Поднебесная планка для казахстанского зерна

28375

Экспорт пшеницы в Китай в будущем может вырасти до полумиллиона тонн.

Поднебесная планка для казахстанского зерна

Экспорт казахстанской пшеницы в Китай может вырасти до полмиллиона тонн. Такое мнение в разговоре с abctv.kz в кулуарах круглого стола, организованного Китайско-казахстанской ассоциацией предпринимателей продовольственной индустрии (ККАППИ) в Астане, высказал генеральный директор COFCO International Kazakhstan Чингиз Оторбаев.

"Барьеров для экспорта казахстанской пшеницы нет. Единственно, что нужно делать – это приучать китайских мукомолов, конечных потребителей, к нашей продукции, потому что все равно она отличается от той же конкурентной американской высокопротеиновой либо канадской пшеницы. Но динамика все равно положительная. Мы 10 лет назад начинали с 10 тысяч тонн экспорта в Китай, 10 лет прошло – мы отгружаем уже больше 300 тысяч тонн (в 2017 году. – Ред.), поэтому мы видим, что динамика будет. Миллион тонн – это, конечно, заветная цель, мы будем к ней идти. Но в ближайшем будущем, я думаю, что 500 тысяч – это, в принципе, достижимо", – отметил представитель казахстанского подразделения китайской продовольственной корпорации в беседе.

Напомним, недавно руководство МСХ Казахстана обратилось к заместителю начальника Управления продовольствия государства г-же Цзэн Лиин с просьбой увеличить квоту казахстанского импортируемого зерна в КНР до 500 тыс. тонн в 2019 году и 1 млн тонн в 2020 году.

Кроме того, казахстанской стороной было предложено распределить квоты между другими (очевидно, кроме продовольственной корпорации Китая COFCO. – Ред.) игроками внутреннего зернового рынка КНР. До этого в марте бывший посол Китая в Казахстане Чжан Ханьхуэй упоминал на встрече с журналистами о том, что он просил представителей COFCO увеличить квоту на импорт казахстанской пшеницы до полмиллиона тонн. Как известно, COFCO контролирует более 90% квоты на импорт зерновых в Китай.

"Сейчас квота составляет 100 тысяч тонн. Я хотел бы отметить тот факт, что это специально выделенная квота на Казахстан. Ни у одной другой страны в мире – ни у США, ни у Канады, ни у Австралии – нет такой квоты. Это была специально сделана квота по договоренности двух правительств Казахстана и Китая. Мы со своей стороны, как COFCO Kazakhstan, конечно, предпринимаем все усилия для того, чтобы увеличить эту специальную квоту, которая будет выделена только на Казахстан, хотя бы до 500 тысяч тонн в ближайшее время. Но я хотел бы заметить тот факт, что, в принципе, Казахстан может дальше экспортировать, превышая эту специальную квоту, выделенную из той квоты, которая в принципе выделена в общем на рынок", – уточнил Оторбаев.

По данным казахстанского представителя COFCO, с февраля этого года Казахстан уже экспортировал в КНР 70 тыс. тонн высокопротеиновой пшеницы через пограничный переход Достык – Алашанькоу. Основными экспортерами выступили COFCO Kazakhstan, Продкорпорация и СП "ДЭН", аффилированное с американской компанией Cargill.

"Динамика показывает, что китайские мукомолы начинают все больше и больше привыкать к потреблению казахстанской пшеницы. Казахстанская пшеница начинает завоевывать определенную нишу на китайском рынке, поэтому мы видим рост импорта пшеницы в сторону Китая. Также мы пытаемся согласовать фитосанитарные разрешения, чтобы открыть другие позиции, такие как, например, ячмень фуражный, рапс, чтобы начать поставки из Казахстана в Китай. По сафлору были проблемы, но в этом году ситуация улучшилась. С фитосанитарными службами Китая были проблемы в сентябре прошлого года, когда наши вагоны стояли на Хоргосе по 45 дней, но этот вопрос уже был урегулирован. В принципе, на сегодняшний день мы не видим никаких трудностей в экспорте той казахстанской продукции в Китай, которая имеет согласование", – констатирует Оторбаев.

Из-за погодных условий сева в COFCO Kazakhstan ожидают, что цена на высококачественную пшеницу может вырасти к осени.

"На сегодняшний день у нас идут предпосылки того, что погодные условия при посевной были не самыми лучшими. Если будет, конечно, хорошее лето, то все-таки наша пшеница созреет, и мы не будем испытывать проблем с качеством. Но риски и опасения того, что все-таки мы зайдем в уборку в сентябре, чуть-чуть поздно, и, возможно, того урожая высокопротеиновой пшеницы, который мы ожидаем, его не будет. Как COFCO, мы предполагаем рост цены на высокопротеиновую пшеницу. Соответственно, мы видим, что спрос будет. Поскольку спрос будет, предложения будет не так много, спрос будет превышать, то цена будет идти вверх", – прогнозирует представитель COFCO.

Внеквотный осадок

Вопрос об увеличении казахстанской квоты до 1 млн тонн на круглом столе также прокомментировала заместитель председателя Управления национальной администрации зерна Китая г-жа Цзэн Лиин.

"В Китае на самом деле в политике распределения квот нет курса на какую-то определенную страну. Мы смотрим на качество продукции, как пшеницы, так и других продуктов сельского хозяйства, на качество и на цену. Если та же казахстанская пшеница отличается высоким качеством, конкурентоспособной ценой, то, естественно, китайские компании, предприятия будут заинтересованы в том, чтобы приобретать именно ее. Касательно квоты на один миллион тонн – это да, есть такое направление. Так как у нас дружественные отношения с Казахстаном, мы стараемся подчеркнуть и поддержать интересы казахстанской стороны. Поэтому развиваемся в этом направлении", – сказала Лиин, комментируя вопрос abctv.kz в ходе мероприятия.

При этом она отметила, что казахстанскую пшеницу можно поставлять в Китай и вне официально предоставленной квоты.

"Я знаю, что казахстанская пшеница отличается высоким качеством. Я думаю, мы можем, помимо этой квоты, также увеличивать приобретение данной продукции. К примеру, корпорация "Айцзю" – она не использует никаких квот, но уже, помимо этих квот, продала в Китай несколько сотен тысяч тонн казахстанской пшеницы. Поэтому, я считаю, со временем, как будут обе стороны узнавать друг друга, процесс продажи казахстанской сельхозпродукции в Китай будет только увеличиваться", – подчеркнула китайский продовольственный чиновник.

Пошлина на высококачественную пшеницу при импорте в Китай вне квоты превышает 60%, уточнял в беседе с abctv.kz в конце марта учредитель группы компаний "Северное зерно" Евгений Карабанов.

"Мы на практике сталкиваемся с тем, что продукция, в частности зерно, которое экспортируется на Китай, которое идет вне квоты за счет высоких пошлин в неквотных объемах, уже по цене начинает испытывать трудности, становится неконкурентоспособным. Здесь вопрос очень важен для всех тех, кто занимается продажей зерна на Китай. Поэтому вопрос связан именно с ценообразованием на границе. Мы неоднократно сталкивались со случаями, когда китайские покупатели, заключив уже договоры с нашими продавцами, сельхозтоваропроизводителями, отказывались от своих контрактов, так как не могли получить квоту, а вне квоты цена не совпадала с их возможностями", – отметил в продолжение темы президент Китайско-казахстанской ассоциации предпринимателей продовольственной индустрии Кемелхан Абилеков.

"Розочка" бутылочного горла

Между тем, по словам представителя COFCO International по черноморскому региону Суна Даляня, наиболее важным фактором в увеличении экспорта казахстанской пшеницы в Китай является логистика.

"Когда мы уже покупали, заключили контракты на экспорт, поставки идут, но для выполнения контрактов нужно заказать железнодорожные вагоны. Из-за климата, из-за нехватки вагонов иногда транспортный план просто медленно или не вовремя подтверждают. Иногда заявки на заказ вагонов если даже подтверждают, но все-таки не хватает вагонов. И в конечном итоге у тебя есть поставки, товар есть, а не поставляется просто из-за отсутствия транспорта, не хватает. В прошлом году мы сталкивались с такой ситуацией зимой перед концом года, и тогда мы совместно обращались в Посольство Казахстана в Китае и в Минсельхоз Казахстана, и работали совместно с "КТЖ". Эти государственные органы Казахстана очень нам помогли. Они образовали совместный комитет, комиссию, и каждый день следили за тем, чтобы вовремя снабжали этими вагонами. Слава богу, мы до конца года выполнили. Если бы не выполнили, то был бы ущерб репутации казахстанской пшеницы. Потому что, несмотря на хорошее качество, часть покупателей уже принимают такой материал, они уже научились работать – это все, что мы сделали, это большое предложение, но если поставки идут не вовремя, то они тоже будут в будущем, когда будут заказывать пшеницу, учитывать этот фактор", – рассказал он.

Таким образом, если китайские потребители не смогут гарантированно получать казахстанскую пшеницу вовремя, то в будущем они будут учитывать фактор логистики и покупать сырье из других источников для бесперебойности своего производства, уточнил Далянь.

"Если хотим поднять количество поставок, то пропускная эффективность на границе тоже важна. Из-за ограничения инфраструктуры на Алашанькоу и Достык, пропускном пункте, пока пропускная способность тоже ограничена. Если я не ошибаюсь, наверное, за месяц может проходить сдачу-приемку только около 20 тысяч тонн. Это мало. Мы можем надеяться в будущем на какое-то количество импорта из Казахстана агропродукции. Но эта пропускная мощность тоже потом повлияет на это. Желание и факт должны быть совместимы. Развитие инфраструктуры и логистики, гарантирование транспорта – все это важно", – заметил он в беседе с abctv.kz.

Согласно апрельской информации газеты "Железнодорожник Казахстана", в 2017 году объем перевозок зерна COFCO из Казахстана достиг 68 тыс. тонн. С начала года зерновой экспорт в Китай по апрель составил 48 тыс. тонн при плане в 100 тыс. тонн.

По словам Даляня, возить зерно через Хоргос для китайских покупателей от казахстанских поставщиков COFCO в объезд нерентабельно по логистике и выходит дороже. Он также подтвердил, что импорт зерна в Китай продолжает осуществляться в мешках.

"Для засыпной сдачи-приемки должна быть соответствующая инфраструктура. Там терминал должны построить, чтобы зерновозы подъехали, открыли дверцу, и все рассыпали в систему. А потом перенести на китайские зерновозы, потому что колея разная, поэтому зерновозы не могут границу пересекать. Между прочим, этот фактор влияет и со стороны китайских покупателей, потому что не каждый покупатель имеет возможность принимать зерновозы. Для зерновозов должна быть более совершенная система – там нужно элеваторы строить и разные другие технологии. Поэтому, к сожалению, на сегодняшний день поставки пшеницы в большей степени, даже, наверное, полностью в мешках идут. Были отдельные случаи, когда перевозятся насыпью в контейнерах, но это из-за высоких затрат логистики пока нерентабельно", – пояснил представитель COFCO.

Он также отметил, что в корпорации тоже хотели бы пользоваться контейнерами, которые зачастую идут порожними обратным транзитным ходом в направлении Китая, с учетом дешевой логистики.

"Но это трудно. Трудность в том, чтобы загрузить в контейнеры: нужны специальные технологии, и каким образом, чтобы сохранился в целости этот товар, и каким образом насыпом загрузить – надо новые машины, технологии. И еще момент – зерно ведь тяжелое, и для перевозки зерна обязательно нужно выбирать модель контейнера. Обычно нужны 20-фунтовые, маленькие контейнеры – они для перевозки тяжелых товаров. А большинство контейнеров, которые сейчас идут пустыми, которыми можно пользоваться подешевле, – это 40-фунтовые. Они обычно для перевозки технологий, машин, они не годятся для перевозки зерна, потому что кран это не вытянет, если полностью загрузить в 40-фунтовые. А если пополам, поменьше загрузить, тогда логистика тоже подскочит очень высоко (в цене. – Ред.). Еще вопрос касается, как принимать. Не каждый китайский покупатель имеет такую технологию, чтобы принимать контейнеры у себя на фабрике. Поэтому здесь целая система должна быть обдумана", – объяснил он.

Экспорт с привязкой

Выступая на круглом столе, генеральный секретарь ККАППИ Чжан Синьже отметил, что сотрудничество между двумя странами развивается очень быстрыми темпами, именно через взаимодействие частных компаний. По его словам, он посетил многие регионы Казахстана и провел глубокие исследования по сортам и видам казахстанской пшеницы.

"Я увидел вместе с тем, что в торговле пшеницей между Китаем и Казахстаном есть ряд вопросов. В первую очередь, это разность в стандартах качества между нашими странами. На данный момент мы можем видеть, что эта разница в стандартах качества уже влияет на торговые обороты. Если говорить с позиции сортов казахстанской пшеницы, мы знаем, что в Казахстане есть очень хорошие по качеству, очень сильные сорта пшеницы. Но на самом деле процент, соотношение количества данных сортов, он не так высок. Поэтому мы можем видеть, что импорт данных сортов в Китай – он тоже не такой большой. Мы можем сказать, что действительно казахстанская пшеница обладает довольно хорошей ценой, цена не такая высокая. Но вместе с тем сортов пшеницы с действительно высоким качеством не так много, и из-за этого Китай не может и не нуждается в приобретении слишком большого количества пшеницы из Казахстана", – заявил он.

Согласно выводу Синьже, казахстанским производителям пшеницы, ориентированным на экспорт в Китай, необходимо повышать качество ее сортов. Кроме того, они должны улучшать стандарты и условия производства до китайских уровней, чтобы открыть для себя рынок КНР. При этом он привел пример казахстанского подсолнечника – его объем экспорта в Синьцзян достиг в прошлом году 120-130 тыс. тонн. Китайский эксперт считает эту масличную культуру одним из главных ресурсов сельского хозяйства Казахстана.

"Когда мы импортируем казахстанский подсолнечник в Китай, когда он проходит проверку на казахстанской стороне, он достигает довольно высокого уровня стандарта, примерно 48-49 процентов, но, попадая в Китай, из-за разных стандартов этот уровень снижается до 42-43 процентов. Мы также увидели, что на многих фермах, на многих участках производства инфраструктура, оборудование – они находятся на довольно плачевном уровне. Следует увеличить и поднять уровень проверки контрольного оборудования, которое имеется на данных площадках. Поэтому на самом деле казахстанские производители, заходя на рынок Китая, сталкиваются отнюдь не с тем вопросом, что китайцы сами по себе являются довольно привередливыми в выборе той или иной продукции. Нет, самая суть вопроса кроется в том, что очень много стран завозят свой товар в Китай, а качество их продукции, откровенно говоря, во многом превышает качество казахстанской продукции", – констатировал он.

По мнению Синьже, Казахстан сможет добиться повышения качества и результативности производства в сельском хозяйстве только путем адаптации высокоэффективных китайских технологий.

"Здесь я также выступаю с предложением от ассоциации, чтобы на государственном уровне осуществлялись меры по внедрению технологий китайских компаний, вместе с тем по повышению уровня инфраструктуры, производительности казахстанской стороны. Также я хотел бы еще раз пригласить казахстанских производителей посетить Китай, посетить наши технологические научные центры, наши крупные предприятия отрасли АПК для того, чтобы своими глазами увидеть, как эти дела обстоят в нынешнем Китае. И я, конечно, надеюсь, что наша ассоциация сможет стать особой технологической платформой между предприятиями АПК Китая и Казахстана, для того чтобы предоставлять качественное обслуживание и сервис для предприятий-производителей наших двух стран", – обратился он к участникам круглого стола.

В разговоре с abctv.kz глава ККАППИ Кемелхан Абилеков подтвердил, что сейчас обсуждается вопрос об организации рыночного продвижения китайских сельхозмашин и складов их запчастей на территории Казахстана. Кроме того, в сотрудничестве с ассоциацией профтехучилищ создается сеть учебных центров по стране, где казахстанские кадры могли бы учиться использованию китайских аграрных технологий и техники.

Данияр Сериков

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться