RU KZ
TV
RU KZ
РТС 1 176,42 DOW J 24 711,38 Hang Seng 27 090,81 FTSE 100 6 968,33 KASE 2 323,35 Золото 1 281,30
$ 378.66 € 431.56 ₽ 5.7
Погода:
-1Астана
1.39Алматы
РТС 1 176,42 DOW J 24 711,38
Hang Seng 27 090,81 FTSE 100 6 968,33
KASE 2 323,35 Золото 1 281,30
$ 378.66 € 431.56 ₽ 5.7
Осенний марафон для недропользователей

Осенний марафон для недропользователей

Для внесения поправок в Кодекс о недрах и его подзаконные акты будет создана рабочая группа.

Осенний марафон для недропользователей, Кодекс о недрах, ГМК, Недропользование, месторождения, Всемирный горный конгресс, ПОНЭН

Фото: wmc2018.org

6603 21 Июнь 2018 09:00 Автор: Данияр Сериков

Заявки по австралийскому принципу «первый пришел – первый получил» в рамках Кодекса о недрах можно будет подать только с 15 сентября. Об этом в комментарии abctv.kz после тематической сессии 25-го Всемирного горного конгресса в Астане сообщил вице-министр по инвестициям и развитию (МИР) Тимур Токтабаев.

«С 15 сентября уже можно будет подавать первые заявки по принципу «первый обратился – первый получил». Сейчас бумажно, но одновременно у нас в программе цифровизации Казахстана мы планируем создание национальной базы данных (геологических. – Ред.). Она уже к концу года будет, в пилотном режиме начнет работать. В целом ее наполнение рассчитано на два года», – уточнил представитель МИР.

Напомним, Кодекс о недрах был подписан президентом в конце декабря и вступает в силу 29 июня. К этому моменту все необходимые подзаконные акты будут подготовлены, обещали в профильном ведомстве.

Говоря о регулировании закупок недропользователей и ликвидации рудников, Токтабаев отметил, что решения о возможности создания операторов в этих сферах будут приниматься в ближайшее время. Республиканская комиссия по переходу с существующих контрактов недропользования на лицензии в рамках кодекса еще не образована, для ее организации регистрируется нормативно-правовой акт, который находится в Минюсте и вскоре будет опубликован. После этого будет сформирован состав комиссии и утвержден план ее работы, дополнил вице-министр.

«Никаких операторов (по закупкам недропользователей и ликвидации рудников. – Ред.) нет, не предполагается. Оператор, который указан в кодексе, – это просто уполномоченный представитель недропользователя, который осуществляет учетно-отчетные операции, руководит операциями, от имени недропользователя нанимает других подрядчиков. По сути, он заменяет недропользователя, а недропользователь становится просто, допустим, какое-нибудь физическое или юридическое лицо – они формально держатели права недропользования, владельцы, но какого-то единого оператора в закупках нет, это нигде не предусмотрено в кодексе, и в ликвидации тоже нет. Это обсуждалось еще полгода назад, но к этому так и не пришли. По закупкам у нас также NADLoC остается координирующей структурой со стороны правительства. Они также будут вести учеты, кто сколько закупил, смотреть отчетность, мониторить. В принципе, в закупках все то же самое сохраняется», – пояснил в комментарии abctv.kz один из разработчиков Кодекса о недрах, партнер юридической фирмы Haller Lomax Тимур Одилов.

«По ликвидации, конечно, текущие недропользователи останутся со своими ликвидационными фондами, которые предусмотрены сейчас в контрактах, а все те, кто получит лицензию с нуля, и те, кто перешел с контракта на лицензию, там уже будет совершенно другая система действовать. Оператора по ликвидации не предусматривается. Это было просто в одной из промежуточных версий кодекса. Может быть, когда-нибудь мы к нему придем, поскольку, на мой взгляд, все-таки необходимо будет создавать. Текущий аппарат государственный, текущий уровень квалификации и ресурсов плюс некоторые сложности с Бюджетным кодексом – они не позволят на самом деле координировать все процессы ликвидации. А собирать вот эти деньги, которые с обеспечения, если вдруг они поступят, и кто-то не ликвидирует, и эти деньги сразу же направлять – придется пропускать через общий республиканский бюджет, потом снова направлять заявку на финансирование – это очень долго. А неликвидированные последствия недропользования продолжают загрязнять окружающую среду», – разъяснил юрист.

С учетом этого Одилов считает, что в будущем будет необходимо создать некую единицу, возможно, в форме РГП (республиканское государственное предприятие. – Ред.), наделенное определенным государственным функционалом, которое могло бы заниматься всеми вопросами ликвидации отработанных рудников за счет обеспечения, предоставляемого частными недропользователями. При этом конкуренция на создаваемом рынке сохранится, так как специальное РГП сможет проводить конкурсы, госзакупки и нанимать подрядчиков для рекультивации, полагает юрист.

На сессии Всемирного горного конгресса по Кодексу о недрах также стало известно, что Министерство по инвестициям и развитию будет собирать рабочую группу для разработки поправок и изменений в недавно принятое законодательство, регулирующее недропользование. Ожидается, что обсуждения предложений начнутся осенью.

Тимур Одилов полагает, что поправки необходимы для улучшения кодекса и сопровождающих его нормативно-правовых актов.

«В подзаконные акты в любом случае, потому что они непосредственно вытекают из положений самого кодекса. Все это время, то, что мы работали с министерством в рабочих группах, сейчас поступают обращения со стороны юридических фирм других, моих коллег, индустрии непосредственно с целью уточнения тех или иных положений. С одной стороны, я понимаю, что некоторые даже, в принципе, еще от корки до корки не прочли (кодекс. – Ред.). Но уже ведется определенный правовой мониторинг, и мы уже видим, где необходимо улучшить. Как говорится, это все уже на карандаше, определенный список уже у нас в черновиках формируется исключительно для того, чтобы улучшить то, что уже есть, может быть, какие-то моменты, которые прописаны неоднозначно», – поделился он.

Глава Профессионального объединения независимых экспертов недр (ПОНЭН) Георгий Фрейман считает, что с точки зрения первого опыта по многим аспектам, таким как применимость кодекса в недропользовании, продолжительность процедур и подготовка отчетности, будет важна практика второй половины 2018 года.

«В такой суматохе такое количество подзаконных актов даже актуализировать (сложно. – Ред.), хотя многие из них надо фундаментально переделывать, но это требует время. Получается, сейчас основная эта масса документов – она, грубо говоря, там шапку поменяли, и кое-что внутри очень бегло. Понятно, что это все в пожарном порядке, а документы на самом деле требуют основательной проработки, но это будет как раз уже и применимость же всех подзаконных актов постепенно. Какое-то время надо на то, чтобы посмотреть, что сделали не так. Давайте будем переделывать, но уже это не на коленке, как сейчас делается. 122 документа за шесть месяцев – это нереально абсолютно. Поэтому это на первый период, только на начало, чтобы формально стартовать, чтобы не связывать себя по рукам и ногам из-за отсутствия подзаконных актов», – аргументирует он.

Данияр Сериков

Теги:

Смотрите и читайте abctv.kz в :

Подписка на новости:

OK