Qazaq air увеличивает авиапарк

Компания внесла аванс за поставку двух бортов Bombardier Q 400 NextGen весной следующего года.

29 Июня 2018 07:00 Автор: Майра Медеубаева
Qazaq air увеличивает авиапарк, ФНБ «Самрук-Казына, Самолеты, Bombardier Inc., Qazaq Аir, Авиакомпания, Пассажирские перевозки, Авиаперевозки
Фото: Максим Морозов

АО «ФНБ «Самрук-Казына» внес авансовый платеж в размере 20% от стоимости двух самолетов, сборка которых идет на заводе-изготовителе Bombardier Inc. Об этом на пресс-конференции в четверг, 28 июня, рассказали представители дочерней авиакомпании Qazaq Air.

В настоящее время парк перевозчика состоит из трех самолетов Bombardier Q 400 NextGen, взятых в лизинг в 2015 году. Qazaq Аir производит лизинговые платежи, ФНБ оказывает институциональную финансовую поддержку, сообщили в авиакомпании. При этом, кому перечисляются лизинговые платежи не назвали.

По словам директора департамента по связям с общественностью Qazaq Аir Сергея Хецуриани, в 2017 году были пересмотрены первоначальные контракты, улучшились условия, финансовое бремя значительно сократилось. Компания получила дополнительные возможности, в том числе по обучению персонала, срок лизинга сдвинут до 2022 года.

Таким образом, через четыре года суда перейдут в собственность перевозчика.

«Утверждена стратегия развития, предполагающая возврат долга акционеру – «Самрук-Казыне» – после выхода компании на окупаемость, которая должна наступить после 2020 года. С пятью самолетами мы планируем быть рентабельными и возвратить долги», – рассказал глава департамента.

Комментируя решение Алматинского суда по изъятию импортного топлива на сумму 25 млрд у трех авиакомпаний: Bek Air, Qazaq Air и «Эйр Астана», вынесенное в марте этого года, в отношении двух перевозчиков суд второй инстанции оставил решение в силе. Сергей Хецуриани отметил, что в настоящее время решается вопрос по пересмотру этого дела в Верховном суде.

Напомним, с 1 июля 2016 года была законодательно закреплена норма о предоставлении всеми субъектами рынка сопроводительных накладных на импортируемое авиатопливо дополнительно к самим отчетам по импорту топлива. Компании не предоставили указанные накладные, за что суд вынес решение о штрафе.

«Несмотря на то, что авиакомпанией действительно не были представлены необходимые документы и формально буква закона не была соблюдена, суд принял слишком суровое решение. Мы готовы оплатить штраф, но конфискация топлива существенно ударит по компании», – подчеркнул начальник пресс-службы.

Также он сообщил, что компания не получает субсидии на топливо. На протяжении предыдущих лет перевозчики пользовались топливом по реальной рыночной стоимости, по которой керосин отпускает НПЗ.

«Раньше по рыночной стоимости топливо распределялось между авиакомпаниями и аэропортами. Последние хотят зарабатывать на топливе и повышают цены. На наш взгляд, основными получателями распределяемого объема топлива должны являться авиакомпании, а не аэропорты. Аэропортам тоже нужно получать топливо, потому что к ним прилетают международные компании, которым здесь надо заправляться. Но мы против того, чтобы топливо распределялось в непропорциональном объеме на перекупщиков. Топливо зачастую покупали перекупщики, которые потом продавали его гораздо дороже», – отметил Хецуриани.

Сейчас Qazaq Аir покупает топливо напрямую с НПЗ России и Казахстана. Одно время в России был дефицит топлива, и НПЗ приостановили все экспортные поставки, свои запасы у компании кончились, у казахстанского производителя не было, так как завод стоял на ремонте, поэтому перевозчики были вынуждены закупать топливо в несколько раз дороже у перекупщиков.

Касательно регулирования тарифов аэропортов компания выступает против дерегулирования и считает, что антимонопольный орган и отраслевое министерство должны регулировать тарифы.

Для осуществления международных полетов компания должна получить сертификат безопасности IOSA. После получения перевозчик планирует летать в страны Центральной Азии, в 2019-2020 годах проложить маршруты в страны Кавказа.

По данным Комитета гражданской авиации, Qazaq Аir имеет самый низкий уровень пунктуальности полетов – 79%. Объясняя причину, глава коммерческого департамента компании Адель Даулетбек отметил: рейсы построены таким образом, что задержка одного вылета сказывается на всех остальных.

«Самолет вылетает по регионам, например летит из Алматы в Астану, дальше продолжает рейс в Жезказган, потом вылетает обратно, далее летит из Атырау в Актобе. В таких случаях происходит эффект домино: если на первом рейсе произошла задержка, она сказывается на всех последующих. Мы закладываем дополнительное время, но небольшое, в 70 процентах случаев причиной задержки является позднее прибытие самолета с предыдущего рейса», – прокомментировал Даулетбек.

В 2015 году компания привезла в Казахстан новый вид самолетов и столкнулась с нехваткой пилотов. В связи с чем в компании работает программа по обучению пилотов. В настоящее время 22 пилота являются иностранными гражданами, 16 человек – казахстанцы, прошедшие переподготовку в учебных центрах Великобритании и Швеции. Переучивание опытного пилота занимает пять-шесть дней, обучение для студентов с минимальными навыками составляет 45 дней. При этом расходы на обучение и переобучение пилотов компания берет на себя. В течение 10 лет стоит задача по замене иностранных пилотов местными кадрами.

Майра Медеубаева