Открыть счет в один клик

Воплотить в реальность смелую идею может одобрение законодателями проекта удаленной идентификации клиента от финрегулятора.

11 Мая 2018 14:58 Автор: Ирина Севостьянова
Открыть счет в один клик, Нацбанк РК, БВУ , Цифровой Казахстан, Цифровизация, финансовые услуги, мобильный банкинг, ИИН

Национальный банк Казахстана завершает работу над проектом удаленной идентификации клиентов совместно с банками второго уровня, которая ведется на протяжении последних лет. Об этом в пятницу, 11 мая, заявила заместитель директора департамента платежных систем регулятора Асем Мадиярова, выступая на Дне цифровизации, посвященном проектам Минэнерго и Нацбанка в рамках госпрограммы «Цифровой Казахстан».

«Мы видим, что на сегодняшний день растет количество клиентов, которые получают финансовые услуги удаленно. Сегодня количество таких людей составляет свыше девяти миллионов единиц. Мы видим, как растет количество платежей и объемы платежей, которые осуществляются через Интернет и мобильные банкинги. Все это является стимулом, чтобы в будущем получать финансовые услуги удаленно. Сегодня в стране возникли все предпосылки, чтобы построить такой механизм удаленной идентификации клиентов, который бы позволил идентифицировать клиента на расстоянии, дал толчок дальнейшему развитию сервиса дистанционного обслуживания», – говорит г-жа Мадиярова.

Сегодня банковское законодательство требует личного присутствия клиентов для получения финансовых услуг. Например, для получения кредита или открытия банковского счета. В Нацбанке считают, что это требование создает «очень серьезный барьер, чтобы в последующем предоставлять новым клиентам услуги дистанционно».

Поскольку в стране на государственном уровне внедряются механизмы идентификации (в частности, индивидуальный идентификационный номер – ИИН), в будущем будет внедряться биометрия, Нацбанк предполагает использование именно этих инструментов для работы банков.

«Проект, который мы бы хотели реализовать, основан на двух основополагающих принципах. Первый – это доступ к государственным базам данных, второй принцип – использование биометрии. Мы считаем, что все-таки за биометрией будущее, что биометрия позволит в будущем если не снять, то снизить все вопросы, связанные с мошенничеством. Предлагаемый нами механизм будет достаточно прост и удобен для клиентов, потому что клиенту необходимо будет вводить только номер ИИН. Во время видео-конференц-связи с клиентом банк идентифицирует клиента путем сличения его фото с фото с удостоверения личности в государственной базе данных. Используется метод распознавания лица, что позволяет снизить риск мошенничества при идентификации клиента», – объяснила представитель Нацбанка.

По словам г-жи Мадияровой, внедрение такого механизма поддерживают сами банки, поскольку для них это и сокращение бумажного документооборота, и увеличение количества клиентов, внедрение дополнительных сервисов. Сегодня проект проходит согласование с государственными органами, и в случае его одобрения Нацбанк рассчитывает представить его на рассмотрение правительства.

Ирина Севостьянова