Отечественный госаппарат отстал от духа времени

Участники Форума стратегических инициатив поставили печальный диагноз качеству кадрового состава государственных институтов.

08 Ноября 2018 07:00 Автор: Майра Медеубаева
Отечественный госаппарат отстал от духа времени, бюрократия, подготовка кадров, Форум стратегических инициатив, CSI, Госпрограммы, бюджет, Госслужба
Фото: City01.kz

Проблему бюрократии и низкой компетенции госслужащих обсуждали на Форуме стратегических инициатив, прошедшем 7 ноября в Астане. Организатором мероприятия выступила одноимённая компания в сфере стратегического консалтинга – Центр стратегических инициатив (CSI). Abctv.kz представляет основные выдержки спикеров профильной панельной сессии.

Планирование запутано, решения централизованы, а ответственности мало

В своей презентации директор CSI, Бахытжан Саркеев, отметил, что в Казахстане нет ни одной сферы, по которой не написана госпрограмма. Помимо госпрограмм, президент ежегодно обращается с посланием, в рамках которого объявляются инициативы и выделяются средства на их реализацию. В обществе возникает вопрос: насколько эффективно используются средства.

«Почему многие программы не исполняются и не достигаются? Одной из причин является громоздкость и сложность системы стратегического и бюджетного планирования. Ключевая проблема заключается в том, что система принятия решений в госорганах чересчур централизована», – рассказал Саркеев.

По его мнению, госорганы и госслужащие стараются избегать ответственности. Устанавливают выгодные для себя индикаторы, которые легко достичь, и усложняют процесс. Следующая проблема: постоянный конфликт интересов между разными структурами, то есть госорганы не пытаются при решении социально-экономических задач взять ответственность, наоборот, максимально себя пытаются огородить. Методологически-регламентирующие документы несовершенны либо отстутсвуют. Также, по словам докладчика, госорганы неохотно обмениваются информацией либо поздно её представляют.

По данным CSI, проанализировав систему госпланирования в Казахстане, можно увидеть, что она является многоуровневой. Есть документы высшего уровня: «Стратегия-2050», план по вхождению в 30 развитых стран, стратегический план – 2025, послание президента, госпрограммы, которые дальше расшиваются: ГПИИР, дорожная карта бизнеса, «Нурлы жол», «Нурлы жер» и другие. Есть планы каждого госоргана, стратегические планы, на уровне акиматов – программы развития. Данные документы содержат большое количество индикаторов.

«Программа развития АПК, стратегпланы министерств содержат около 30 индикаторов, в то время как программа развития территорий акиматов содержит 80 показателей. Когда большое количество индикаторов, сложно работать, они не достигаются, закрываются формально. Все госпрограммы в целом имеют 3200 индикаторов, 5300 – общее количество страниц. За рубежом каждый госорган имеет всего семь-восемь ключевых индикаторов», – рассказал Саркеев.

По мнению докладчика, бюджетный процесс также слишком громоздкий и занимает целых два года. В CSI привели пример: девять месяцев уходит на формирование бюджета, шесть месяцев – на уточнения-изменения, процесс выделения средств – два месяца. В конце второго года деньги доходят до мест. Сам президент три раза подписывает бюджет, правительство вовлекается девять раз, различные госорганы – свыше 20 раз.

«Нам рассказывают, что на стадии разработки бюджетной заявки ведомства заказывают «газель», чтобы отвезти их в Минфин. То есть цифровизация до бюджетного процесса ещё не дошла», – поделился спикер.

В компании предлагают для оптимизации стратегического и бюджетного планирования решить три вида проблем: системные, методологические, организационные. Первая проблема заключается в сложной системе госпланирования, высоком уровне бюрократии, перегруженности министерств бумажной работой. Методологические проблемы: нет принципа формирования бюджета, бюджет формируется не по принципу сверху-вниз или снизу-вверх, а хаотично – и снизу идут инициативы, и сверху. Проблемы организационного плана – неэффективное долгосрочное планирование, отсутствие гибкости и аналитики.

Фокус надо смещать в сторону ключевых отраслевых программ

По мнению заместителя председателя правления Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Рустема Журсунова, в систему стратегических показателей необходимо заложить как минимум перспективные балансы. Написать отраслевые программы, которые являются драйверами экономики: энергетика, ГМК, АПК, обработка.

«Это позволит понять, что нам нужно, где что строить. У нас сейчас девять цементных заводов, в каждой области, и что с ними делать? Мы делаем региональные карты, нам надо понять, что творится в регионах, у нас нет межрегиональной кооперации», – отметил зампред НПП.

По его словам, после определения баланса идут меры экономического стимулирования, налоги, тарифы.

«У нас же, не пройдя первой части – как это повлияет на баланс, сразу идут за льготами: давайте автопрому 80 миллиардов тенге отдадим. Я не против, просто риторический вопрос: сколько добавленной стоимости, рабочих мест он создаст? Это ключевые вопросы, на которые система стратегического планирования должна дать ответы», – констатировал спикер.

По мнению Журсунова, необходима перенастройка госаппарата. По данным исследования вопросов коррупции в госорганах, причинами служит в 38% отсутствие клиентоориентированности, 46% – затягивание сроков, 35% – отсутствие компетенций. По словам зампреда НПП, принцип yellow pages вызывает оскомину: «как делать вывод государства из экономики, если в Предпринимательском кодексе 57 изъятий, государство осуществляет деятельность в 364 видах деятельности, где присутствует бизнес».

Без законодательной воли здесь вряд ли что-то получится, заключил Журсунов.

Бюджетное планирование не прозрачно

Директор центра исследований «Сандж» Жанар Жандосова отметила, что проект бюджета представляет информацию по функциональному признаку: сколько выделено средств на образование, здравоохранение и так далее.

«Отдельно предоставляется бюджет по ведомствам, но, к сожалению, не предоставляется информация по экономической классификации, мы не знаем, сколько зарплат, бонусов выдаётся госслужащим. Не знаем многие вещи, которые служат системой стимулов для госорганов и служащих. Фактически эта информация закрытая. Мы все озабочены коррупцией, но есть некоторые вещи, которые можно решить только доступом к информации», – рассказала глава центра.

Она подчеркнула, что с 2008 года планируется внедрить публикацию госслужащими декларации об активах, это стоит строкой в антикоррупционном плане и ОЭСР, чтобы войти в 30 стран. Но, по словам спикера, это один из труднейших пунктов, который в течение 10 лет никак не продвигается.

«На самом деле это несколько тысяч госслужащих, которые имеют риск получения злоупотребления: связанные с госзакупками и назначением на должности. В этих сферах, как правило, происходит использование коррупционных схем», – рассказала Жандосова.

Глава центра исследований привела статистику по росту количества бизнесменов, которым помогла коррупция.

«Количество предпринимателей, которым коррупция помогает, кто встроен в эти системы, стратегические планы, бюджетные программы, растёт. Это аутсорсинг, который уже встроился и легимитизировался», – резюмировала Жанар Жандосова. При этом она подчеркнула, что, согласно исследованиям, 75% населения в Казахстане не хотят быть предпринимателями.

Госплану не хватает фокуса на реальных проблемах и вызовах

Экономист Ораз Жандосов отметил, что на той стадии развития, на которой находится Казахстан, считается, что роль правительства ключевая в социально-экономическом развитии, «позже она, наверное, уменьшится». По его мнению, стратегпланирование нужно, но оно однозначно должно стать менее подробным и более сфокусированным.

В настоящее время планирование слишком много охватывает, из-за чего теряется фокус. Его смысл есть тогда, когда оно сфокусировано на реальных, ключевых, кардинальных, критических вызовах и ответах.

«Если мы двигаемся по течению быстро, ключевыми должны быть госпрограммы. Неправильная фраза, в любой госпрограмме написано: «Эти цифры подлежат корректировке по мере принятия бюджета». Это ключевая ошибка в существующей системе, потому что госпрограмма должна являться более ключевым программным документом, чем трёхлетний бюджет», – акцентировал Жандосов.

Горизонт госпланирования сужается под веянием времени

Спикер форума Саясат Нурбек посетовал, что реформу госаппарата так и не завершили.

«Несмотря на наличие корпуса А, корпуса Б, так и не решили главную проблему: талантливые, эффективные люди в критической массе так и не пришли на госслужбу», – задал тон дискуссии Нурбек.

Продолжая вопрос эффективности госаппарата, он обратил внимание, что всё больше стран отказываются от долгосрочного планирования, аргументируя тем, что невозможно планировать на 20-30 лет вперёд. В этой связи система госпланирования требует пересмотра, а нынешняя методология и философия не отвечают требованиям времени.

По его словам, смена технологий, базовых постулатов настолько быстро происходит, что все прогнозы проваливаются.

«Никто не может сказать, что будет через пять лет. Все ищут альтернативные методы планирования. IT-компании нашли решение – спринт, то есть планирование на одну-две недели. Если продукт не получается, сворачивают задачу и идут в другом направлении. Ресурсы потрачены, но намного меньше, чем если бы через 3,5 года реализации пятилетней стратегии поняли, что делают ненужный продукт. Идёт большой дисбаланс, долгосрочные стратегии, в том числе и государств, перестали себя оправдывать», – заключил Нурбек.

Майра Медеубаева