"Никто не должен иметь привилегии в виде прокурорской поддержки"

Жанболат Мамышев Жанболат Мамышев
10043

Прокуроры переключили свое внимание с бизнеса на уголовные дела.

"Никто не должен иметь привилегии в виде прокурорской поддержки"

Генеральный прокурор РК Жакип Асанов, открывая второй форум по защите бизнеса, начал с напоминания в каких условиях был проведен первый форум в июне прошлого года.

"Если контролирующий орган решил начать проверку, то он идет куда? Он идет в прокуратуру и там доказывает обоснованность этой инициативы. А что касается уголовного дела – любой сотрудник правоохранительного органа накатает рапорт, 2-3 абзаца, и запускается вся уголовная махина со всеми арестами, обысками и многими мерами процессуального принуждения. Мы об этом говорили открыто, честно, приводили статистику", - вспомнил он.

Жакип Асанов сообщил, что в рамках подготовки к первому форуму генпрокуратура "наугад" выбрала 80 уголовных дел в отношении предпринимателей.

"А потом по этим делам решили узнать какова судьба этих предприятий. Оказалось, из 80 предприятий 33 закрылись. Потеряны 800 рабочих мест, то есть я тем самым хочу сказать какие последствия могут нести уголовные дела", - сказал он.

Г-н Асанов напомнил, что теперь проверки частного бизнеса могут проводиться только с личного разрешения генпрокурора.

Кроме того, генпрокуратура "ушла" из гражданских споров.

"Никто не должен иметь привилегии в виде прокурорской поддержки. Поэтому мы оттуда тоже ушли, но теперь у нас возникает вопрос: а чем они занимаются, ведь сокращения не произошло? Я хочу сказать, что нас всегда не хватало в уголовном процессе. Прокуроры практически готовились к уголовному судебному разбирательству на этапе передачи уголовного дела в суд. Поэтому суды традиционно имели претензии к прокурорам. Почему? Потому что прокуроры качественно не были готовы к поддержанию государственного обвинения, - отметил Жакип Асанов. - Плюс в досудебном расследовании очень важно было вести качественный прокурорский надзор, но на это у нас людей не хватало, потому что мы все ушли проверять бизнес, участвовать по гражданским делам и так далее. Поэтому все эти штаты, всех этих сотрудников мы сейчас перевели в уголовный процесс".

В результате освобожденные сотрудники смогли повысить качество работы, проводимой по уголовным делам.

"Мы сейчас, сегодня 100% всех уголовных дел по тяжким и особо тяжким преступлениям, а это где-то порядка двух тысяч, по каждому такому делу есть процессуальный прокурор, который отвечает, который следит за следователем, следит за дознанием и так далее. И он знает все нюансы этого уголовного дела", - сказал генпрокурор.

Вместе с тем, отметил Жакип Асанов, сложности еще сохраняются. Одной из причин является то, что все дела ведутся на бумажных носителях.

"Каждый раз вызывать следователя, дознавателя или ходить к нему это очень сложно, поэтому мы сейчас проводим масштабную цифровизацию уголовного процесса. Ожидаем закона. Технически мы готовы. В 6 областях проводим пилотные проекты. У нас сегодня сотни уголовных дел ведутся в цифровом формате и, я думаю, что мы многие-многие вопросы в уголовном процессе, а от этого больше всего страдает бизнес и простые граждане, я думаю, нам в ближайшее время там перелом, чувствительные изменения удастся осуществить", - сказал он.

С июня 2016 года реализации совместной дорожной карты с НПП были изменены правила регистрации экономических преступлений, что способствовало сокращению дел такой категории. Если ранее ежемесячно заводилось около 800 дел по экономическим преступлениям, то теперь их число не превышает 200. Была проведена гуманизация уголовного законодательства, декриминализировано лжепредпринимательство и взят курс на модернизацию уголовного процесса. В рамках последней инициативы 15 ноября главой государства внесен в парламент проект закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам модернизации процессуальных основ правоохранительной деятельности".

Заместитель генпрокурора Марат Ахметжанов сообщил, что законопроект предлагает сокращение сроков задержания граждан без санкции суда; сокращение оснований применения меры пресечения в виде ареста по экономическим преступлениям; расширение полномочий адвокатов по внесению ходатайств и сбору доказательств; ограничение регистрации в едином реестре досудебных расследований материалов без ущерба и актов проверок, а также по явным гражданско-правовым спорам.

Еще одной поправкой, которая призвана стать гарантией защиты прав предпринимателей в уголовном процессе, является норма, обязывающая следователя вести дело лишь в том объеме обвинения, по которому оно изначально зарегистрировано.

По мнению замгенпрокурора, в результате проведенных с прошлого форума мер бизнес "вздохнул".

"Конечно, не все еще идеально, но уже есть понимание, что правоохранительные и контролирующие органы сделали шаг в сторону защиты отечественного бизнеса. Теперь сам бизнес тоже должен активно идти к тому, чтобы строить открытую, конкурентную среду в рамках правового поля. Второе – иностранные инвесторы получают сигнал, что в Казахстане государство заботится о бизнесе, дает гарантии. Если не нарушаешь законодательство - твои инвестиции будут защищены", - сказал Марат Ахметжанов, предложив активнее это через СМИ доносить до инвесторов.

Г-н Ахметжанов напомнил, что статья 215 о лжепредпринимательстве была исключена из действующего законодательства, также снижены санкции за отдельные правонарушения в сфере предпринимательства.

"Но хочется отметить, что при этом в Налоговом кодексе остались нормы, преследующие предпринимателей порой за действия контрагентов. Имею ввиду добросовестных предпринимателей. Я понимаю, что возможности вести тотальный контроль у нас нет, поэтому в основу, на наш взгляд, необходимо ставить профилактику и просветительскую работу", - сказал он, напомнив, что такой подход соответствует практике Организации экономического сотрудничества и развития, к которой стремится Казахстан.

В результате проведенной ревизии контрольно-надзорных функций госорганов из 132 сфер госконтроля исключены 30, сокращены их излишние функции и требования на 58% (с 30 497 до 12 843), систематизированы проверки, внедрена их электронная регистрация, разработано мобильное приложение "Камкор". В итоге только по линии СЭС и ЧС сокращены проверочные требования на 80% (с 14,8 тыс. до 2,5 тыс.).

Также стало известно о планируемых изменениях в административном законодательстве в сторону гуманизации.  А именно, возврате в КоАП понятия "малозначительность", снижении размеров штрафов по 97 составам и введении предупреждения по 23 статьям, возможности их частичной уплаты при условии согласия с нарушением (поправка охватит 607 составов) и др. 

Председатель президиума национальной палаты предпринимателей "Атамекен" Тимур Кулибаев поблагодарил генпрокуратуру за проведенную работу.

"По новому закону, который Жакип Кажманович представил в парламенте, прокуратура практически лишилась возможности приходить с проверками в бизнес. Это огромный шаг, потому что действительно прокуратура для бизнеса становится органом по защите интересов бизнеса из проверяющего, репрессивного органа становится партнером бизнеса. Это огромный шаг вперед и сегодня только по поручению главы государства и генерального прокурора может быть возбуждено расследование в отношении предпринимателей. То есть прокуроры районного, городского уровня лишены сегодня такой возможности и это только под контролем генерального прокурора. Понятно, что есть интересы государства, интересы крупных разбирательств, там всегда нужно держать руку на пульсе и эти возможности для генеральной прокуратуры остаются, а вот для малого и среднего бизнеса давление со стороны прокуратуры законодательно запрещено. Это огромная победа и я считаю, что в этом вопросе мы действительно должны сказать слова благодарности работникам и руководству генеральной прокуратуры", - сказал он.

Г-н Кулибаев отметил, что ведется огромная работа по совершенствованию законодательства.

Глава НПП напомнил, что теперь бизнес активно участвует на этапе разработки концепции законопроектов.

"На сегодняшний день у нас был 571 вопрос на контроле и сегодня практически две трети из них мы решили положительно совместно с генеральной прокуратурой, с государственными органами. Сегодня в работе остаются 150 вопросов. Это все, что требует в том числе совершенствования законодательства и мы продолжаем эту работу. Понятно, что здесь очень важна роль государственных служащих, их ответственность. Мы призываем и генеральную прокуратуру, совместно с АГДС работаем по тому, чтобы были инструменты обратной связи. Налоговики насчитали завышенные налоговые требования предпринимателю, дальше уже идут длительные процессы разбора через суд и так далее, отнимает время у людей, отнимает средства и вместо того, чтобы заниматься своим делом, отбивается от претензий тех или иных государственных органов, поэтому мы хотим, чтобы при новых изменениях ответственность государственных служащих была повышена. Мы смотрели статистику, - отметил Тимур Кулибаев. - Сегодня в законе "О госслужащих" есть такие нормы о том, что они должны отвечать за свои действия, но, к сожалению, практика применения получается такая, что, максимум, административное, дисциплинарное воздействие на тех, по кому действительно было доказано, что он мешает, воспрепятствует предпринимательской деятельности. Вот этих людей мы должны наказывать и серьезно. Должны быть в законодательстве более серьезные меры для того, чтобы предприниматели чувствовали себя защищенными. Мы над этим тоже работаем".

Г-н Кулибаев отметил, что один из вопросов, который НПП поставит в приоритет совместной работы с генеральной прокуратурой, это ответственность государственных служащих.

"Она должна быть повышена, должна быть реальной. В этом вопросе мы активно сотрудничаем с агенством по делам госслужбы и противодействию коррупции", - сказал он.

Итоги совместной работы НПП с АДГСиПП планируется подвести в первой половине декабря.

Г-н Кулибаев отметил, что ожидаются "очень хорошие результаты". НПП также разрабатывает "дорожную карту" совместно с АГДСиПП на 2018 год. В нее, в частности, вносятся все существующие коррупционные риски, связанные с отношениями бизнеса и госорганов. Также карта поможет создать условия для повышения качества госуслуг.

Параллельно анализируются возможности изменений в действующее законодательство. В частности, речь идет о законодательстве, регулирующем закупки.

"У нас не было никакой возможности сотрудничать с квазигосударственным сектором в вопросе поддержки отечественных предпринимателей, товаропроизводителей. В этом году мы также подписали с "Самрук-Казыной", другими национальными компаниями, чтобы процесс закупок квазигосударственного сектора стал прозрачным, доступным для наших отечественных товаропроизводителей. Также вносим в наше законодательство такие меры об ответственности работников квазигосударственного сектора при исполнении своих служебных обязанностей. Надеемся, что это повысит ответственность работников квазигосударственного сектора", - сказал Тимур Кулибаев.

Ключевым же является собственно доступ отечественных товаропроизводителей к закупкам крупных нацкомпаний, бюджеты которых сравнимы с госбюджетом.

Отдельная работа будет проводиться в 2018 году с Верховным судом. Соответствующий план также готовится.

"Как вы знаете, многие вопросы, экономические споры мы хотим вывести за рамки судебных рассмотрений, развивать систему арбитража, апелляций, в частности, налоговые споры достаточно часто попадают в ведение судов. По налогам мы договорились – при министерстве финансов создана апелляционная комиссия. Вопросы по налоговым спорам мы можем в несудебном порядке рассматривать в этой комиссии. При этом также будем предлагать, если все-таки дела доходят до судов, чтобы там, где встречается государство и предприниматель, мы могли приглашать экспертов национальной палаты предпринимателей для того, чтобы повышать эффективность защиты прав и интересов предпринимателей уже в судебных процессах", - сказал глава НПП.

Также в декабре планируется провести соответствующее мероприятие с Верховным судом. Тимур Кулибаев выразил надежду, что в результате качество принимаемых судебных решений повысится. В целом же председатель президиума НПП отметил, что честный и добросовестный предприниматель в Казахстане защищен законом и системой государственных и правоохранительных органов.

Жанболат Мамышев

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться