RU KZ
TV
RU KZ
DOW J 24 711,38 Hang Seng 27 168,62 KASE 2 292,79 РТС 1 171,09 FTSE 100 6 962,69 Пшеница 516,60
$ 378.78 € 430.71 ₽ 5.71
Погода:
-10Астана
-1.39Алматы
DOW J 24 711,38 Hang Seng 27 168,62
KASE 2 292,79 РТС 1 171,09
FTSE 100 6 962,69 Пшеница 516,60
$ 378.78 € 430.71 ₽ 5.71
Ручной и формальный корпоратив

Ручной и формальный корпоратив

Контроль владельцев корпораций за топ-менеджерами предлагают усиливать за счёт публичности, реально независимых директоров и фондовых площадок.

Ручной и формальный корпоратив , НПП  «Атамекен»,  Рустам Журсунов, МФК

Фото: atameken.kz

1496 24 Декабрь 2018 08:00 Автор: Данияр Сериков

Цели корпоративного управления в госкомпаниях необходимо чётко определить. Такого мнения придерживается заместитель председателя Комитета государственного имущества и приватизации Министерства финансов Калымжан Ибраимов.

«Был тезис первого выступающего: развитие фондового рынка – это основной мотиватор для корпоративного управления. Я вот абсолютно согласен с этим. Цель корпоративного управления – защита наших инвесторов. Поэтому, вот знаете, я достаточно долго работаю в государственной структуре, где управляются государственными компаниями. Вот я иногда думаю, зачем нам совет директоров для госкомпаний? Зачем совет директоров, зачем все эти органы, если единственный акционер в лице министра может всё решить своим приказом, для чего мы эти игры играли? Поэтому хотелось бы чётко понимать цели корпоративного управления», – высказался он в ходе дискуссии на совещании Национального совета по вопросам корпоративного управления при президиуме Национальной палаты предпринимателей «Атамекен».

Как известно, государство сейчас стимулирует выход госкомпаний, кроме, пожалуй, «КТЖ», на фондовые площадки с целью улучшения качества их управления и увеличения прозрачности. Кроме того, в стране уже много лет развивается институт независимых директоров, чья роль должна стать ключевой в плане обсуждения реализации политик дочерних компаний и холдингов «Самрук-Казына», «Байтерек», «КазАгро». Однако, если судить по биржевым сводкам, в большинстве госкомпаний, предоставляющих отчётность в публичном доступе, особых разногласий в их советах директоров в голосованиях не наблюдается. Более того, уровень раскрываемости информации компаний в распространяемых ими новостях на бирже остаётся минимальным. Хотя во всех госхолдингах работа по настройке корпоративных стандартов ведётся с момента их создания.

По данным заместителя председателя правления Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Рустама Журсунова, в конце ноября решением президиума палаты было утверждено положение и состав Национального совета по вопросам корпоративного управления. При нём будет создано четыре комитета, которые будут работать по узким корпоративным направлениям: стандартам, секретарям, директорам и рейтингам.

В своей презентации представитель Международной финансовой корпорации (МФК) Адалят Абдуманапова заявила, что корпоративное управление нужно не только для акционерных обществ и в основном для крупного бизнеса. Поэтому она призвала участников совета начать работу по совершенствованию законодательства вокруг товариществ с ограниченной ответственностью.

«На практике мы видим то, что инвесторы, приходя в Казахстан, в большинстве случаев предпочитают именно эту организационно-правовую форму – ТОО. При этом на практике, в том числе среди наших клиентов, очень много тех компаний, где в ТОО создаются советы директоров. Иностранные инвесторы отказываются, они не понимают ту модель, которую сейчас мы наблюдаем в соответствии с законом о товариществах с ограниченной ответственностью, а именно наличие наблюдательного совета, полномочия которого очень ограничены. Поэтому, находя определённые возможности, создаются полноценные советы директоров по аналогии с акционерным обществом. Поэтому время пересмотреть законодательство по товариществам с ограниченной ответственностью уже давно настало», – отметила она в выступлении.

В то же время в докладе она указала на формальность подходов в развитии корпоративного управления и очень малое количество по-настоящему независимых директоров в казахстанских компаниях.

«Если посмотреть на международную практику, то, несомненно, основным мотиватором и двигателем корпоративного управления является всё-таки рынок капитала, и в частности это фондовый рынок. Вот здесь мы хотели бы ещё раз отметить необходимость уделить большое внимание этому вопросу и способствовать развитию фондового рынка, развитию понимания эмитентов, почему необходимо корпоративное управление, почему они должны быть более прозрачными, и развитие понимания у инвесторов, на что необходимо обращать внимание», – отметила координатор проекта по корпоративному управлению в Европе и Центральной Азии МФК.

По информации Абдуманаповой, сейчас в Казахстане зарегистрировано около двух тысяч акционерных обществ, только у 1,2 тыс. из них есть действующий выпуск акций. Остальные фактически не являются на деле акционерными обществами. 350 АО тем или иным образом связаны с государственным долевым владением, а на KASE листингованы всего 107 акционерных обществ, в какой-то мере последние могут считаться публичными. В целом в Казахстане отсутствует практика привлечения должностных лиц компаний к фидуциарной ответственности. Вместе с тем страна занимает первое место в рейтинге Doing Business в категории «защита миноритарных акционеров», хотя наблюдается высокая степень концентрации капитала, и в этом направлении ещё есть пространство для работы. Законодательство, сложившееся вокруг корпоративного управления, находится на высоком уровне, однако правоприменительная практика сильно хромает, полагает она.

На совещании стало известно, что по заказу Министерства юстиции зарубежные консультанты разрабатывают новые подходы к изменению законодательства в сфере корпоративного управления, которые будут представлены вниманию общественности в следующем году. Детали подходов с точки зрения улучшения предпринимательского законодательства пока не раскрываются, сообщил главный научный сотрудник Института частного права Каспийского университета Фархад Карагусов. Специалисты НИИ подготовили концепцию корпоративного законодательства и попутные рекомендации для международной юридической фирмы Reed Smith, которую привлёк Минюст. В министерстве не были против разглашения документа, однако иностранный заказчик сослался на его конфиденциальность, поэтому юрист не смог поделиться содержанием концепции.

«Может быть, я раскрою немного секрет из тех материалов, которые есть в Национальной палате, но подразумевается, что реформированию будут подлежать некоммерческие акционерные общества, будет достаточно серьёзный пласт изменений. Будет всё-таки возврат к концепции публичных акционерных обществ, и к ним будут требования сохранены по количеству комитетов и так далее. В отношении же нелистингуемых, насколько мы понимаем, будут упрощаться требования. Почему? Потому что сейчас действительно форма стала преобладать над содержанием, как говорится, обязательные там три комитета должны быть, а там всего три человека, один из них INED (независимый директор. – Ред.), и он должен формально возглавлять, то есть, по сути, мы увлеклись процессом, нежели содержанием, и в этом направлении Минюст будет двигаться», – проинформировал заместитель председателя правления НПП Рустам Журсунов.

В Казахстане отсутствует прозрачная процедура избрания членов советов директоров, говорится в карте проблем по корпоративному управлению, распространённой на совещании. Кроме того, в целом просматривается высокая аффилированность независимых директоров между финансово-промышленными группами, квазигосударственным сектором и финансовыми институтами, указывается в ремарке от АО «ФНБ «Самрук-Казына». В то же время само определение «аффилированное лицо» в законодательстве определено нечётко.

«Сейчас определить аффилированных лиц иногда невозможно – получается, либо все аффилированные или выборочно аффилированые (особенно касается госкомпаний). Предлагается максимально прозрачно определить понятие аффилированных лиц в законодательстве», – рекомендуется в комментарии партии «Нур Отан», размещённом в выкладке совещания.

В целом в сфере корпоративного управления нет чётких требований к государственным АО, считают в правящей партии. Кроме того, информация о конечных бенефициарах публичных компаний часто бывает закрытой, обеспокоены в НДП «Нур Отан».

В Казахстанской фондовой бирже (KASE) полагают, что в законодательство необходимо включить нормы по количеству участников и размеру активов или оборотов, при достижении которых ТОО обязано перейти в организационно-правовую форму АО. Напомним, что многие крупнейшие налогоплательщики страны имеют форму товарищества с ограниченной ответственностью и миллиардные обороты, к примеру, ТОО «Тенгизшевройл» или ТОО «Казцинк».

Данияр Сериков

Теги:

Смотрите и читайте abctv.kz в :

Подписка на новости:

OK