Помощи не ждите

Ирина Севостьянова Ирина Севостьянова
14671

Коммерческие банки могут больше не рассчитывать на финансовую поддержку государства.

Помощи не ждите Фото: informburo.kz

Отечественным коммерческим банкам отныне придется справляться со своими трудностями самостоятельно – денег от государства больше не будет. На расширенном заседании правительства в пятницу президент обрушился с резкой критикой в адрес банкиров, привыкших ждать помощи государства. 

Председатель Национального банка Данияр Акишев, выступая на заседании, констатировал: сегодня банки вместо реального признания проблем провели реструктуризацию, переквалификацию заемщиков, даже списали отдельные кредиты, однако "масштабного оздоровления баланса банковской системы проведено не было". 

"Более того, некоторые участники рынка продолжали вести рискованную политику в части кредитования лиц, связанных с акционерами и менеджментом. Однако если в 2000-е годы такая деятельность финансировалась за счет заемных средств из-за рубежа, то в последние годы – за счет средств государства. Государственные холдинги и квазигосударственные компании имеют сейчас на счетах банков более 7,2 триллиона тенге, в 2010 году это было 2,5 триллиона тенге. Рост в три раза. Доля таких средств в обязательствах банка выросла с 20% до 34%. В результате многие средние банки стали крупными, мелкие превратились в средние. Это нормальный процесс роста, если он выстроен на дифференцированных источниках фондирования и сопровождается разумным подходом к использованию привлеченных денег. Однако примеры прошлого года продемонстрировали примеры отсутствия такого подхода у некоторых банков", – заявил г-н Акишев. 

Ярким примером выступает Delta Вank, у которого в итоге была отозвана лицензия. Глава Нацбанка пояснил, что почти 100% кредитов приходилось на компании, подконтрольные акционеру банка. При этом в отчетности банка это никак не отражалось и было выявлено только в результате проверки. 60% обязательств этого банка составляли счета квазигосударственных структур. А в Bank RBK "90% кредитов выдано четверым заемщикам, являющимся либо акционерами банка, либо связанными лицами". 

"Когда мы вот с этим делом закончим? – оборвал его на полуслове президент. – У всех перед глазами тотальное воровство денег государства и народа – БТА Банком во главе с Аблязовым. По всему миру мы сейчас раскрыли, это доказали, что это было явное воровство денег государственных. А что сейчас? Создали банк, и теперь туда поверили, пошли люди, национальные компании, и теперь эти акционеры вытаскивают оттуда деньги, и "Национальный банк сидит и наблюдает за этим. Как это такое?"

"Нурсултан Абишевич, совершенно верно. Вот, как правило, при выдаче…" – попытался продолжить Данияр Акишев. 

"Ну что, совершенно верно? А для чего тогда надзорный орган нужен нам? – вновь оборвал его президент. – И так вот по другим по всем банкам, меня это возмущает просто. Мы говорим: вот это будет плохо, то, се, нельзя подвергать банкротству – надо подвергать банкротству. Или пусть вставляют деньги. Эти акционеры никуда же не делись, они здесь. Они создали банк, для того чтобы накопить деньги, потом вытащить оттуда. Ну как такое может среди белого дня воровство? Говори".

Глава Нацбанка продолжил констатировать сложившуюся печальную практику, когда при выдаче таких кредитов этими банками полностью игнорируется процедура оценки заемщиков, используется льготная ставка, не требуются твердые залоги и другое. В результате большинство таких кредитов являются невозвратными. Президент его остановил и обратился к председателю мажилиса Нурлану Нигматулину: 

"Я ему (Акишеву) поручил внести соответствующий проект закона, чтобы дать право Нацбанку априори смотреть состояние банка и все движения денег, которые там происходят. На корню чтобы пресекали. Я прошу ускорить его рассмотрение". 

Глава Нацбанка поблагодарил и продолжил. Результатом сложившейся практики стала "опасная концентрация проблем в банковском секторе", усилившаяся после значительного изменения курса национальной валюты еще в 2015 году.

"Поэтому без реального оздоровления банковского сектора невозможно было решить поставленную вами задачу по возобновлению фондирования реального сектора экономики. В связи с этим в 2017 году была реализована программа повышения финансовой устойчивости банковского сектора", – отметил г-н Акишев.

В рамках этой программы реализована схема солидарного участия государства и акционеров в докапитализации банков. Государственная поддержка составила 653 миллиарда тенге, акционеры банков приняли на себя обязательства по докапитализации на 421 миллиард тенге и по снижению плохих кредитов на своем балансе на 1,2 триллиона тенге. На текущий момент, по данным Нацбанка, уже списано 665 миллиардов тенге. 

"Программа по факту уже значительно повысила устойчивость этих банков, созданы необходимые резервы, оздоровлен баланс. В результате улучшены рейтинги отдельных институтов, в будущем это будет иметь эффект для расширения кредитования экономики. Выдача новых займов банками, которые получили докапитализацию, включая Казкоммерцбанк, уже составила 780 миллиардов тенге", – уточнил глава Нацбанка. 

"Надо для ясности сказать: государственная поддержка – возвратная. Это кредиты банкам, которые они будут возвращать. Тот, кто может", – уточнил Нурсултан Назарбаев. 

Вместе с тем, отметил Данияр Акишев, подобные программы поддержки должны охватывать только крупные институты, имеющие значимость для финансовой стабильности в стране. Более того, "опция предоставления льготных ресурсов от государства должна иметь исключительно краткосрочный характер – для недопущения иждивенческих настроений для акционеров финансовых институтов". 

"Постоянные линии государственной поддержки создают стимулы получить дешевые государственные деньги для всех банков, независимо от их роли и размеров в банковской системе. Мы уже видим, что небольшие банки, состояние которых не представляет никакой угрозы для общей финансовой стабильности, рассчитывают на участие в программе. Поэтому правление Нацбанка 6 февраля 2018 года приняло решение завершить реализацию программы в части мер по докапитализации крупных банков. 7 февраля 2018 года рассмотрение заявок банков прекращено, а те заявки, которые уже поступили до этого срока, останутся без рассмотрения", – объяснил он логику действий главного банка страны. 

"Правильно, – поддержал президент. – Надо всем объявить. Во-первых, состоятельные люди хотят иметь банк – создают, работают. Это частное, государство не имеет никакого отношения. А потом проваливаются – и теперь государство должно поддерживать штаны? Нельзя! Создал – отвечает пусть до конца. Но общая экономика, кредитование экономики требовало оказания поддержки. Эту поддержку самым крупным системообразующим банкам Нацбанк оказал. Теперь дальше надо следить, чтобы не повторялось это". 

В дальнейшем же, по мнению г-на Акишева, необходимо усиление надзорного мандата Нацбанка.

"Регулятор должен обладать большими возможностями по превентивному воздействию на банк, проводящий высокорискованную политику. Это так называемый рискориентированный надзор, который позволит не допустить повторения аналогичных проблем в банковском секторе и усилит защиту интересов потребителей финансовых услуг. От этого выиграет и государство. В случае ухудшения ситуации в любом банке мы предусматриваем разделение его рисков между крупными кредиторами посредством законодательного закрепления механизма так называемого bail-in, что означает уменьшение нагрузки на государство", – объяснил он. 

"При этом надо сказать: банки, которые оказались за бортом поддержки, они могут договориться с вкладчиками, акционерами, чтобы они не вытаскивали деньги, пролонгировали кредиты. Вот в этом можно помочь. Таким образом, постепенно восстановить свои банки, если у них есть желание. В общем, здесь нужна строгость. Когда были тяжелые времена, мы допустили слабину, и теперь с этим надо кончать", – резюмировал Нурсултан Назарбаев. 

Ирина Севостьянова​

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться