Оман готов расширять сотрудничество с Казахстаном

11672

Родина  легендарного Синдбада-морехода  готова предоставить Казахстану свои порты в Индийском океане для экспорта зерна.

Оман готов расширять сотрудничество с Казахстаном

Султанат Оман часто называют воротами Персидского залива. Расположенные здесь крупнейшие морские порты осуществляют сообщение между Африкой, Европой и Азией. Не воспользоваться такими возможностями для экспорта казахстанских товаров было бы неразумно, считает посол Казахстана в Султанате Оман Ержан Мукаш (на фото).

В интервью abctv.kz он рассказал о перспективах и о барьерах, которые мешают более широкому двустороннему сотрудничеству между нашими странами.

– Ержан Серикулы, как строятся наши взаимоотношения с Оманом?

– Оман был в числе первых арабских государств, установивших с Казахстаном сотрудничество по конкретным проектам на правительственном уровне еще на заре нашей независимости. Так, Оман на первоначальном этапе был участником Каспийского трубопроводного консорциума (КТК).

Оманская государственная компания "Оман Ойл" участвует в освоении двух нефтяных месторождений Казахстана. Это "Жемчужина" в казахстанском секторе Каспийского моря и "Дунга" в Мангистауской области. В каждом из этих проектов доля оманской компании составляет 20%.

У нас неплохие контакты в сфере образования. Магистранты и докторанты КазНУ имени аль-Фараби прошли стажировку в Университете султана Кабуса по специальности "Нефтехимия". Казахстанские студенты из Морской академии при КБТУ учатся в Международном морском колледже Омана, в городе Сохар.

Кроме этого, Оман внес свой вклад в развитие Астаны. В 1998 году правительство Омана выделило грант в размере 10 миллионов долларов на строительство Дворца "Салтанат сарайы". 

В целом за период с 2005 года валовый приток прямых инвестиций из Омана в Казахстан составил свыше 250 миллионов долларов.

Что касается развития двусторонних торгово-экономических отношений, то в последние годы, к сожалению, наблюдается спад.

Так, по официальным данным, в 2016 году товарооборот между нашими странами составил чуть более 370 тысяч долларов. Это более чем в два раза ниже уровня 2014 года.

Причин тому несколько. Основу экономики Омана составляет нефтегазовый сектор. Ежедневная добыча  черного золота здесь составляет 908,7 тысячи баррелей. А потому падение мировых цен на нефть отрицательным образом сказалось на оманской экономике.

А это, в свою очередь, отразилось и на инвестиционном потенциале оманских компаний, работающих в Казахстане. Так, оманская национальная компания "Оман Ойл" сегодня испытывает финансовые трудности в реализации своих проектов.

Другая крупнейшая оманская частная компания "MB Холдинг", которая на протяжении нескольких лет занималась разработкой на золотом руднике в Восточно-Казахстанской области, вышла из совместного проекта Boke Gold Project, продав свою часть акций казахстанскому партнеру.

Вторая причина снижения объемов взаимной торговли связана с отсутствием прямых транспортных связей и контактов между деловыми кругами.

– Возможно, нашему бизнесу, учитывая отдаленность Омана, не стоит осваивать этот рынок?

– Я не согласен с Вами. Возможности перед Казахстаном от сотрудничества с Оманом открываются большие. Во-первых, султанат занимает важное стратегическое положение в качестве ворот Персидского залива.

Хочу напомнить, что навигационная часть одного из самых интенсивных морских переходов в мире – Ормузского пролива – находится в оманских территориальных водах (иранская часть пролива мало приспособлена для этих целей).

Оман расположен на важнейшей морской транспортной артерии во всей акватории Индийского океана, через которую осуществляется сообщение между Европой и Азией, а также Африкой и Азией.

Используя такие крупнейшие морские порты Омана, как Маскат, Сохар, Дукм, Салала, Хасаб, казахстанское зерно может выйти на новые перспективные для него рынки.

Речь можно вести не только о зерне, а в целом о казахстанской сельхозпродукции. Так, казахстанская компания B&D Co и оманская компания Desert Discovery Trading заключили долгосрочный контракт. И в конце прошлого года в Султанат Оман наша компания авиатранспортом отправила первую партию – около тысячи голов казахстанского мелкого рогатого скота. Сейчас обсуждается экспорт в Оман различных видов мясной продукции и комбикормов.

– Авиатранспортом? Это же дорого?

– Пока так. Но сейчас открывается другой путь, который может заметно активизировать сотрудничество Казахстана со всеми странами Персидского залива. Я имею в виду железную дорогу Казахстан – Туркменистан – Иран. С завершением ее строительства необходимо будет ускорить присоединение Казахстана к международному транспортному мультимодальному коридору, созданному между Узбекистаном, Туркменистаном, Ираном и Оманом (Ашхабадское соглашение 2011 года).  

Как известно, странам – участницам Ашхабадского соглашения будут предоставлены льготные таможенно-тарифные режимы при использовании данного мультимодального коридора.

– Оман – страна, где круглый год солнце, живописная береговая линия вдоль Аравийского моря и Индийского океана. Казахстанцы любят осваивать новые места отдыха. Есть ли перспективы развития взаимоотношений в сфере туризма?

– Да, Оман очень экзотичная страна с древним историческим наследием, включая доисламский период. Здесь захоронены библейские пророки Аюб (Йов), Имран (Иоаким), Салих.

Считается, что Оман, а именно город Сур – родина  легендарного Синдбада-морехода.

Если верить преданиям из сказок "Тысячи и одной ночи", то именно тут, в городе Сур, находилось пристанище морских пиратов. Местное население, чтобы защитить себя, строило крепости, которых насчитывается в стране около четырехсот. Словом, тут есть что посмотреть.

Еще один факт в пользу туризма: южная провинция Дофар на границе с Йеменом, по признанию ЮНЕСКО, является исторической родиной ладана (ароматическая смола, добываемая из коры ладанового дерева). А ладановое масло служит сырьем для производства духов известной марки "Аммуаж", один флакон которых стоит от 300 долларов и выше.    

Что касается климата, то в Омане есть второй по величине город Дофар. В то время когда в таких популярных для казахстанцев местах отдыха, как Дубай или Абу-Даби, летом устанавливается невыносимая жара, то в Дофаре наступает бархатный сезон. С 21 июня по 21 сентября температура с 45 градусов жары падает до комфортных 25 градусов. Облегчение приносят и кратковременные муссонные дожди. Сюда, спасаясь от жары, в этот период прилетают отдыхать со всего Омана и даже соседних арабских государств.

Сегодня власти Омана предпринимают меры для развития туризма. Это входит в государственную программу – 2020. Причина в том, что запасы нефти заканчиваются, и правительство рассматривает варианты для ухода от сырьевой зависимости. Поэтому сегодня акцент делается на развитие соответствующей инфраструктуры.

Но приезду туристов из Казахстана мешает жесткий визовый режим. Оману необходимо смягчить визовый режим в отношении всех стран бывшего СНГ. Пока у них только для граждан Евросоюза, США, Японии, Турции действует безвизовый режим сроком до 30 дней.

В то же время в последнее время все большее количество оманцев стали посещать Казахстан в качестве туристов. Отчасти на это повлиял облегченный визовый режим Казахстана в отношении граждан Омана, а также проведение в Казахстане важных международных мероприятий, как, например, "Экспо-2017" в Астане.

Сегодня Султанат Оман входит в число 48 стран, в отношении граждан которых казахстанской стороной применяется облегченный визовый режим.

Кроме того, на рассмотрении сторон находится проект межправительственного соглашения об освобождении виз владельцев дипломатических и служебных паспортов двух стран.     

Что касается открытия прямого авиасообщения между нашими странами, то для этого необходимо обеспечить постоянный туристический поток. Сейчас Оман обсуждает с компанией Fly Dubai организацию чартерных полетов на период  бархатного сезона.

Кульпаш Конырова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться