Передел конкуренции

13850

Инициатива депутатов о регулировании нижнего порога цены при госзакупках ТРУ и сокращении доли субподряда не нашла сторонников в правительстве.

Передел конкуренции

Депутатский корпус предлагает ограничить предел демпинга в госзакупках, отменить практику закупок из одного источника, сократить предельные объемы передававаемых работ и услуг на субподряд до 1/3 (с нынешних 2/3 части). Соответствующее предложение озвучено на рабочей группе по законопроекту "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам госзакупок и закупок квазигоссектора". Разработчики поправок в профильный законопроект в лице Министерства финансов и представители бизнеса разошлись во взглядах на предлагаемые новеллы.

Демпинг VS конкуренция

Депутат Валихан Кайназаров предлагает определить размеры демпинга по каждому виду работ на уровне закона. На сегодня эти размеры определены правилами осуществления госзакупок. Минфин в лице директора департамента госзакупок Сабита Ахметова в целях гибкости предлагает данные вопросы продолжить определять на уровне правил, а не закона и не поддерживает поправку.

Стоит отметить, в статье закона сказано: при осуществлении госзакупок способом конкурса допускается представление демпинговой цены при условии внесения потенциальным поставщиком дополнительно к обеспечению исполнения договора суммы в размере, равном сниженной сумме от минимальной допустимой цены, не признаваемой демпинговой.

"Вы здесь перечеркиваете все условия: внесение обеспечения дает возможность поставщику снижать цену, и мы возвращаемся к тому, что имеем сегодня", – считает Валихан Кайназаров.

По данным Минфина, пять видов работ и услуг предусматривают демпинговую цену. Это строительно-монтажные работы (СМР), разработка проектно-сметной документации (ПСД) ТЭО, работы по экспертизе, услуги технадзора и в целом услуги. В этой связи правилами установлено: по СМР и ПСД демпинг признается, если цена ниже 5%, технический надзор – 10%.

"Учитывая, что, помимо СМР, технадзора, есть услуги, демпинг в которых доходит до 50%, мы их планируем оставить, так как ценообразование услуг непонятное. Понятное дело, если это товар либо работы, которые имеют ПСД, которая прошла госэкспертизу, тут вопроса нет – есть четкая цена, от которой можно отталкиваться. По услугам не все понятно, поэтому в этой части мы хотим дать возможность предоставлять цену, которая ниже 50%", - подчеркнул представитель Минфина.

По мнению зампреда Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции (КРЕМиЗК, антимонопольное ведомство) МНЭ Рустама Ахметова, поправка касается не только определения цены демпинга, этот вопрос концептуально меняет действующий закон о госзакупках и Предпринимательский кодекс.

"Действующий закон о госзакупках не запрещает демпинг, он говорит: если ты идешь ниже себестоимости, ты должен сделать обеспечение и выполнить условия договора. Предпринимательский кодекс тоже не запрещает реализацию товара ниже себестоимости субъектам предпринимательства. Этот запрет установлен только субъектам рынка, занимающим монопольное доминирующее положение, когда они, пользуясь рыночной властью, снижают стоимость и устраняют конкурентов. В этих случаях демпинг запрещен, во всех остальных случаях демпинг не запрещается", – отметил чиновник.

Минфин, в свою очередь, чтобы не препятствовать появлению новых компаний на рынке, предлагает установить пороги по работам первой и второй категории сложности, по третьей категории пороги не устанавливать, чтобы дать возможность молодым компаниям на объектах третьей категории сложности наработать опыт.

По мнению ТОО "КазХимПром", данная поправка будет эффективна в том случае, если будет прописано, что изменение в ПСД возможно только на более качественные, при сохранении цены.

"Если мы ставим цель добиться качества, и чтобы цена была нормальная, тогда надо сделать так, чтобы заказчик по данному бюджету не менял товар на менее качественный. У нас были случаи, кабеля с сечением 1000 квадратов меняли на 800, 500 – на 300, при этом в рамках выделенного бюджета. Мы дадим возможность акиматам покупать под весь бюджет, не факт, что он не раздутый, а потом они будут менять на менее качественные товары через 45-ю статью, и тем самым опять получим некачественное исполнение работ", – считает специалист компании.

Когда все "падают" одинаково

Другой немаловажный вопрос, которым задаются эксперты: если установить нижний порог 5%, то если участвуют 10 компаний, все дружно "падают" на 5%. Кто в этом случае является победителем?

При равенстве цен победителем определяется тот, кто имеет больший опыт работы, аргументирует Минфин. Как правило, из десяти компаний две-три имеют одинаковый опыт работы. При равенстве цен и опыте работы победителем признается тот, кто первый подал. Данная норма уже была принята в законе, тогда, по данным Минфина, были коррупционные сговоры не только между поставщиками и заказчиками, но также обращались к айтишникам на портал, которые блокировали заявку, и поставщик не мог подать заявку.

"Коррупционная составляющая на всех этапах может быть, что мы так поставим, что так. Опыт показывает, что демпинг влияет на качество работы. Утверждение, что предприниматель будет из благих намерений что-то делать, я в это не верю абсолютно. Любой предприниматель при любом демпинге будет все равно брать свое", – считает руководитель рабочей группы Валихан Кайназаров.

Злосчастный "один источник"

Краеугольным камнем стал напор депутатов на исключение госзакупок способом из одного источника в случае признания его несостоявшимся. К слову, в прошлом году по такой схеме прошло свыше 40% средств в рамках госзакупа. Напомним, в действующем законопроекте прописано четыре случая, при которых возможно закупать ТРУ из одного источника.

Первый наступает в случае отсутствия заявок на участие в конкурсе. При этом поставщик, которому направляется приглашение на участие, определяется заказчиком. Второй – это когда представлено менее двух заявок на участие в конкурсе. При этом приглашение на участие в госзакупках направляется поставщику, представившему заявку на участие в конкурсе. Цена договора не должна превышать конкурсное ценовое предложение поставщика.

В третьем случае допускается закуп из одного источника, если к участию в конкурсе не допущен ни один потенциальный поставщик. При этом приглашение на участие направляется поставщику, представившему заявку с наименьшей ценой. Последний вариант – к участию в конкурсе допущен лишь один потенциальный поставщик. На практике самый популярный способ для перехода на один источник.

"Поправка предполагает, если конкурс признан несостоявшимся, объявлять его повторно. Чтобы провести второй конкурс и завершить, пройдет полгода. Тем самым мы можем застопорить экономику, поэтому мы предлагаем не исключать весь пункт, а исключить лишь четвертый подпункт, тем самым мы будем стимулировать наших заказчиков, чтобы они пытались сделать конкурс состоявшимся".

Начальник юротдела ТОО "Сейсмостройзащита" Бахытжан Балабатыров частично поддерживает данную поправку:

"В третьем подпункте не допущен ни один потенциальный поставщик, и заказчик заключает договор с тем, кто дал наименьшую цену. Но, если он не соответствует квалификационным требованиям и комиссия его не допустила, какое качество услуг он окажет? По закупкам, когда допущен один поставщик, но при этом, если он соответствует квалификационным требованиям, почему бы с ним не заключать договор с одного источника? Норма непонятна, это противоречие и нонсенс".

В ТОО "КазХимПром" также высказываются за введение данной поправки, считая, что она не даст "хулиганить" с госзакупками.

"Все акиматы в марте уже будут вынуждены контрактоваться, а не в ноябре, когда строительство объекта, длящееся восемь месяцев, за два месяца как-то принимается. Все будет делаться своевременно. Когда они будут знать, что бесполезно тендер разваливать, им придется приглашать реальные компании, которые будут конкурировать и вовремя все выполнять. До тех пор, пока конкурс не состоялся, называть его конкурсом бессмысленно. Всегда будет разваливаться тендер, покупаться из одного источника, у своего, тем более если демпинг будет ограничиваться пятью процентами", – резюмировал спикер.

Напомним, по итогам 2017 года из общего объема госзакупок в 3,2 трлн тенге свыше 77% (свыше 2,5 трлн тенге) были исполнены из одного источника. Причем впервые за последние три года начала расти доля закупок из одного источника после несостоявшегося конкурса.

Майра Медеубаева

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться