"Правительство для граждан" берет пример с Канады и Австралии

Александр Константинов Александр Константинов
8799

В Казахстане с 1 марта создана госкорпорация "Правительство для граждан". Госкорпорация будет оказывать 522 услуги. Штатная численность работников Госкорпорации составит более 21 тыс. человек.

"Правительство для граждан" берет пример с Канады и Австралии

Предполагается, что после начала ее работы казахстанские граждане будут получать все государственные услуги в одном месте.

Постановление правительства "О создании некоммерческого акционерного общества "Государственная корпорация "Правительство для граждан", которая станет единым провайдером государственных услуг, вступило в силу 1 марта текущего года, и в настоящее время, в установленном законодательством порядке, ведутся необходимые мероприятия по созданию корпорации, по образцу Canada Service в Канаде и Centrelink в Австралии. Государственная корпорация интегрирует все центры обслуживания населения в единую систему.

Напомним, что президент страны Нурсултан Назарбаев 17 ноября 2015 года подписал Закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам оказания государственных услуг", который предусматривает введение термина "Государственная корпорация", как Единого провайдера государственных услуг, а также разграничение функций и обязанностей Корпорации, и государственных органов. Закон вступил в силу с 1 марта 2016 года. 4 декабря прошлого года в реализацию данного Закона Премьер-министром утверждено Распоряжение, которое предусматривает утверждение 148 НПА, а именно одного Распоряжения Премьер-министра (Положение и состав МВК), 9-ти постановлений Правительства и 138 ведомственных приказов.

В Казахстане с 2007 года действуют Центры обслуживания населения, которые были созданы для оказания казахстанцам государственных услуг по принципу одного окна, чтобы исключить бюрократию и устранить административные барьеры. Главным результатом создания ЦОНов стало обеспечение равного доступа для всех, создание возможности в одном месте получить услуги по изготовлению документов различных органов. В дальнейшем государство провело модернизацию Центров обслуживания населения, которая позволила повысить уровень обслуживания населения, квалификацию работников, обеспечить качественное, эффективное предоставление государственных услуг. Кроме того, многие услуги стало возможно получить самостоятельно, не выходя из дома, имея лишь интернет и электронную цифровую подпись.

Логичным продолжением этой работы явилось поручение Президента страны создать Государственную корпорацию "Правительство для граждан", которая станет единым провайдером государственных услуг по образцу Service Canada в Канаде и Centrelink в Австралии. Госкорпорация будет создана посредством слияния государственных предприятий "Центр обслуживания населения", "Центр по недвижимости", "Научно-производственный центр земельного кадастра", "Государственный центр по выплате пенсий" путем их преобразования в некоммерческое акционерное общество. Таким образом, государственная корпорация интегрирует все вышеназванные центры обслуживания населения в единую систему, благодаря чему наши граждане смогут получать все государственные услуги в одном месте. В июле 2015 года состоялась поездка в Канаду по изучению работы Service Canada. Кроме того, с 2014 года в рамках проекта "Региональное развитие Казахстана" ведется взаимодействие с Европейским союзом (ЕС) по вопросам повышения качества оказания государственных услуг.

Достигнута договоренность с Правительством Канады по привлечению консультанта со стороны Service Canada, в лице экс-заместителя министра занятости и социального развития Канады Николь Барбью, которая также была членом Национальной комиссии по разработке концепции Service Canada.

Учитывая канадский опыт, на первом этапе создания государственной корпорации предполагается передача наиболее востребованных государственных услуг, что позволит увеличить число государственных услуг, оказываемых по принципу "одного окна". Дальнейшая передача государственных услуг будет по решению Межведомственной комиссии при Правительстве Республики Казахстан, в работе которой также будут учитываться предложения общественного совета и результаты работы с населением.

Кроме того, в рамках работы Межведомственной комиссии будут рассматриваться вопросы об исключении из реестра государственных услуг некоторых самостоятельных услуг в связи с их полной автоматизацией. Данные услуги будут частью процесса оказания комплексных услуг (например, адресная справка, справка о судимости, которые нужны только для получения других государственных услуг, а также для получения услуг коммерческих организаций).

Финансирование же госкорпорации предусматривается в пределах средств, предусмотренных на содержание четырех объединяемых РГП. Дополнительных средств из республиканского бюджета не требуется. В то же время ожидается, что, за счет оказания платных услуг и дальнейшей оптимизацией расходов, нагрузка на республиканский бюджет будет планомерно уменьшаться.

Кроме того, предполагается кардинальное улучшение качества и сокращение сроков оказания госуслуг. К примеру, на сегодняшний день за счет интеграции систем МЮ РК, МФ РК и Комитета по статистике РК, стала возможной регистрация юридических лиц за несколько часов вместо 30 дней. Аналогичная практика будет применена и к другим услугам. Для повышения качества оказания услуг будут оптимизированы их бизнес-процессы, получение данных из информационных систем госорганов будет осуществляться без привлечения услугополучателя. В стандартах будут прописаны конкретные сроки оказания государственных услуг. Если кто-то будет нарушать сроки, то это будет фиксироваться в информационной системе, информация будет поступать в Правительство и Администрацию Президента.

После того, как мы начнем систематизировать и принимать дисциплинарные меры к отдельным госслужащим, информировать их руководство, администрацию президента о просрочках, количество просрочек сократится в разы, что приведет к повышению качества оказания государственных услуг. Более того,  государственная корпорация за счет интеграции информационных систем в перспективе станет единым окном для заявителей, государственных органов, коммунальных (сервисных) и частных предприятий.

Будут внедрены единые стандарты качества обслуживания по всем государственным услугам. Будут применены стандарты ЦОНов для предоставления госуслуг, то есть безбарьерное обслуживание, единая электронная очередь, функционирование сектора самообслуживания "ConnectionPoint", комфортные условия приема, в том числе для лиц с ограниченной возможностью. Все услуги этих предприятий казахстанцы смогут получить с 9:00 до 20:00 без перерыва на обед, принятие и обработка будут осуществляться самой Корпорацией, что позволит оптимизировать сроки их оказания. Результат оказания услуг будет приходить получателю в виде СМС. Также в ходе оптимизации бизнес-процессов будет активно внедрятся возможность получения нескольких государственных услуг на основании одного заявления. А также обеспечена прозрачность всех процессов оказания услуг. Создание госкорпорации - это следующий этап развития оказания государственных услуг. После ее создания станет намного прозрачнее процесс предоставления земельных участков, строительства, ввода в эксплуатацию построенного жилья. Что касается доступности,  то она будет обеспечена через Центры оказания услуг госкорпорации, а также посредством электронного и мобильного правительства. На любом этапе оказания услуг у граждан будет возможность просмотра текущего статуса заявки. Госкорпорация будет оказывать 522 услуги. При этом никакого контакта между чиновником и гражданином не будет. Будет всего два окна - электронное правительство и госкорпорация.

В результате, как считают авторы проекта, выстроенная система обратной связи, постоянного улучшения качества с привлечением всех участников процесса оказания госуслуг. Главным оценщиком качества государственных услуг будет непосредственно сам потребитель. Обратная связь с ним будет обеспечена различными способами: формы оценки удовлетворенности в личном кабинете пользователя egov/mgov, сенсорный интерфейс на рабочих местах операторов и т.д. Также одним из важных элементов управления является Общественный совет, призванный обеспечить участие гражданского общества в управлении корпорацией и следование принципам клиентоориентированности и подотчетности, в состав которой войдут представители неправительственных организации, бизнеса, депутаты и т.д.

По их мнению, в перспективе даже не нужно будет направлять никакие запросы. Так называемое "умное" или "проактивное" правительство (следующий этап оптимизации) будет само отслеживать жизненные ситуации и выполнять необходимые процессы вместо гражданина. А гражданину нужно будет лишь подтверждать эти действия. Это значительно упростит разрешительные процедуры, обеспечит прозрачность и контроль, при этом исключит дублирование учетных работ и затраты на них.

В целом же контроль за качеством оказания услуг уполномоченными органами будет осуществляться Министерством по делам государственной службы, в том числе путем проведения социологических опросов населения.

Александр Константинов

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться