Переработчики хотят справедливых акцизов на ГСМ

Виктория Вольская Виктория Вольская
8971

Действующая акцизная политика стимулирует импорт и сдерживает внутреннее производство.

Переработчики хотят справедливых акцизов на ГСМ Фото: Виктория Вольская

На нефтеперерабатывающем заводе АО "Конденсат" в городе Аксай Западно-Казахстанской области в апреле 2017 года ввели в эксплуатацию секцию вакуумной перегонки. Новая установка позволит увеличить глубину переработки нефти и газового конденсата. Это пока единственный завод в Казахстане, на котором производят бензин класса К5. Завод успешно запущен, но увеличению объемов производства мешает действующая акцизная политика.

"Мы ввели в эксплуатацию новую установку – секцию вакуумной перегонки. Она позволяет увеличить выпуск ценной продукции из остатка атмосферной перегонки. Мы уже произвели около тысячи тонн новой продукции – гудрон, который используется для производства битума, а также вакуумный газойль, который используется для производства бензина, дизтоплива и смазочных масел. Произведено этого продукта на сегодня около 2,5 тыс. тонн, предполагаем его поставку на НПЗ Казахстана, России или дальнего зарубежья. Первая партия направляется в Финляндию. В будущем рынок будем расширять", - рассказал генеральный директор АО "Конденсат" Эдуард Джунусов в ходе пресс-тура, организованного АО "Банк развития Казахстана". 

Главная задача завода на сегодня – начать производство дизельного топлива.  Уже завезено оборудование, начат его монтаж.

"Один из наших больших проектов – секция для производства дизтоплива. К концу года из выделенного сырья для дизтоплива мы сможем производить само дизтопливо. Сейчас это сырье продается на другие НПЗ", - рассказал руководитель компании.

"В прошлом году мы запустили бензиновый комплекс. На нем произведено около 20 тыс. бензина, из них в текущем году – 12 тыс. тонн. Хотелось бы произвести больше, но существует ряд административных барьеров. Сейчас существует очень большая разница между акцизами на импорт и на производство. Импортируемое российское топливо облагается акцизами РК в разы, а порой и в десятки раз меньше, чем на собственное производство. Например, акциз на импорт тонны бензина равен 4,5 тыс. тенге, а на производство – 10,5 тыс. тенге. Это дает значительное преимущество импортерам и мешает импортозамещению. Mы будем добиваться справедливой акцизной политики. Мы уже импортозаместили 20 тыс. тонн топлива, а могли бы и 60 тыс. тонн. Импортозамещение работает неплохо, когда акцизная политика этому препятствует. Фактически российское топливо сейчас дешевле завести сюда, чем произвести внутри Казахстана. Экспорту бензина в Россию мешают заградительные акцизы, действующие в РФ, - отмечает Эдуард Джунусов. - Эта проблема известна многим производителям РК – требуется синхронизация акцизной и тарифной политики стран ЕАЭС".

Он акцентировал внимание на другой общей проблеме казахстанских нефтеперерабатывающих заводов.

"Отсутствие доступа к сырью – это еще один из важнейших вопросов для казахстанских НПЗ. Экспортировать нефть зачастую более выгодно, чем ее перерабатывать. Хотелось бы, чтобы нефть оставалась на внутреннем рынке, без нее не будет собственного ГСМ – переработки и продукции, и никакого импортозамещения не случится. Требуется справедливая политика распределения сырья на внутреннем рынке. Из-за отсутствия доступа к сырью сейчас мы работаем на 30-40% мощности производства", - сказал Эдуард Валерьевич.

В промышленной зоне, всего в нескольких метрах от завода АО "Конденсат", расположен производственный комплекс иностранного консорциума "Карачаганак Петролеум Оперейтинг Б.В.".

"Не первый год ведем переговоры с компанией "Карачаганак Петролеум Оперейтинг Б.В.", где нам предлагают приобретать сырье по мировым ценам. В этом случае цена на ГСМ будет дорогая. Надеемся на изменение ситуации", - отметил руководитель завода.

У АО "Конденсат" действует четыре собственные АЗС.

В декабре 2016 года АО "Конденсат" запустило коммерческое производство автомобильного топлива экологического класса K5. Введенные в эксплуатацию мощности (свыше 200 000 тонн бензина в год) позволят покрыть потребности западных регионов Казахстана в качественном высокооктановом бензине.

С момента запуска завода произведено более 20 тысяч тонн бензина, 18,8 тыс. тонн из них реализовано на рынке ЗКО. На текущий год запланировано производство 418 тыс. тонн нефтепродуктов, из них 113 тыс. тонн бензина марки АИ-92, 14 тыс. тонн марки АИ-95, 23 тонны дизельного топлива, 16 тыс. тонн гудрона и 15 тыс. тонн газойля. В компании трудятся 475 человек.

Общая стоимость проекта на базе АО "Конденсат", финансируемого дочерней структурой холдинга "Байтерек" – АО "Банк развития Казахстана", составляет 56,5 млрд тенге (по курсу Национального банка РК на 9 декабря 2016 года). БРК предоставил свыше 70% необходимого финансирования, срок займа – до 11 лет. Проект финансируется БРК в рамках Государственной программы индустриально-инновационного развития РК на 2015-2019 годы (ГПИИР-2).

Виктория Вольская, ЗКО

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться