Району Калкаман готовят массовый снос ради строительства метро

К 2021 году спальные районы Алматы получат доступ к метрополитену.

04 Августа 2018 11:50 Автор: Аскар Муминов
Району Калкаман готовят массовый снос ради строительства метро , строительство, Метро, Алматы, КГП «Метрополитен»
Фото: sputniknews.kz

В ходе пресс-конференции в Алматы представитель  КГП «Метрополитен» рассказал о планах дальнейшего расширения подземки, о затратах, которые несет городской бюджет в связи с этим, и как будут сносить участки в районе Калкаман ради строительства метро.

Директор технического отдела службы капитального строительства КГП «Метрополитен» Максат Сейткулов пояснил, что в настоящий момент идут работы по строительству второго пускового комплекса метро южной столицы, в направлении от проспекта Алтынсарина до улицы Яссауи. Этот участок будет состоять из перегонных тоннелей и двух станций: «Сарыарка» и «Достык».

«Первую линию метро мы ввели в 2011 году в количестве семи станций – от «Райымбек» до «Алатау». Принято решение о дальнейшем развитии метрополитена в западном направлении, чтобы обеспечить связь центра со спальными районами. Разработано ТЭО второй очереди. Предусматриваются пусковые комплексы – от станции «Москва» до станции «Достык», от «Достыка» до «Калкамана». Принято решение о продлении линии до станции «Автовокзал западный». На сегодня общая протяженность линии составляет 11,2 километра», – сказал Максат Сейткулов. 

Г-н Сейткулов озвучил прогноз, что после их ввода в эксплуатацию пассажиропоток подземки увеличится до 85 тыс. человек в сутки, тогда как сейчас пассажиропоток в среднем составляет 40-45 тыс. человек в сутки. К слову, в 2017 году метрополитен перевез 14 млн пассажиров. Ожидается, что новые станции метро максимально разгрузят проспект Абая. 

Вместе с тем на этом расширение метро Алматы не закончится. Так, по словам Максата Сейткулова, трасса третьего пускового комплекса второй очереди сейчас уже существует в режиме проекта, согласно которому новые станции покроют участок от улицы Яссауи до улицы Ашимова в западном направлении и до улицы Байзакова в северном направлении.
 
Речь идет о станции «Калкаман», пояснил чиновник, но для ее прокладки необходимо снести 152 земельных участка, 15 из которых расположены в микрорайоне Жайлы. Снос согласован с Управлением по земельным отношениям акимата города. 
«Необходимость сноса домов связана с тем, что линия метро будет проходить через проспект Абая, а при проектировании мы обязаны были заложить по нормативам 40 метров от края сооружения. И это не наша прихоть, таков мировой опыт. Пока все эти вопросы находятся на стадии согласования. При этом в Калкамане планируется строительство транспортного хаба с парковкой, развязками, все это делается для удобства  жителей города», – сказал г-н Сейткулов.

Он также пояснил, что вопросы компенсации за снесенное жилье гражданам и их переезда в другое место ГКП решать не может, так как это вопросы для городских властей. Пока, подчеркнул чиновник, все находится на стадии рассмотрения.
Планируется, что новые станции будут запущены в эксплуатацию либо в IV квартале 2020-го, либо в 2021 году, а общая протяженность линии составит 11,2 километра. Всего стоимость работ по возведению трех новых станций метро обойдется в более чем 100 млрд тенге, сообщил г-н Сейткулов.  

Только на строительство второго пускового комплекса планируется потратить почти 67 млрд тенге, уже начиная с 2015 года освоено  25 млрд. Как пояснил представитель ГКП «Метрополитен», станция «Сарырка» расположена рядом с парком Family, здесь и сейчас самый густонаселенный район города, в который входят  третий, пятый, шестой, седьмой, восьмой, 13-й микрорайоны, а станция «Достык» пройдет вдоль проспекта Абая, под его проезжей частью, и покроет микрорайоны Жетысу, Жетысу-2, Жетысу-4, Мамыр, Мамыр-5. Генеральным подрядчиком строительства выступает АО «Алматыметрокурылыс».

Третий пусковой комплекс может обойтись в 47 млрд тенге, когда он будет сдан в эксплуатацию, все еще неизвестно, так как сейчас только получено заключение госэкспертизы, в будущем будут запрошены деньги из городского бюджета на его проектирование и строительство. 

По словам г-на Сейткулова, главной сложностью при строительстве метро в Алматы является подземный грунт и высокая сейсмичность, южная столица находится в зоне девятибалльной сейсмичности. Он пояснил, что проводятся работы для обеспечения бесперебойной сотовой связи в метро, таким образом, в подземке можно будет оставаться на связи. В 2019 году, вероятнее всего, жители и гости города смогут разговаривать по телефону в метро. 

Вместе с тем дальнейшего расширения метро вряд ли стоит ожидать, заметил Максат Сейткулов, так как речь идет о крайне дорогостоящем строительстве, на которое пока нет денег.

Стоить отметить, что Алматинский метрополитен, первый и единственный в Казахстане и второй в Центральной Азии, после Ташкентского, и шестнадцатый и последний на территории бывшего СССР, был открыт 1 декабря 2011 года. По длине эксплуатируемых линий занимает 168-е место в мире и 15-е среди метрополитенов бывшего СССР.

Общая протяженность сданной линии в 2011 году – 8,6 километра и включала в себя семь станций: «Райымбек-батыр», «Жибек жолы», «Алмалы», «Абай», «Байконыр»,  «Драмтеатр им. Ауэзова», «Алатау», станции «Сайран» и «Москва» сданы в эксплуатацию 18 апреля 2015 года, что привело к увеличению протяженности на 2,74 километра.

Аскар Муминов