Порты Шёлкового пути

Как изменилась транспортная инфраструктура Китая в рамках инициативы «Один пояс, один путь», которой в этом году исполняется пять лет.

11 Сентября 2018 07:01 Автор: Майра Медеубаева
Порты Шёлкового пути, Один пояс – один путь, Китай, Инфраструктура, порты, Перевозки

Озвученная председателем Китая Си Цзиньпином в 2013 году инициатива «Один пояс, один путь» во время своего первого визита в Казахстан спустя пять лет даёт первые результаты. Напомним, тогда глава КНР предложил объединить проекты «Экономический пояс Шёлкового пути» и «Морской Шёлковой путь XXI века». Отсюда и название проекта: «один пояс» означает путь по земле, «один путь» – по воде.

В рамках пресс-тура, организованного Посольством Китая в Казахстане в августе этого года, корреспондент abctv.kz посетил крупные города и ряд логистических объектов КНР. В их числе сухой порт в Сиане, железнодорожные порты в Чэнду и Чунцине

Сухой порт в Сиане

Зона международного портового бизнеса города Сиань является экспериментальной зоной свободной торговли провинции Шэньси. Администрация города ставит цель стать важным звеном в политике реформ и открытости Китая. Зона расположена в дельте рек и главных городов северо-востока и является портом, который сочетает в себе четыре реки, воды которых впадают в одну из крупнейших рек Китая – Хуанхэ. Планируемая площадь строительства порта составляет 89,89 кв. км. Зона порта соединена со скоростными шоссе Пекин – Хэйлунцзян, Ляньюньган – Хоргос, Шэньси – Шанхай, Гульджоу – Иньчуань, Алтай – Балуньтай.

«Зона международного портового бизнеса находится в близости портовых городов. Это позволяет осуществлять как внешние, так и внутренние перевозки. Центральная станция железнодорожных контейнеров Сиань, входящая в состав парка, является одной из 18 центральных станций железнодорожных контейнеров Китая с общим объёмом инвестиций 680 миллионов юаней», – рассказала замначальника отдела PR-менеджмента и маркетинга администрации Международного торгово-логистического парка города Сиань Лю Ян.

По её словам, первый этап проекта завершен 1 июля 2010 года. После открытия объём контейнерных перевозок характеризуется существенным ростом. Зона международного портового бизнеса включает несколько направлений. В их числе новый ж.-д. логистический центр города Сиань с общим объёмом инвестиций в 4,8 млрд юаней.

Комплексная портовая зона является первой в северо-западном регионе, общий объём инвестиций составляет 16 млрд юаней и занимает площадь 6,018 кв. км. Проект порта автомобильных дорог насчитывает объём инвестиций 12 млрд юаней, он основан на автомобильных перевозках. С момента создания парка внедрено свыше 100 видов инвестиционных проектов с общим объёмом инвестиций свыше 120 млрд юаней. Количество зарегистрированных предприятий достигло трёх тысяч.

Также многофункциональный логистический центр включает сухой порт, откуда в направлении Центральной Азии и Западной Европы отправляются контейнерные составы. Заместитель начальника отдела PR-менеджмента и маркетинга города Сиань Лю Ян рассказала о том, что через Алматы идут составы в страны Центральной Азии. По данным порта, в начале работы уходило два-три состава в месяц, в настоящее время количество составов увеличилось в 30 раз, до двух-трёх в сутки.

По данным центра, на конец июля 2018 года через международный сухой порт в Центральную Азию в целом было запущено 298 составов. В том числе из центра отправлено 247 поездов, доставлен 51 состав. Общий объём груза составил 398 тыс. тонн. Основные импортируемые товары: строительные материалы, тяжёлое оборудование, электроника, одежда, а также товары повседневного использования. В обратном направлении контейнеры идут гружённые пшеницей, горохом и хлопковой пряжей.

Самый многочисленный город в мире

Чунцин является самым крупным городом в мире по численности населения – в нём проживают 33 млн человек. Здесь формируются контейнеры, идущие транзитом через Казахстан в Европу.

В этом городе журналисты посетили железнодорожный проект в новом районе Лянцян.

Заместитель генерального директора АО «Порт Гоюань» («Фруктовый сад») Китайской государственной корпорации развития инвестиций г-н Сяо Цзиньюн рассказал, что порт является платформой для экономического пояса и стыкует два пути в единый. Если раньше была дорога в Европу через Шанхай, то порт позволяет выходить в Казахстан по железной дороге.

По данным китайской стороны, 28 декабря 2017 года отсюда отправился первый поезд до Казахстана. Отметим, на территории города Чунцин есть несколько портов, в которых формируются контейнеры. Территория данного порта («Фруктовый сад») составляет 4,3 тыс. кв. км, а длина набережной – 2,8 км. Порт объединяет железную дорогу, автомобильную и водный путь. Город расположился на одной из крупных рек Китая и мира – Янцзы. Вдоль реки построено порядка 40 городов. В целом экономический пояс вдоль реки объединяет 40% населения Китая и обеспечивает 40% ВВП страны.

«Экономический путь и Шёлковый путь соединяются здесь. Общие инвестиции в строительство порта составили 10,5 миллиарда юаней. Это очень важный для Китая проект. Через этот порт происходит соединение экономик севера и юго-запада КНР, пояса Китай – Европа», – уточнил Сяо Цзиньюн.

Он также рассказал, что Чунцин стал центром свободной экономической зоны. В прошлом году перевозка грузов через порт составила 13 млн тонн, в том числе 330 тысяч контейнеров. При этом 70 тысяч контейнеров пошли по железной дороге. По его словам, коридор Чунцин – Синьцзян – Европа сокращает доставку грузов на 20 дней в сравнении с комбинированными перевозками, где большая доля приходилась на морской путь.

Отметим, строительство железнодорожного проекта началось в 2008 году, порт открылся в декабре 2013 года, железная дорога – в 2014 году. В настоящее время в сутки отправляется 40 тысяч тонн грузов. По плану после окончания строительства ежедневный объём перевозок достигнет 100 тысяч тонн. А за год объём перевалки грузов возрастёт до 45 млн тонн в год. Существенно расширится и номенклатура грузов. Сейчас здесь уже имеются 10 стоек для контейнеров, три стойки для мелких товаров, ещё три стоянки для автомобилей. Вскоре здесь появится инфраструктура для экспорта и импорта продуктов, автомобилей.

Железнодорожный порт Чэнду

Международный железнодорожный порт Чэнду находится в свободной экономической зоне и является важным звеном проекта «Один пояс, один путь». С порта Чэнду также формируются железнодорожные контейнерные перевозки из Китая в Европу.

«Порт работает как на внешний рынок, так и на внутренний. Товары контейнерными перевозками из Чэнду доставляются в 14 городов других стран и 19 городов внутри Китая. Для обслуживания этого потока открыты семь международных линий и пять внутренних. В частности, поезда идут в Монголию, Россию и Беларусь. Общая протяжённость северной дороги составляет 11565 километров», – рассказала сотрудник сервисного центра Чжоу Ин.

По ее словам, от Чэнду до Москвы поезд следует 12 дней. В настоящее время до Москвы в неделю ходит три поезда.

«Вторая линия – западное направление – с Алашанькоу через Казахстан до Польши и Голландии. От Чэнду до Малы (Польша) поезд следует 10 дней, общая протяжённость маршрута – 9826 километров», – пояснил специалист отдела по внешним связям Тань Дань.

Центральная линия, отмечают специалисты порта, является самой эффективной. В Европу идут 15 поездов, обратно полными возвращаются 13. Ещё одна линия идет через Хоргос, порт Актау и дальше уходит в Туркменистан, Таджикистан. Южная линия проходит через Гуанчжоу до Юго-Восточной Азии. Проложен маршрут до Вьетнама, работают три линии до Бангкока, в восточном направлении товары доставляются до Японии и Южной Кореи.

По данным сотрудников порта, запланировано строительство дороги Чэнду – Лхаса (городской округ в Тибетском автономном районе КНР). В планах сокращение дороги из Алашанькоу в Казахстан на 300 км за счёт новой ветки. В 2017 году маршрутом Китай – Европа отправляли 1012 поездов, что составляет четвёртую часть всех поездов, отправляющихся из Чэнду.

Отметим, инвестиции государства в строительство порта составили 1,1 млрд юаней. В порту открыты первые страновые выставочные залы продукции. В скором времени откроются залы для демонстрации товаров из Казахстана, Турции. В ближайшие три-пять лет здесь будет открыто порядка 300 демонстрационных залов. В октябре казахстанские предприятия откроют Торговый дом Казахстана. Казахстанской стороне будет предоставлено в пользование 5 тыс. кв. м торговой площади и 10 тыс. кв. м свободных складов в специальной таможенной зоне. Открытие планируется 19 октября 2018 года.

С начала 2017 года через Чэндуский международный железнодорожный грузовой порт в Центральную Азию было отправлено 194 состава, 3802 контейнера, отметили в администрации порта. В том числе общий объём грузов в/из Казахстана составил 33 тыс. тонн. Отправлено 2518 контейнеров на общую сумму 120 млн долларов.

За восемь месяцев текущего года в страны Центральной Азии было отправлено 40 составов, или 1080 контейнеров. В том числе в Казахстан и обратно – 592 контейнера, общий объём грузов составил 8856 тонн на сумму 29 млн долларов. В Казахстане контейнерные поезда идут до Алматы, Шымкента, Жетысу, Кызылорды, Актобе, Усть-Каменогорска и Костаная.

Майра Медеубаева