Распилу бюджета поставят заслон

Популярной схеме крупных госзакупок, когда допускается один потенциальный поставщик, подходит конец в рамках проекта изменений в профильный закон.

05 Июня 2018 10:19 Автор: Майра Медеубаева
Распилу бюджета поставят заслон, госзакупки, бюджет, Налоги, Минфин РК, МНЭ РК

Министерство финансов возлагает большие надежды на новый закон о госзакупках. Об этом сообщил директор Департамента законодательства госзакупок МФ Сабит Ахметов на дне открытых дверей по разъяснению норм в сфере законодательства о госзакупках, который состоялся 4 июня в Минфине.

Директор департамента остановился на основных проблемных вопросах в курируемой сфере. Так, по его словам, с каждым днем увеличивается реестр недобросовестных участников. Несмотря на то, что поставщики автоматически включаются в реестр за отклонение от заключения договора, их количество не уменьшается.

«Находясь в реестре недобросовестных участников, открывают новые юрлица от имени родственников, соседей и продолжают работать. Это издержки электронного формата. Также снизилось качество поставляемых товаров, часто происходит демпинг, необоснованное снижение цен», – рассказал Ахметов.

МФ принимает ряд мер, чтобы этого не происходило. В частности, по крупным закупкам будут допускать только финансово устойчивые компании с опытом работы и положительной репутацией. Недавно зарегистрированные компании не смогут принимать участие в крупных закупках.

Портал госзакупок имеет функцию электронного формата обжалования, по данным департамента, появились так называемые профессиональные жалобщики. В реестре жалоб чаще всего звучат вопросы необоснованного отклонения и неправомерного допуска, когда одно юрлицо считает, что кого-то неправомерно допустили. Стоит отметить, подача жалоб влечет за собой приостановление закупок. Между тем, отмечают в ведомстве, статистика показывает, что половина жалоб находит свое удовлетворение.

«Департамент проанализировал и увидел, что существует большое количество формальных требований, несоблюдение которых влечет отмену конкурса. Поэтому мы пошли по пути отмены многих требований и в то же время ужесточения условий к поставщикам», – отметил глава департамента Минфина.

По данным Минфина, ежедневно в реестр жалоб на портал поступает порядка 200 обращений. Появились профессиональные жалобщики, у которых нет реальных намерений участвовать в закупках, они нанимают юристов и, подав заявку для участия, получают возможность взаимного просмотра.

«Мониторят заявки и подают жалобы, за счет этого вымогают деньги у победителя. Я точно не знаю, о каких суммах идет речь, но думаю, если конкурс происходит на миллиард тенге, речь идет о миллионах», – сказал Ахметов.

Чтобы минимизировать подобные случаи, в МФ прорабатывается несколько вариантов: введение предквалификации, непредставление взаимных просмотров тем, кто предоставляет недостоверную информацию, а также тем, кто не вносит обеспечение заявки.

Вторая большая проблема – зарегламентированность. Для обеспечения прозрачности и открытости закупок необходимо соблюсти ряд требований. До объявления конкурса надо пройти предварительное обсуждение конкурсной документации, которое занимает 10 рабочих дней. Далее идет предоставление права исправить ошибки – протокол преддопуска – три рабочих дня, пять рабочих дней дается для повторного рассмотрения, то есть еще восемь дней. После подведения итогов объявляется мораторий – пять рабочих дней на подачу жалоб, если они поступают, конкурс останавливается на 10 дней. В итоге, проведение конкурса, если в нем будут замечания, занимает 47 рабочих дней, то есть 2,5 месяца. В этой части законопроект предусматривает работу по упрощению процедур, отметили в министерстве.

Третья проблема – большая доля одного источника. Из общего объема госзакупок в 3,2 трлн тенге по итогам 2017 года свыше 77% (свыше 2,5 трлн тенге) были исполнены из одного источника. В этой части, по данным Минфина, в новом законе также будут изменения.

Напомним, в действующем законопроекте прописано четыре случая, при которых возможно закупать товары, работы и услуги из одного источника. Первый – когда отсутствуют заявки, второй случай – когда представлено менее двух заявок, то есть одна заявка. Третий вариант – когда все отклонены, то есть не допущен ни один потенциальный поставщик, и четвертый пункт – когда допущен единственный потенциальный поставщик.

«У нас дежурная схема по крупным закупкам, практически 80-90 процентов всех закупок осуществляется по несостоявшемуся конкурсу по подпункту четыре, когда допущен единственный потенциальный поставщик, и этот поставщик, как правило, дает максимальную цену, и с ним заключается договор. В новом законе мы исключаем подпункт четыре. Закупщики будут вынуждены допускать как минимум две компании, потому что каждая несостоявшаяся закупка будет приводить к тому, что они будут повторно проводить», – рассказал представитель МФ.

Отвечая на вопрос, не станут ли теперь «тянуть» две компании, Сабит Ахметов отметил, что данный риск есть, «но это, по крайней мере, лучше, чем одна компания». Так как «двигать две компании сложнее, и уже будет состоявшийся конкурс, в любом случае там будет снижение цены», добавил глава департамента.

Также чиновник сообщил о ведении работ по созданию единой IТ-платформы, которая объединит все существующие площадки.

«В настоящее время у нас есть несколько видов закупок: государственные, квазигоссектора, закупки фонда «Самрук-Казына», нацкомпаний, не входящих в данный холдинг, недропользователей. В рамках создания единой IТ-платформы мы объединим площадки в единое окно на базе НПП «Атамекен», и оно будет привязано к единому справочнику. Это позволит бизнесу увидеть потребность во всех товарах», – резюмировал спикер.

Площадка создается за счет средств НПП, и на нее из бюджета не будет потрачено никаких средств. Предположительно работы по созданию единой системы будут закончены к сентябрю.

Майра Медеубаева