Политологи Казахстана поделились в Актау мнениями о кризисе

6485

В Актау прошла пленарная сессия регионального экспертного совета под эгидой Конгресса политологов Казахстана. Участники сессии поделились своими мнениями о кризисе и тех экономических процессах, которые происходят в стране

Политологи Казахстана поделились в Актау мнениями о кризисе

В Актау прошла пленарная сессия регионального экспертного совета под эгидой Конгресса политологов Казахстана. Участники сессии поделились своими мнениями о кризисе и тех экономических процессах, которые происходят в стране.

Данияр Ашимбаев, главный редактор биографической конференции "Кто есть кто в Казахстане":

"Настал момент очень специфический в экономике, в политике. Есть такой парадокс, что наши программные стратегии часто сталкиваются с проблемой конъюнктуры. В свое время программа "Казахстан-2030", которая была принята в 1997 году, столкнулась с проблемой Азиатского кризиса, который остановил ее реализацию на несколько лет. Программа "Первая стратегия индустриализации", принятая в 2003 году, наткнулась на кризис 2007-2008 года. Сейчас программа "Казахстан-2050", "Нурлы Жол" и пять реформ, которые системно приняты за последние 3-4 года, столкнулись с внешней конъюнктурой, когда цены на сырье упали в два раза. Сейчас вместо того, чтобы говорить о новых инвестиционных проектах, мы, к сожалению, уже вынуждены смотреть за секвестром бюджетным, за снижением курса национальной валюты. У нас очень важная задача стоит - найти золотую середину между стратегией развития и решением текущих проблем. Для Мангистауской области этот вопрос является наиболее острым и актуальным. Регион является одним из доноров бюджета, в то же время степень развития социальной сферы, степень развития малого бизнеса была на более низком уровне, хотя за последние годы сделала значительный шаг вперед.

В регионе есть достаточно хороший потенциал - это и сервисное обслуживание нефтяной отрасли, и туризм, и так далее. Здесь определенные реформы идут, но вопрос стоит в том, чтобы создавать стратегию. Задача стратегии - перестать говорить и начать делать. Еще с 90-х годов мы говорим о том, что у Казахстана есть транзитный потенциал, но 24 год независимости, а мы по-прежнему говорим о развитии потенциала. В то время, когда уже пора смотреть на степень выполнения этого потенциала. У нас весь инструментарий существует, кадры готовы, проблема в том, чтобы заставить всех работать так, чтобы работа приносила определенный результат. Не реформы ради реформ. За 20 лет независимости у нас создавалось порядка пяти или семи государственных органов, ответственных за привлечение инвестиций, но ни одного органа, отвечающего за мониторинг инвестиционной политики или за контроль ее эффективности".

Эдуард Полетаев, политолог:

"Сейчас коридор планирования очень размытый получается из-за того, что курс плавающий. Если раньше тем же бизнесменам можно было приблизительно просчитать и быть уверенным, что ты, допустим, совершил покупку какого-либо товара в Европе, привез ее, продал и посчитал. Сейчас из-за прыжков курса ситуация более сложная. Хотя Нацбанк недавно заявил, что будет стараться придерживаться, чтобы курс примерно держался. Я думаю, что такие шоковые вещи всегда с большой ответственностью проводятся. Хотя надо признать, что население нашей страны морально было готово к девальвации, которая случилась. Потому что очень большая доля долларов в депозитах была, да и ситуация с курсом рубля тоже показывала на то, что свои сбережения надо переводить в иностранную валюту. Поэтому в отличии от прошлой девальвации, на мой взгляд, социальное недовольство было меньше, тем более, что цены на многие товары в отличии от прошлой девальвации не столь сильно и не сразу выросли. Хотя ситуация обратно вряд ли поменяется, когда тенге подрастет и окрепнет. Председатель Нацбанка вчера заявил о том, что мы обсуждаем возможность введения 20-тысячной купюры, следовательно, вряд ли мы вернемся к курсу 182 тенге за доллар".

Гульмира Илеуова, директор центра социальных и политических исследований

"Есть такая формула: проблема в экономике через один шаг - проблема в социальной сфере и через два шага - реакция в политике. Проблемы в экономике, их осмысление и превращение в какие-то социальные требования и социальные рефлексы - это не так быстро происходит. Но все-таки быстрее, чем осмысление в политической сфере. Когда в 2007-2009 годах был кризис, предварительно была мощная информационная волна, и население ожидало, что ситуация будет очень плохой. Когда мы проводили анализ, получилось, что те издержки финансового-экономического кризиса, которые проходили в тот период, не ударили по большей части населения. Ибо население не имело больших запасов сбережений в долларах, и имело низкие доходы, а соответственно, жизнь их мало изменилась в рамках той политики, которая проводилась государством по стабилизации цен. В принципе, аналогичная ситуация и сейчас. В сентябре мы проводили исследование, которое показало, что пока мы не фиксируем резких колебаний социальных настроений. Количество тех, кто оценивает свои настроения, как апатию, пессимизм, разочарование, безысходность, составляет 25-30 процентов. И если прохождение кризиса 2007-2009 годов было более локальным и точечным, он был больше финансового-экономическим, то сейчас это экономический кризис, об этом власти активно говорят. И если конец осени-зимы будет сопровождаться значительным повышением цен на продукты питания, бензин, тарифы коммунального хозяйства, которое население почувствует из-за низких доходов на себе, то, конечно, весной могут быть какие-то недовольства и социальные акции протеста. Единственное, что меня смущает, у нас есть крупные трудовые коллективы, и если по крупным предприятиям пойдут сокращения и снижения заработных плат, то организованные трудовые коллективы могут организовывать протесты на организованном уровне. В конце 90-х - начале 2000-х молодежь хотела заниматься бизнесом, то сегодня все больше молодых людей не хотят быть предпринимателями, а хотят стабильно зарабатывать 50-70 тысяч тенге. И это тревожный момент, потому что если эта категория граждан сегодня желает устроиться в бюджетную сферу, а сейчас это основной тренд у молодежи, то на кого нам надеяться в развитии предпринимательства. Весь мир развивается "старт-апами". Я считаю, что надо поощрять высокотехнологичные и на первой стадии малобюджетные проекты. Я думаю, это сейчас будет актуальным вопросом".

О том, что Мангистауская область является хорошим примером привлечения инвестиций, сообщила Гульмира Курганбаева, декан школы государственной и общественной политики "Алматы менеджмент университет":

"Мангистауская область выставила точечный список проектов для конкретной оптимизации расходов, что говорит о современном подходе к привлечению инвестиций. Я считаю, что нужно точечно подходить к анализу того или иного проекта и конкретно организовывать расходную документацию. Сегодня инвесторы идут на проекты, где максимально точно просчитаны все экономико-финансовые доказательства в расходном смысле. Мы привыкли к проектам глобального масштаба, а в мире уже давно перешли к поэтапному развитию идей, от малого к большему".

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться