Пласидо Доминго: "Опера будет жить вечно"

8822

Всемирный конкурс молодых вокалистов "Опералия" стартовал в Астане.

Пласидо Доминго: "Опера будет жить вечно" Фото: Ксения Татаринова

Один из самых престижных в мире конкурсов оперного искусства, учрежденный великим певцом и дирижером Пласидо Доминго специально для поддержки молодых талантов, проходит в эти дни в столице Казахстана. При этом король оперной сцены будет не только председательствовать в жюри "Опералии", но и дирижировать оркестром в финальном этапе конкурса 29 июля.

Перед открытием 25-го сезона "Опералии" Пласидо Доминго нашел время пообщаться с журналистами и рассказал о том, продержится ли опера еще несколько лет, какие карьерные возможности открываются перед участниками конкурса, а также чем люди отличаются от роботов и чем его удивила столица Казахстана.

"Я рад, что 25-я "Опералия", наш серебряный юбилей, будет проводиться здесь, в Астане. Я приезжал сюда девять лет назад и удивлен тем, как изменился город с момента моего первого приезда. Я наблюдаю не только рост в ширину и высоту. Здания, стиль – всё впечатлило меня. И, конечно, этот потрясающий театр, который демонстрирует, насколько важна культура для казахстанского народа. Мы знаем традиции, которые были заложены в 1950-х годах, во время Советского Союза: опера и балет здесь всегда ценились. Но сейчас, увидев этот монументальный Дворец оперы, я был очень впечатлен", — поделился впечатлениями маэстро Доминго.

По его словам, у Астаны есть шанс стать одним из культурных центров мира.

"Вам очень повезло, что вы богатая и развитая страна. У вас есть возможность дать публике то, что она хочет: всевозможные концерты, балет, театральные постановки. Я слышал, что в Астане идет кинофестиваль. Думаю, что этот город вполне может стать местом концентрации событий в сферах культуры, кинематографии, спорта. Например, "Формула-1", спонсируемая компанией Rolex, вполне может когда-нибудь пройти в Астане".

Министр культуры и спорта Арыстанбек Мухамедиулы поблагодарил генерального спонсора "Опералии" и еще раз напомнил бюджет мероприятия. По его словам, компания Role" взяла на себя большую часть расходов, а точнее, 70% от общего бюджета конкурса, включая оплату гонораров участникам и перелет. Казахстанская сторона обеспечила только внутренние расходы, такие как проживание участников и транспорт. 

Общий призовой фонд конкурса составит на это раз 180000 долларов.  Отметим, с 1993 года "Опералия" каждый год проходит в разных городах мира. Конкурс принимали Париж, Мехико, Мадрид, Токио, Лос-Анджелес, Милан, Москва. По правилам, в "Опералии" могут участвовать певцы любых типов голосов — от баса до сопрано, в возрасте от 18 до 32 лет. Ежегодно в штаб-квартиру конкурса в Париже приходит около 1000 заявок, из которых отборочное жюри выбирает 40 лучших кандидатов. В этом году в Астане собрались конкурсанты из 17 стран. Казахстан представляют четверо исполнителей: это молодая, но уже знаменитая солистка "Астана Опера" Мария Мудряк (сопрано), тенор Дамир Садуахасов, а также баритоны Станислав Ли и Расул Жармагамбетов.

Пласидо Доминго с гордостью отметил, что участие в "Опералии" дает молодым певцам уникальные шансы карьерного роста.

"Участники нашего конкурса впоследствии строят великолепную карьеру, становятся всемирно известными. Один из важных моментов для нас – в жюри конкурса участвуют художественные руководители, кастинг-директоры, режиссеры ведущих оперных театров. И некоторые певцы, не только победители, но очень часто просто участники, после конкурса могут получить приглашение в программу для молодых исполнителей или даже заключить контракт. Наш конкурс действительно делает реальностью сотрудничество между молодежью и представителями театров", — уточнил он.

Немаловажным моментом, по его мнению, является и то, что на "Опералии" часто завязывается прочная дружба.

"Этот конкурс очень отличается от других, потому что мы каждый раз проводим его в разных странах. Сорок участников конкурса получат незабываемый опыт: они соберутся вместе, посмотрят друг на друга. Например, я слежу за тремя исполнителями, которые стали победителями "Опералии" два года назад и настолько сдружились, что сейчас выступают на Глайндборнском оперном фестивале и отправляют мне оттуда сообщения", — рассказал Пласидо Доминго.

И тут же признался, что с нетерпением ждет знакомства с нынешними конкурсантами.

"На протяжении многих лет меня приглашали поработать в качестве дирижера один-два раза в год. После 12-го или 15-го приглашения я задумался о том, что хочу работать с певцами. В финале конкурса я действительно хочу дирижировать, хочу подойти к фортепиано, более тесно поработать с финалистами и даже с полуфиналистами. Сейчас из 40 участников конкурса я знаю, может быть, трех-четырех или пять-шесть человек. Но хочу познакомиться со всеми", — добавил создатель конкурса.

Пласидо Доминго также отметил, что оперное искусство в мире становится все популярнее, причем у молодой публики.

"Меня часто спрашивают, считаю ли я, что опера находится в состоянии кризиса. Нет, я считаю, что это не так. Меня спрашивают: "Думаете, опера продержится еще хотя бы несколько лет?" Я всегда отвечаю, что опера вечна, она будет жить всегда. В отличие от роботов и машин, мы обладаем чувствами, романтизмом. Мы способны наслаждаться звуком. Наша чувственность позволяет нам восхищаться гением, который создает произведения искусства. Опера была изобретена в Италии, но, тем не менее, сейчас по всему миру исполняют итальянскую, французскую, германскую, русскую оперу. В скандинавских странах или в Чехии есть свои шедевры оперного искусства, которых мы не знаем, но которые очень популярны. В мире становится все больше оперных театров. Недавно я был в моем родном городе Мадриде на представлении "Мадам Баттерфляй" и, сидя в ложе, смотрел на публику. В каждом ряду было всего два-три человека старше сорока лет. А тех, кому меньше сорока, было 25-30 человек. В основном любители оперы – люди 25-30 лет. Опера становится все популярнее, и прекрасно, что это поддерживается образовательной системой. Конечно, у нас идет жесточайшая борьба с поп-музыкой, которая в тысячи раз более распространена. Поэтому нам нужно делать акцент на образовании, нужно учить детей классической музыке даже в том возрасте, когда они не понимают, что это такое... И тем самым создавать публику будущего".

После окончания "Опералии" ценителей оперы в Астане ожидает еще одно грандиозное событие: 1 и 3 августа Пласидо Доминго будет петь партию Жермона в опере Джузеппе Верди "Травиата" на сцене "Астана Опера". Партию Виолетты исполнит латвийская оперная певица Марина Ребекка.

"Сопрано Марина Ребекка из Латвии – это просто необыкновенная певица, экстраординарная претендентка на партию Виолетты, и я буду счастлив исполнить партию Жермона с ней", — сказал Пласидо Доминго.

Отметим, как сообщали ранее в "Астана Опера", все билеты на эти спектакли уже распроданы.

Ксения Татаринова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться