Онлайн-магазинам добавят обязательств

Правительство намерено сфокусироваться на защите прав потребителей в интернет-магазинах.

27 Мая 2018 09:52 Автор: Ирина Севостьянова
Онлайн-магазинам добавят обязательств , Онлайн-магазин, защита прав потребителей, Поправка в законодательство,Электронная торговля, Тимур Сулейменов, Интернет-торговля, Товар, Информация, КПН, ИПН

Пакет поправок в законодательство по вопросам регулирования торговой деятельности уже разработан министерством национальной экономики. Среди целого ряда мер отдельной главой выделены нормы по электронной торговле. 

«У нас плохо отрегулирована потребительская часть. Поэтому для того, чтобы развить доверие, поднять доверие, мы хотим показать потребителю, что это нормально, что будут точно такие же права, как и в обычном магазине - право возврата, жалобы, право знать, где зарегистрирован магазин и так далее. Тогда это поднимет доверие покупателей и для самих магазинов добросовестных будет дополнительным стимулом и подспорьем», - заявил abctv.kz министр национальной экономики Тимур Сулейменов. 

В частности, законопроект предусматривает такие требования к интернет-торговле. При продаже товара вся информация - о стоимости, характеристиках, способа оплаты, доставки, а также o продавце товара должна быть размещена на официальном интернет-ресурсе продавца и (или) посредника электронной торговли на казахском и русском языках.

Информация о товарах в обязательном порядке должна содержать: сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), наименование технического регламента, в соответствии с которым произведен товар. Если продаются продукты питания, должны быть опубликованы сведения o составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информации о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначения, об условиях применения и хранения продуктов питания, o способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях (при установлении законодательством Республики Казахстан перечня товаров (работ, услуг), информация o которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях). 

Если речь идет о технически сложном товаре бытового назначения или цифровом продукте - должна быть представлена информация о функциональных свойствах цифрового содержимого, включая применимые меры технической защиты, сведения об относительной совместимости цифрового содержимого с аппаратно-программной средой. 

Также обязательно должны быть представлены цена и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе: при оплате товаров (работ, услуг) через определенной время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем. В случае если ввиду характера товаров или услуг цена может быть определена заранее - способ определения цены и график погашения этой суммы. 

Также необходимо будет указывать все дополнительные сборы за перевозку, доставку, почтовые сборы и иные расходы. В случае если такие сборы не могут быть определены заранее - то информацию о возможности взимания таких сборов. 

При заключении договора на неопределенный срок, или договоров, предусматривающих абонентскую плату, общая стоимость должна включать совокупные расходы за период оплаты. В случае если таких договорах устанавливается фиксированная цена, под общей стоимостью понимаются совокупные расходы за месяц. В случае если совокупные расходы не могут быть определены заранее, указывается способ определения цены. 

Онлайн-продавцам также необходимо будет указывать механизм оплаты, доставки товара или исполнения услуги, срок, к которому продавец обязуется доставить товары или оказать услугу, a также порядок работы с жалобами и рекламациями. Также потребуется публиковать информацию о гарантийном сроке, если он установлен. 

Необходимо будет предоставлять информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии c актами, составляющими право Евразийского экономического союза или законодательством Республики Казахстан. А также информировать о сроке службы или сроке годности товаров (работ). Потребуется предоставить и сведения о необходимых действиях потребители по истечении указанных сроков и возможных последствиях при выполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению. Также обязательным станет предоставление адреса, фирменного наименования изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного предпринимателя, импортера на принятие претензий от потребителя и производящего ремонт и техническое обслуживание товара.

Отметим, что согласно прогнозам, рынок электронной торговли в Казахстане к 2020 году может вырасти в три раза, до 400 млрд тенге. 

На сегодняшний день, согласно данным комитета по статистике, порядка 18% казахстанцев осуществляют покупки в интернет-магазинах, при этом немногим более 12% покупают на казахстанских онлайн-площадках. 

Напомним, с 2018 года новый налоговый кодекс предусматривает льготу для онлайн-торговли по освобождению от уплаты КПН и ИПН. Так, лица, торгующие через Интернет, освобождаются от уплаты корпоративного подоходного (индивидуального подоходного) налога, при соблюдении следующих условий: оформление сделок по реализации товаров осуществляется в электронном виде; оплата товаров производится безналичным платежом; наличие собственной службы доставки товаров покупателю (получателю) либо наличие договоров с лицами, осуществляющими услуги по перевозке грузов, курьерскую и (или) почтовую деятельность. Также доходы от осуществления электронной торговли товарами должен составлять не менее 90% совокупного годового дохода. При несоблюдении данных условий налогоплательщик не вправе применять налоговые льготы.

Ирина Севостьянова