Почему Казахстану критически важно производить свои БПЛА

12276

Это позволит нам быть конкурентоспособными в экономическом плане, но и обеспечит преимущество в военном секторе.

Почему Казахстану критически важно производить свои БПЛА Фото: KazAeroSpace

Об этом в интервью inbusiness.kz рассказал председатель наблюдательного совета ТОО KazAeroSpace Баглан Казиев.

– Чем занимается ваша компания?

– Компания уже 8 лет на рынке, и я считаю, что у нас есть серьезные результаты. Мы проводим аэрофотосъемку и предоставляем услуги в различных сферах жизнедеятельности и экономики. Наша основная продукция – цифровые двойники городов. Сегодня уже созданы цифровые двойники Астаны, Алматинской области и частично других городов. Цифровой двойник – это многослойное исчерпывающее представление города по различным параметрам. Этот продукт может быть использован людьми, принимающими решения, в удобном формате, не выходя из своего кабинета. Информация отображается на экранах в ситуационных центрах и позволяет в режиме реального времени видеть все, что происходит в регионах или городах. Разумеется, все это может быть практически использовано во всех областях, включая градостроительство, землепользование, экологию и безопасность. Город, созданный в 3D, можно рассматривать со всех сторон. Интеграция с другими базами данных позволяет узнать, сколько людей проживает в данном районе, какие инженерные коммуникации доступны для каждого дома, а также наличие рядом с ним школ, социальных объектов, зеленых насаждений, детских площадок и многое другое. Вся эта информация может быть просмотрена и использована для принятия решений даже на персональном гаджете.

Мы создаем инновационные продукты с высокой добавленной стоимостью, используя спутниковые снимки, и наша работа позволяет эффективно решать вопросы управления городами и регионами.

О развитии БПЛА в Казахстане

– Какие препятствия существуют в разработке и производстве беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в Казахстане, о которых Вы упоминали на форуме, и какие решения могли бы способствовать развитию этой отрасли в стране?

– Мы столкнулись с несколькими проблемами при использовании беспилотных аппаратов в Казахстане. Первая проблема – это ремонт беспилотников. Как крупные пользователи, мы часто сталкиваемся с необходимостью ремонта после аварии. Ремонтные работы проводились на заводе-изготовителе в России. Нам требовалось около 40 дней, чтобы получить обратно оригинальный аппарат. Это было до начала военных действий в феврале 2022 года.

Вторая проблема связана с приобретением беспилотных аппаратов. Существуют ограничения при покупке беспилотников, особенно в России, в рамках международных соглашений. Для покупок мы обращаемся к специализированным организациям, которые обеспечивают доставку через границу. Даже при наличии Единого таможенного пространства существуют определенные процедуры, приводящие к задержке доставки до 2 месяцев. Естественно, это лимитирует и замедляет нашу работу.

Третья причина, почему мы решили заняться производством беспилотников, была их высокая цена. В то время – пять лет назад – они стоили около 20 миллионов тенге, что не каждый себе мог позволить.  Поэтому мы решили начать собственные разработки и производство БПЛА в Казахстане. Мы провели маркетинговое исследование и нашли, что есть несколько сборочных цехов в разных городах, таких как Шымкент, Алматы и Астана. Было много компаний, которые работали с беспилотниками, но никто не занимался их производством.

В итоге мы нашли партнеров и начали совместную деятельность. У нас уже были специалисты, бывшие радиоавиамоделисты, программисты и другие единомышленники. Начали с крыла, которое имело размах 2 метра. Провели испытания и обнаружили, что оно не уступает западным аналогам.

Затем мы увеличили размах крыла до двух с половиной метров, чтобы беспилотник мог выдержать большую нагрузку и иметь большую продолжительность полета. В результате мы разработали модель с размахом крыла в три с половиной метра, которая могла летать около 4 часов и нести полезную нагрузку 1,5-2 кг. Это был серьезный аппарат, соответствующий необходимым параметрам. Мы были вдохновлены этим проектом и продолжали заниматься им.

– Что касается сертификации, возможно ли ее пройти, например, в Турции?

– Теоретически мы можем провести сертификацию нашей продукции в разных странах, но следует учесть, что это процесс, требующий значительных затрат времени и ресурсов. Он не ограничивается одним месяцем и может занять продолжительное время. В рамках сертификации необходимо проводить испытания в различных климатических условиях, как днем, так и ночью, а также при различных погодных условиях. При этом часто оборудование подвергается разрушениям, и приходится привозить новое оборудование для проведения тестов. Этот процесс не только длителен, но и очень дорог.

Следует также учитывать, что сертификация в каждой стране направлена преимущественно на поддержку своих собственных производителей. При обращении иностранных компаний для сертификации они рассматриваются как потенциальные конкуренты. Таким образом, существует высокая вероятность, что местные органы создадут дополнительные осложнения иностранным производителям.

– Как сложилась ситуация с окупаемостью и какие возможности существуют для роста доходов?

– При попытке коммерциализировать мы сразу же столкнулись с проблемой сертификации беспилотных летательных аппаратов. Мы надеялись, что в Казахстане будут проводиться сертификационные процедуры, но для этого были необходимы подзаконные акты. Они были выпущены только в 2020 году, то есть 3 года назад. Сейчас кажется, что государство занимается этим вопросом, но, возможно, не особо торопится, поскольку у нас еще нет производства и лаборатории для сертификации. Мы осознали, что без сертификации мы не можем получить СТ-КЗ и, следовательно, не можем продавать наши устройства или регистрировать их. Поэтому наш продукт остался прототипом. Мы вели переписку с госорганами и поняли, что сертификацию можно было бы провести в других странах. Но затем началась пандемия, и лаборатории в России и Беларуси приостановили все сертификационные действия в области беспилотных аппаратов. Поэтому мы приняли решение временно приостановить этот процесс. Это было очень трудное решение. Мы вложили огромную сумму денег, сделали множество испытаний и ошибок, а теперь все поставили на паузу.

На смену БПЛА разработали авиационный подвес

– Что произошло дальше?

– Чтобы успешно выполнять заказы, мы были вынуждены искать альтернативные решения. Нам требовались высококачественные аэроснимки, и поэтому мы решили разработать гиростабилизирующий универсальный авиационный подвес, который может быть установлен на любой тип самолета и поддерживать различные виды камер. Вес этого подвеса составляет примерно 50 кг, и он крепится к самолету.

Мы в основном используем небольшие авиационные аппараты, которые уже прошли сертификацию. Эти самолеты могут летать и делать отличные фотоснимки. Возможно, качество снимков, получаемых с помощью этой системы, превосходит возможности большинства беспилотных аппаратов. Это происходит благодаря использованию высококачественной оптики, которая, хоть и довольно тяжела и требовательна, позволяет нам получать отличные изображения. Мы также осуществляем съемку в трех измерениях (3D), что позволяет нам эффективно решать задачи для наших заказчиков.

Конечно, мы были разочарованы, что не удалось наладить производство беспилотных летательных аппаратов. Однако усилия, вложенные в разработку, принесли нам ценный опыт. Сейчас наше устройство – авиационный подвес считается самым передовым продуктом в Казахстане. Мы начали активно продвигать его на внутреннем рынке, и уже есть интерес со стороны зарубежных стран, включая предложения представить наш продукт в США на крупной выставке, посвященной смарт-городам, которая состоится в январе.

Его разработка продолжалась более двух лет, и только в этом году мы получили первые снимки, которые мы успешно интегрировали в наши цифровые двойники. Мы уже оцифровали практически половину Алматинской области, и в следующем году планируем расширить это на две-три области.

Со временем, наш подвес может заменить казахстанские спутники, так как он способен успешно решать задачи, стоящие перед спутниками, и это может происходить прямо на территории Казахстана.

– С экономической точки зрения как Вы оцениваете выгоду начала производства БПЛА в Казахстане по сравнению с импортом?

– Мы производили расчет себестоимости нашего беспилотника, который был приостановлен два года назад. По сравнению с российским аналогом себестоимость была меньше на порядок. Для наглядности, один порядок можно считать как примерно 10 беспилотников по цене. Кроме того, в эксплуатации наши беспилотники также оказались дешевле, поскольку мы можем производить все компоненты, включая корпуса, на месте. Возможно, есть некоторые детали, которые нам не удается изготовить по различным причинам, но с экономической точки зрения результаты оказались очень впечатляющими.

Сегодня по всему миру наблюдается огромный рост развития беспилотных технологий, которые оказывают значительное влияние как на экономику, так и на военные операции. Владение этими технологиями придает стране двойной эффект: повышает ее конкурентоспособность в экономической сфере и укрепляет ее позиции в вопросах обороны. Из этого следует, что разработка и производство беспилотных систем – насущная задача для Казахстана.

Мы, к счастью, не являемся воюющей страной, поэтому развитие технологий двойного назначения у нас протекает медленнее. В таких случаях нам часто проще приобрести готовые решения у иностранных поставщиков. Там уже имеются сертификаты соответствия, богатый опыт разработки, а цена таких продуктов зачастую более оптимальная, чем затраты на собственное развитие. Кроме того, существует риск того, что отечественный разработчик не сможет успешно завершить проект или создать конкурентоспособное решение.

Но я считаю, что необходимо посмотреть на это с точки зрения безопасности и обороноспособности страны. У нас нет таких больших финансовых возможностей, чтобы постоянно приобретать беспилотники, как это делают Арабские Эмираты или Саудовская Аравия. Они могут позволить себе приобретать большие партии таких летательных аппаратов. Сейчас мы заявляем о том, что открываем производство или получаем лучшие образцы беспилотников бесплатно. Это, конечно, здорово, но мы все равно будем зависеть от поставщика, и на обслуживание этих беспилотников будут тратиться значительные средства. Мы также будем вынуждены тратить деньги на обучение собственных пилотов за рубежом. Кроме того, иностранные беспилотники могут иметь определенные технологии, которые не будут переданы нам. Ни одна страна в мире никогда не передаст свои разработки. Особенно когда речь идет о секретных или важных системах. Значительная доля стоимости беспилотных систем обусловлена именно системами управления, которые являются своего рода "мозгами" беспилотника. Доступ к ним обычно ограничен или охраняется.

Подобно компьютеру или ноутбуку, большая часть исходного кода программ недоступна обычным пользователям. Исходные коды являются коммерческой тайной или интеллектуальной собственностью разработчика. Точно так же и с беспилотниками: кузов или внешний дизайн могут быть открытыми для копирования или разработки, но внутренние программы и системы управления остаются конфиденциальными.

Поэтому чем раньше мы начнем разрабатывать и поддерживать собственные технологии и инновации в области беспилотных систем, тем легче будет нам обеспечить суверенитет и конкурентоспособность в будущем.

Об инвестициях в БПЛА

– Какие инвестиции, включая возможную поддержку со стороны государства, необходимы для запуска производства БПЛА в Казахстане?

– Во-первых, важно учесть применяемые стандарты и наработки отечественных разработчиков беспилотных систем. Разумно признать, что достичь полного соответствия всем мировым стандартам в краткосрочной перспективе нереально. Необходимо уделить значительное количество времени и усилий, вероятно, десятилетия, чтобы достичь уровня современных беспилотных систем.

Важно, чтобы люди осознавали, что в Казахстане имеется лаборатория, которая способна выдавать данные, соответствующие не мировым, но приближенным к ним показателям. Например, если мировой стандарт предусматривает время полета 10 часов, то лаборатория может подтвердить время полета в 8 часов. Приближение к мировым показателям может также касаться радиуса полета, где, например, мировой стандарт устанавливает радиус 120 км, а отечественная система может предложить радиус 80 км. Хотя это и отклонение от мировых стандартов, зато будет реализован внутренний потенциал и возможности нашей отечественной разработки.

Также следует обратить внимание на создание и введение соответствующих нормативно-правовых актов (НПА), которых, возможно, еще нет. Эти НПА позволят установить надлежащие стандарты для отечественных разработчиков и описать ясные требования к их продукции, что будет способствовать дальнейшему развитию сектора беспилотных систем.

Второе. Это, наверное, какие-то предварительные соглашения. То есть министерство обороны заявит, что готово закупать минимум 100 штук ежегодно при условии, что вы сможете разработать беспилотники определенного качества и соответствующие казахстанским стандартам. Именно с такими условиями инвесторы готовы вкладывать свои средства в развитие беспилотных систем. Для реализации этой идеи вам нужно представить министерству обороны проект, демонстрирующий, что вы создали беспилотники, открыли производство, обучили персонал, приобрели необходимое оборудование и достигли заявленного качества, а также способны массово производить большое количество беспилотников. Только после этого министерство обороны будет согласно заключить контракт. Это честный и прозрачный подход: если вы не сможете достичь заявленных показателей, то контракт не будет заключен. Важно, чтобы требования качества были оптимальными и соответствовали практическим нуждам.

– Каков прогноз объема госзакупок БПЛА и подобных систем и какие доли рынка вы могли бы закрыть, учитывая, например, возможные закупки министерства обороны, минсельхоза и других ведомств?

– Беспилотники находят широкое применение в различных областях. В области дистанционного зондирования Земли, помимо беспилотников, также используются спутники. Эти технологии позволяют определить различные параметры, например, NDVI (индекс вегетационного покрытия), который отображает цветовую информацию. Это помогает определить состояние растительности, выявить засоленность почвы и другие характеристики полей.

Беспилотники также применяются в сельском хозяйстве для проведения высокоточного опрыскивания химикатами и удобрениями.

В области обороны и безопасности беспилотники используются для контроля границы и доставки вооружения. Они могут выполнять задачи, которые требуют удаленного управления без наличия пилота на борту, что обеспечивает удобство и безопасность.

У нас есть граница протяженностью в 15 000 км и более 100 пограничных застав, каждая из которых требует как минимум четырех БПЛА для мониторинга и обнаружения возможных нарушений. В настоящий момент у нас отсутствует подходящее оборудование для выполнения этих задач, поскольку оно должно быть бюджетным, легким в обслуживании и простым в обучении. Важно, чтобы это оборудование не представляло угрозы для жизни сотрудников, не стоило бы слишком дорого или не было подвержено высокому риску повреждения. Мы исключаем использование дорогостоящих беспилотных систем, которые могут легко разбиться и этим вызвать сильный стресс у чиновников.

Я считаю, что в Казахстане в настоящее время требуется около 500 беспилотных систем в год для обеспечения широкого охвата и решения задач в государственных органах, министерствах и бизнесе. Однако стоит отметить, что оценка потребностей в этой области достаточно сложна, поскольку рынок еще только начинает развиваться.

– Что касается подготовки кадров. Кто ими должен заниматься – военные вузы или ИТ-университеты?

– Для подготовки кадров в области военных специалистов необходимо обеспечить сотрудничество с заводом-изготовителем БПЛА. Завод производит беспилотники, и при нем должен быть учебный центр для подготовки пилотов. В некоторых странах, где мы закупаем оборудование, такие центры проводят обучение и предоставляют возможность проходить ежегодное подтверждение квалификации. Для того чтобы избежать попадания западных технологий к нашему северному соседу через территорию Казахстана, в условиях санкционного режима необходимо предоставить соответствующие документы, подтверждающие необходимость данного оборудования для его применения и использования именно в Казахстане.

– Насколько конкурентен рынок производства беспилотников?

– Почти все развитые страны, за исключением некоторых стран СНГ, занимаются производством беспилотных летательных аппаратов. Китай и Россия, например, производят разнообразные модели БПЛА. В США и Франции один вид беспилотников могут производить несколько компаний-конкурентов, и они имеют высокий объем продаж. Недавно я видел французскую компанию, которая представила свой БПЛА по очень привлекательной цене и с впечатляющими характеристиками. Кстати, латвийские БПЛА тоже известны своим высоким качеством.

Когда я смотрю на все это, меня поражает, насколько мир продвинулся. Но вопрос, вы все это сделали сами? Они отвечают, что разработали корпус самостоятельно, но многие компоненты покупают за рубежом. Двигатель из одной страны, парашюты – из другой. Таким образом, они проектируют и создают корпус на месте, а остальные детали приобретают на мировом рынке, в основном в Европе или Китае. В этих условиях разработка новых моделей или схем для дронов становится довольно простой.

В Европе я столкнулся с передовым беспилотником, предназначенным для работы на аэродромах. Он может самостоятельно взлетать, садиться и проводить в воздухе до 20 часов. Им управляют практически профессиональные пилоты. У них есть специальный микроавтобус для транспортировки и сборки этого устройства. Это действительно мощный инструмент для решения сложных задач.

У стран с развитой экономикой и мощной армией действительно часто есть в своем арсенале беспилотные аппараты. Наличие производства собственных беспилотных аппаратов играет важную роль. Даже если вы можете закупить большое количество танков, без возможности производства беспилотников, ваше оборонное могущество будет ограничено.

Кроме того, важно учесть, что успешное использование беспилотных систем в военных операциях не гарантировано, даже если у вас есть такие аппараты. Один из основных вызовов при оперировании беспилотниками — это противодействие антидроновыми средствами. Это подобно борьбе между вирусами и антивирусами: чем больше вирусов, тем сильнее должен быть антивирус. При покупке беспилотных летательных аппаратов нельзя быть уверенным, что они будут выполнять все запланированные задачи. Если производитель захочет, чтобы ваш беспилотник не выполнял полеты, он не будет этого делать. Страны, производящие беспилотники, обычно осуществляют контроль над ними. Сегодня мир меняется настолько быстро, что производство только автоматов и патронов уже недостаточно. Похоже, пришло время пересмотреть нашу доктрину безопасности и обороноспособности страны. Наши продукты предназначены для гражданского использования, но они также имеют двойное назначение, и в случае необходимости мы можем быстро переориентироваться и работать на оборону.

Покупка ANKA на 5-7 лет ставит нас в зависимость от поставщика

– Каково Ваше мнение о планируемом начале производства ANKA в Казахстане с начала следующего года?

– Это будет аналогично нашей автомобильной сборке: привезут готовый разобранный беспилотник, который будут собирать здесь, и обучат специалистов. Его стоимость составляет 20 млн долларов, и он действительно впечатляющий. Это, по сути, как покупка самолета, только без пилота – все те же характеристики, та же дальность, а цена может быть даже выше, чем у пилотируемого самолета. Вот вся разница.

Однако нам нужно понять, для каких задач нам нужен такой беспилотник. Я не вполне это понял. Возможно, он может эффективно дополнять роль обнаружения, подавления и уничтожения определенных целей. Но снова это не будет нашим беспилотником. Нас обучат управлять им для выполнения простых операций, например, проведения первичного технического обслуживания. Но для серьезного техобслуживания, скорее всего, потребуется обратиться на завод-изготовитель и пройти процедуру ремонта в соответствии со всеми необходимыми этапами.

На мой взгляд, было бы более эффективно направить эти средства на развитие собственного производства. Через примерно 5 лет мы смогли бы получить аналогичное аппаратное и программное обеспечение. За стоимость одного беспилотного аппарата можно организовать отличное производство в Казахстане, возможно, даже с авансовым производством.

Важно понимать, что производители беспилотников продают не только сами аппараты, но и целую инфраструктуру, включая запасные части, обучение, квалификацию, ремонт и обслуживание. Покупка этих систем на 5-7 лет ставит нас в зависимость от поставщика. Это может быть рискованно.

– Какие Вы видите решения проблемы?

– Почему бы не передать разработку беспилотных аппаратов в руки частных компаний вместо "Казахстан Инжиниринг"? Возможно, такой шаг позволит стимулировать инновации и конкуренцию. Из нескольких команд, работающих в этой области, некоторые могут не достичь успеха, но одна из них, вероятно, добьется результата. Необходимо начать производство беспилотных аппаратов, так как это становится трендом, и в будущем они могут использоваться в различных областях, включая военную. Солдаты могут управлять этими аппаратами, сидя за компьютерами, что похоже на геймеров.

Создание собственных беспилотных систем будет более выгодным, чем покупка готовых, так как это позволит инвестировать в собственную науку и технологии. При покупке готовых систем мы инвестируем в науку другой страны, и в данном случае, возможно, в турецкую науку, что может ограничивать наши возможности для развития. Поэтому самостоятельное производство беспилотных аппаратов стратегически более выгодное и долгосрочное решение. Важно также отметить, что страны обычно не продают самые современные образцы вооружения, их сохраняя для своей обороны. Я уверен, если они продали ANKA, допустим, модификация 1.0 условно, значит, у них уже есть ANKA 2.0 или 3.0. Ни одна страна не продаст передовое оружие.

Получив новые навыки, в том числе в области радиоэлектронного оборудования, мы имеем возможность создать собственное производство беспилотников, антидронов и спутниковых технологий. На базе отечественных инвестиций мы сможем не только догнать ряд стран, включая те, которые уже лидируют в этой области, но и обеспечить себя технологическими решениями, которые в долгосрочной перспективе будут приносить значительную пользу. Важно понимать, что время играет ключевую роль, и чем раньше мы начнем развивать производство, тем лучше для нашей страны. С учетом того, что даже наши соседи активно развивают свои технологии, нам важно не отстать. За последние 10-15 лет мы отдалились от стран, с которыми были на равных, и сейчас наступил критический момент для перезапуска и модернизации наших технологических возможностей.

Начало производства сегодня станет гарантией того, что мы сможем сами обеспечивать себя современными технологиями и избежать постоянной необходимости закупок за рубежом. Это стратегически важный шаг для обеспечения национальной безопасности и экономического развития.

На фото: авиационный подвес, произведенный KazAeroSpace

Читайте по теме:

Производство турецких дронов ANKA в Казахстане планируется начать в 2024 году

Что мешает развитию в Казахстане индустрии БПЛА

Турецкие ударные БПЛА тестируют в Казахстане

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться