Рынок ставит на отечественную сборку

Вероятный пересмотр цен в первую очередь коснётся импортных автомобилей.

15 Августа 2018 18:11 Автор: Артур Мискарян
Рынок ставит на отечественную сборку, автомобили, Авторынок, курс тенге , КазАвтоПром, АКАБ

Участники рынка не станут в ближайшее время корректировать цены на автомобили в связи с последними изменениями курса доллара, об этом корреспонденту abctv.kz сегодня сообщили в отраслевом союзе «КазАвтоПром» и Ассоциации казахстанского автобизнеса. Имеющиеся запасы на складах дилеров закуплены по старому курсу, а текущую ситуацию на валютном рынке представители отрасли расценивают как краткосрочную.

Ранее представители отрасли давали сдержанный прогноз, согласно которому продажи автодилеров к концу текущего года вырастут на 20-25% к уровню 2017-го, оптимистичный прогноз – 35% роста. Оснований для пересмотра прогноза пока нет, полагает председатель совета директоров союза «КазАвтоПром» Олег Алфёров.

«Сегодняшние колебания курса не вызваны ухудшением сырьевой конъюнктуры. Стоимость барреля по-прежнему выше 70-долларовой отметки. Поэтому оснований для пересмотра рыночных прогнозов пока нет. Но это очередной повод обсудить импортозависимость отрасли. Автомобильный рынок – один из самых уязвимых сегментов казахстанского ритейла. До образования Евразийского союза 90 процентов спроса в Казахстане приходилось на автомобили, поставляемые в страну в готовом виде. И лишь 10 процентов внутреннего рынка обеспечивали отечественные автозаводы. Вплоть до 2017 года на один проданный автомобиль локальной сборки приходилось три импортных», – говорит Олег Алфёров.

В ближайшей перспективе автосалоны не станут пересматривать ценники, однако наиболее подвержены пересмотру цены на импортные автомобили, полагают в Ассоциации казахстанского автобизнеса.

«Автомобильный рынок Казахстана, как, в принципе, и любая другая индустрия, в значительной степени зависит от влияния макроэкономических и геополитических факторов. Поэтому волатильность доллара несет за собой определённые влияния на различные сектора экономики, в том числе и на автопром. В первую очередь колебание валюты может спровоцировать пересмотр ценового предложения от дилеров на многие иностранные бренды, однако в ближайшей перспективе подобные решения исключены», – сообщили в АКАБ. Ещё один аргумент, который приводят в ассоциации в пользу сохранения цен на прежнем уровне: имеющиеся запасы на складах дилеров закуплены по старому курсу.

Пересмотру цен в случае продолжительного роста курса доллара в первую очередь подвержены импортные автомобили, полагают в отрасли.

«Колебание валюты происходит всего лишь последние три-четыре дня, выводы делать преждевременно, все последствия пока несут за собой краткосрочные эффекты. Государство позаботилось о том, чтобы защитить рынок автомобилей, но от рисков на сто процентов нельзя застраховаться», – говорят в АКАБ. В такой ситуации меньше подвержены риску покупатели авто отечественной сборки, для которых предусмотрена программа льготного кредитования.

«Резкие валютные колебания влекут главным образом психологический эффект. Какова первая реакция потребителя на резкое ослабление тенге? Успеть купить автомобиль по прежней цене. И на короткой дистанции валютные колебания подстёгивают покупателя к принятию решения», – комментирует Олег Алфёров.

Повышение уровня локализации сборки и расширение компонентной базы позволит снизить зависимость отечественных автозаводов от валютных колебаний, говорят в «КазАвтоПроме». 

«Уровень локализации выпускаемой в стране автомобильной техники в среднем равен 35 процентам. У ряда моделей-«чемпионов» казсодержание достигает 44 процентов. Наряду с рыночной долей это главная «зона роста» для предприятий отрасли. Необходимо наращивать глубину передела и создавать собственную компонентную базу», – полагают в отраслевом союзе. На сегодняшний день примерно треть стоимости автомобилей казахстанской сборки имеет локальное происхождение.

В качестве инструментов снижения чувствительности отечественного рынка к колебаниям курса представители отрасли называют дополнительное финансирование госпрограммы льготных автокредитов, повышение локализации, доступ к тенговому капиталу – кредитное финансирование проектов в иностранной валюте при горизонте окупаемости в 10-15 лет перспектив не имеет – слишком высоки риски. Поэтому «длинные» тенге для автопрома – обязательная деталь в мозаике успешного будущего отрасли», а также наращивание экспортных поставок.

«Единственное, что можно гарантировать казахстанскому потребителю: вне зависимости от изменений валютного курса отечественные производители по-прежнему будут предлагать лучшие цены на рынке. Более выгодные, нежели ценник импортёров», – говорит Олег Алфёров.

Тем, кто запланировал покупку импортного автомобиля, в АКАБ рекомендуют «не откладывать покупку в долгий ящик – ситуация с валютой не совсем ясная, и, пока производители и дилеры не меняют ценник, лучше воспользоваться этим моментом».

Артур Мискарян