Оператор РОП намерен "накрошить" резины в дороги

6455

Созданное с начала года ТОО "Оператор РОП" намерено добиться внесения в техрегамент по строительству дорог обязательного применения резиновой крошки.

Оператор РОП намерен "накрошить" резины в дороги

Напомним, что ТОО "Оператор РОП" (РОП расшифровывается как "расширенные обязательства производителей") занимается, помимо прочего, аккумулированием утилизационных сборов за вновь ввозимые в страну авто. За счет которых затем датирует процессы утилизации старых автомобилей и их комплектующих, в том числе – и резины. И, по словам менеджера проекта по автомобильным шинам ТОО "Оператор РОП" Ансара Оналбаева, в вопросах утилизации автошин в Казахстане наблюдаются значительные подвижки.

"Изначально мы работали с 12 предприятиями в 11 регионах страны, в дальнейшем два из них отсеялись из-за неготовности, - говорит Ансар Оналбаев. - Сейчас на подходе еще пять таких предприятий, итого до конца года мы планируем заключить договора с 15 предприятиями в 14 регионах", - добавляет он. Эти предприятия должны иметь полный производственный цикл: "Оператор РОП" платит и будет платить им за сбор, транспортировку, переработку и утилизацию.

"Получается они сами ищут на территории города шины у юридических и физических лиц, привозят эти шины , утилизируют, делают из них конечный продукт и реализуют его", - говорит менеджер "шинного" проекта. По его сведениям, после того, как "Оператор РОП" начал оплачивать эту деятельность, объемы утилизационного "производства" в этой сфере резко возросли: за 1-2 квартал 2016 года было переработано около 6 тысяч тонн, а за этот же период 2015 года было переработано 3,8 тысячи тонн.

"Итого до конца года мы планируем - 12 тысяч тонн, а в следующем году - мы планируем порядка 20 тысяч тонн", - отмечает Ансар Оналбаев. При этом общие производственные мощности этих предприятий позволяют перерабатывать около 40 тысяч тонн в год, но выходить на полную мощность у них не получается. Потому что резиновая крошка пока в Казахстане не востребована,  и предприятия будут ею затоварены.

"Здесь самый главный нюанс в чем? Крошку они произведут, но из 20-25 тысяч тонн крошки, которую произведут предприятия, востребованными будут только 10 тысяч, остальное остается в остатке", - поясняет эксперт. Подчеркивая, что, хотя такое затоваривание и является "мировой практикой", есть и иная мировая практика – использование раскрошенной резины при строительстве и ремонте дорог, что резко повышает их целостность.

"При применении в строительстве дорог резиновой крошки качество дорог многократно усиливается, на пять лет можно забыть про их ремонт, - утверждает Ансар Оналбаев. - Из-за резиновой составляющей повышается сцепление с дорогой, так как колеса из того же материала, снижается аварийность. Вообще, почему рушится асфальт? Из-за того что в него внутрь попадает вода, которая зимой замерзает и расширяет трещины", - говорит он. Казалось бы, этот тот случай, когда все гениальное – просто и должно восприниматься всей страной на "ура". Но не воспринимается. Почему?

"Как бы помягче ответить на этот вопрос? Сам процесс постройки дорог - довольно масштабный и крупный бизнес. С учетом того, что, как минимум, 40% бюджета любого акима района - это автодороги, представьте, что он, допустим, сделает один раз дорогу, и потом ближайшие 5-10 лет дорога не будет ремонтироваться - это просто ему не интересно. Есть там такие силы, которые, так сказать, против этого всего", - поясняет эксперт. Для того, чтобы ни у акимов, ни у неназванных "сил" не было возможностей отвертеться от крошки, полученной из "бэушной" резины, ее использование при строительстве автодорог эксперты предлагают утвердить на уровне национального технического стандарта.

"У нас сейчас ведется работа, с министерством энергетики, с институтом автодорог, и с другими: мы готовим материалы на внесение в правительство документа об обязательной добавлении резиновой крошки в дорожное покрытие, - говорит Ансар Оналбаев. - Сейчас это пока только наработки, планируется, что этот будет на уровне национального стандарта. Сейчас есть ГОСТы по добавлению крошки в покрытие, но это лишь рекомендации, и не все их выполняют из-за дороговизны дороги, но при этом никто не говорит о том, что срок службы дороги увеличивается. Здесь есть определенные сложности, мы готовим материал, мы, конечно, понимаем что это нужно на уровне политического решения, и за счет наших тесных отношений с министерством энергетики мы хотим вынести это на более высокий уровень", - отметил он.

По его словам, ТОО "Оператор РОП" намерено работать над этим достаточно активно – так, чтобы ввести такой стандарт уже в следующем году. Согласно данным этой структуры, шины вполне могут стать экологической проблемой для Казахстана: ежегодно в Казахстане образуется 90 тысяч тонн отработанных шин при уже упомянутой суммарной мощности предприятий по их переработке 40 тысяч тонн в год. "То есть сырья у нас хватит еще на 15-20 лет, если не больше, поэтому мы сейчас занимаемся поиском предприятий по переработке шин. Мы приглашаем инвесторов, так как этот вид деятельности становится очень рентабельным", - заключил Ансар Оналбаев.

Игорь Воротной, Астана

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться