Перевозчики не смогли «поделить поляну»

Конкуренция на рынке междугородних перевозок вылилась в череду скандалов и ультиматумов.

04 Июля 2018 15:04 Автор: Аскар Муминов
Перевозчики не смогли «поделить поляну», перевозки, Пассажирские перевозки, транспорт, автовокзалы, Сайран, Саяхат

Руководство автовокзала «Ушконыр», расположенного в Алматинской области, заявило об обращении в акимат Алматы о присоединении его к черте города и расширении маршрутов до него, чтобы граждане, которые едут автобусами в соседние страны, в основном в Узбекистан и Кыргызстан, могли спокойно добираться до стоянки транспортных средств.

Представители двух других крупных автостанций, «Сайран» и «Саяхат», в свою очередь ранее обвинили руководство «Ушконыра» в установке незаконного блокпоста на трассе Алматы – Ташкент, на котором дежурили люди в форме, заставляли водителей останавливаться на вокзале «Ушконыр» и якобы требовали с них дань.

В результате ситуация вокруг перевозок по трассе Алматы – Ташкент дошла до стен Парламента, где депутаты потребовали разобраться в происходящем, а сенаторы направили запрос на имя премьер-министра Бакытжана Сагинтаева.

Вдоль следования автобусов были выставлены отряды полиции, незаконный блокпост ликвидирован.

Однако руководство «Ушконыра» утверждает, что не имело к нему никакого отношения, а ситуация с перевозками только усугубляется. Представители автовокзала собрались на пресс-конференции в Алматы, на которой заявили о необходимости смены правил игры на рынке автоперевозок.

Представитель ТОО «Уш Коныр Транс Сервис» Медет Таухан говорит, что в последнее время на рынках южной столицы появились незаконные перевозчики, часто они выходят в междугородние рейсы и перегружают транспорт различным грузом, за перевозку которого получают дополнительную прибыль.

Однако тюки бывают настолько большими, что автобусы нередко переворачиваются, имеют место смертельные случаи. Был приведен пример, как 1 июля в Жамбылской области перевернулся автобус, следовавший по маршруту Алматы – Шымкент, в результате восемь человек пострадало, а одна женщина погибла.

По словам Таухана, причина того, что перевозки перестали быть безопасными, кроется в эксплуатации водителей, которые сутками в дороге и часто приезжают на вокзал и, не выспавшись, едут в новый рейс. Также, по его словам, практически никто не контролирует, в каком состоянии водители садятся за руль, нет медицинского освидетельствования, да и сами транспортные средства перед рейсом никто не проверяет, подчеркнул он.

Председатель общественного объединения «Желтоқсан көтерілісі» Гулнар Лепесбай также обеспокоена ситуацией с безопасностью перевозок. Были приведены следующие расчеты – за единицу груза перевозчики получают по 15 тысяч тенге, а таких единиц может быть в районе 30-40 штук, за один рейс перевозчик может только на грузе заработать до 600 тыс. тенге, однако проблема в том, что автобусы едут перегруженными и часто переворачиваются.

Гулнар Леписбай сказала, что проводились специальные разъяснительные работы с водителями, но ситуация не меняется, по ее словам, акимат Алматы должен взять под контроль автостанции и следить за выполнением норм безопасности, сейчас все поставлено на самотек, убеждена она.

Г-н Таухан возмутился тем, что рынок «Барлык» работает как автовокзал, а автобусы, которые оттуда выезжают, продолжают переворачиваться, и люди гибнут на дороге. Он заметил, что на автовокзале нет мест для ожидания, нет комнаты матери и ребенка, даже элементарной кассы, сказал представитель ТОО «Уш Коныр Транс Сервис».

«Можете проверить в любой момент, там этого нет. Мы написали в Администрацию президента, премьер-министру, Генеральному прокурору – все письма приходят в Управление автомобильных дорог и пассажирского транспорта, но в управлении пишут, что не имеют права проверять эти вопросы», – сказал Медет Таухан.

Юрист ТОО «Уш Коныр Транс Сервис» Нурлан Жазылбеков заявил, что в настоящее время законодательно не определен статус объекта пассажирских перевозок республиканского и районного значения, этот вопрос касается не только южной столицы, но и всей страны.

«Автовокзал и рынок должны функционировать в правовом поле. Рынок не должен заниматься тем, чего нет в его уставе, возникает вопрос, кто-то вообще сегодня проверяет водителей, которые перевозят пассажиров? Водителя не может проверять медик привокзальный со среднетехническим образованием, который зависит от автовокзала, водителя должны проверять квалифицированные независимые медики. Почему автобусы, где следуют женщины, дети, также перевозят грузы? Здесь, очевидно, есть коррупционная составляющая», – сказал юрист.

Однако громкие заявления представителей автостанции «Ушконыр» прозвучали после того, как в апреле этого года их обвинили в создании незаконного блокпоста, на котором дежурили некие люди в камуфляжной форме без опознавательных знаков.

Президент ОО «Союз защиты предпринимателей и собственников» Василий Резван считает, что представители «Ушконыра» создали почву для нездоровой конкуренции с автовокзалом «Сайран» и использовали для этого элементы запугивания водителей, следующих междугородними рейсами, и намеренно заставляли их останавливаться на «Ушконыре». Он заявил, что людей намеренно высаживали в 30 километрах от Алматы, чтобы они перестраивались на поездки не с рынка «Барлык», а с «Ушконыра».

На обвинения в адрес автостанции заместитель директора автовокзала «Ушконыр» Данияр Жунисов заявил, что факты не подтвердились и никого принудительно не задерживали.

«У меня вопрос к директору автовокзала «Сайран»: могут ли на его территорию заезжать коммерческие рейсы? «Сайран» может работать только с регулярными рейсами, а не с коммерческими. Наш договор предусматривает посадку и высадку пассажиров. Все рейсы, которые располагаются на территории автовокзала, – коммерческие. То, что их кто-то заставляет, еще что-то делает, все это клевета и ложь», – заявил он.

Так или иначе, на рынке автоперевозок южной столицы явно складывается нездоровая ситуация: частные блокпосты, обвинения в перевозке грузов в пассажирских автобусах, частые происшествия со смертельными исходами – все это говорит, что пора наводить порядок. От нездоровой конкуренции автоперевозчиков пока страдают только пассажиры.

Аскар Муминов