художественное впечатление, и ее не стоит откладывать на потом, тем более что вход в галерею свободный.

Влада Гук