Полетим на своем

12699

После трехлетнего простоя Павлодарский нефтехимический завод возобновляет массовое производство реактивного авиатоплива.

Полетим на своем

Со второй половины июля ТОО "Павлодарский нефтехимический завод" (ПНХЗ) начинает отгрузку авиатоплива марки РТ (реактивное топливо) потребителям, сообщает отдел по связям с общественностью нефтезавода. Первая партия составит 5 тыс. тонн, это составит порядка 80 вагонов-цистерн.

"Авиатопливо, как и битум, всегда были нашей фишкой. Раньше мы выпускали авиационное топливо марки ТС-1. Теперь перейдем на реактивное топливо – это до 2019 года, затем переходим на международный стандарт Jet A-1. Объем зависит от заявки министерства. Но хочу заметить, что объем производства авиатоплива напрямую влияет на объем производства дизельного топлива: увеличивая первое, снижаем второе. Так что баланс надо сохранять", – пояснил гендиректор ПНХЗ Оспанбек Алсеитов.

Авиационный керосин на Павлодарском заводе не производился с 2015 года. Это было связано с изменением физико-химического состава нефти. В последние годы ПНХЗ был переориентирован на достаточно тяжелую российскую нефть – башкирскую, в части того, что там большое содержание меркаптана. Не было установок по очистке от серы. Теперь в Павлодаре эта установка построена.

На ПНХЗ авиатопливо РТ производится на установке гидроочистки керосина комплекса первичной переработки нефти, которая претерпела полную реконструкцию в период модернизации предприятия. Здесь же происходит очистка сырья от серо-, азот-, кислородсодержащих соединений, включая удаление меркаптанов с целью достижения требуемого показателя топлива для реактивных двигателей. Как отмечают в отделе по связям с общественностью предприятия, топливо РТ полностью соответствует международным нормам, превосходя их по отдельным показателям.

"Павлодарское РТ обладает ультранизким содержанием серы, кроме того оно имеет противоизносные свойства, высокую химическую и термоокислительную стабильность", – говорится в сообщении.

Акт о постановке на производство топлива для реактивных двигателей марки РТ, а также утвержденную технологию на его изготовление предприятие получило от АО "Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти" ("ВНИИ НП"). Тестовые пробеги выполнили специалисты компаний Haldor Topsoe и АО "Северодонецкий ОРГХИМ".

Кроме того, в июне текущего года АО "Национальный центр экспертизы и сертификации" зарегистрировало декларацию о соответствии топлива от ПНХЗ требованиям Технического регламента Таможенного союза. Предполагается, что поставку топлива будут осуществлять в аэропорты, которые географически расположены близ Павлодара, в том числе, аэропорты Астаны и Алматы.

В конце прошлого года в ходе круглого стола в министерстве по инвестициям и развитию (МИР) РК, министр энергетики Канат Бозумбаев сообщил, что три казахстанских нефтеперерабатывающих завода начнут производить во второй половине 2018 года авиационное топливо и смогут обеспечить казахстанский рынок на 100%. Видимо, министр погорячился.

"Согласно информации субъектов гражданской авиации прогнозная потребность авиатоплива на 2018 год составляет около 776 тыс. тонн. При этом, согласно утвержденного министерством энергетики РК плана, три нефтеперерабатывающих завода республики в совокупности в 2018 году обеспечат производство авиатоплива порядка 431,4 тыс. тонн. Недостающие объемы будут импортироваться из Российской Федерации", – сухо констатировали в МИР РК.

Марина Попова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться