Шухрат Данбай: покупатель ПНХЗ в первую очередь, должен обеспечить гарантированные поставки сырья

Модернизация Павлодарского нефтехимического завода должна завершиться во втором полугодии 2018 года.

17 Августа 2016 19:39 Автор: Кульпаш Конырова
Шухрат Данбай:  покупатель ПНХЗ в первую очередь, должен обеспечить гарантированные поставки  сырья, Шухрат Данбай,ПНХЗ,модернизация,Нефть,Жаңғырту, мұнай

Недавно глава правительство Карим Масимов  в рамках своей поездки в Павлодарскую область посетил Павлодарский нефтехимический завод (ПНХЗ), чтобы самолично проверить ход работ модернизации предприятия. Более подробную информацию о том, что делается и что будет сделано в рамках этого проекта, в эксклюзивном интервью нашему порталу abctv.kz рассказал генеральный директор АО Шухрат Данбай.

- Шухрат Абдрашитович, если мне не изменяет память, о модернизации казахстанских заводов речь постоянно шла в течение последних 10 лет, это точно. И все эти годы на предприятиях  что-то делалось, но сих пор модернизация ни на одном из них так и не завершилась. Хотя эксперты писали, что с модернизацией НПЗ мы сильно запоздали, и должны были завершить ее еще «вчера, а не завтра». Давайте поговорим конкретно о Павлодарском НХЗ. В чем причина столь долгоиграющего процесса на вашем предприятии?

- Все объяснимо. Начну с того, что сам по себе Павлодарский завод уникален. Если вернуться к истории его создания, то, напомню, что он был построен в 1978 году, в бытность еще существования СССР.

Изначально предприятие было технологически ориентировано на переработку нефти с западно – сибирских месторождений Сибири. Это диктовалось такими факторами, как географическая близость и наличие инфраструктуры – трубопроводов.

После развала Союза, перед властями независимого Казахстана встал вопрос о загрузке завода сырьем. Проект модернизации на ПНХЗ преследовал несколько целей: не только наладить производство более качественного продукта- бензина евро- 4 и евро – 5, но и способность завода перерабатывать  и казахстанскую нефть.

Выбор пал на компанию «Роминсервис» (100% «дочка» концерна Rompetrol). Тогда стоимость проекта модернизации составляла  свыше 1, 2 миллиардов долларов США.

Таким образом, только с 2013 года начались работы, связанные с модернизацией Павлодарского НХЗ. Но, как выяснилось, у выбранной компании не было опыта работы с такими большими и сложными в исполнении проектами, как наш завод, где предполагался переход от российской нефти на казахстанскую.

В конце концов, было принято решение управление проектом передать от «РомИнсервиса» в руки «КазМунайГаз - переработка и маркетинг».  Параллельно мы приняли решение поменять руководство в «РомИнсервис», так как эта компания продолжала участвовать в проекте, но только частично.

После этого в «материнской» компании – в «КазМунайГазе» была утверждена обновленная схема проекта модернизации Павлодарского НХЗ.  И с 28  мая 2015 года стартовал новый этап работ.

- В чем же отличие обновленной схемы проекта модернизации от предыдущей?

- Во – первых, мы снизили объем и стоимость работ по проекту почти в два раза: с 1, 2 миллиардов долларов США до 696 миллионов долларов США.

- За счет чего такое снижение стоимости работ в то время, когда все в мире только дорожает?

 - В основном за счет того, что мы отказались от установок, которые предназначались для переработки казахстанской нефти.

- Как же так?! Ведь уйти от зависимости от российского сырья – это было одной из целей проекта модернизации…

- Ответ на ваш вопрос состоит из двух частей. Первый: правительство Казахстана подписало Соглашение с Россией о поставках и транзите российской нефти на 10 лет с возможностью пролонгации. Это снимает вопрос с поставками казахстанской нефти на ПНХЗ и установкой оборудования, которое может ее перерабатывать.

Второй ответ на ваш вопрос: мы не отказываемся от установки оборудования, которая должна будет перерабатывать казахстанскую нефть, так как вся необходимая документация на это уже есть и она действительна в течение трех лет.

Сейчас мы  приняли решение, что просто отодвигаем установку оборудования по переработке казахстанской нефти на более позднее время, сосредоточившись на скорейшем завершении модернизации при гарантированных поставках российского сырья, чтобы, как можно скорее, производить нужный стране бензин евро – 4 и евро- 5.

Но в целях сохранения энергетической безопасности в будущем, мы не отказались от установок оборудования по переработке казахстанской нефти. Мы реализуем эту часть проекта в любом случае, но попозже. Время у нас есть для этого, как я уже сказал выше.

- Что на сегодня уже сделано по проекту модернизации?

- Павлодарский завод взял в свои руки работу с поставщиками. Мы поменяли проектировщика, заменив  южнокорейскую компанию на российскую «Омскнефтехимпроект», которая, как раз – то, имела большой опыт работы с такими проектами, как Павлодарский НХЗ.

Работа в тандеме с российской компании была достаточно эффективной и в, результате, к 6 августа текущего года, к визиту премьер- министра, на  строительной площадке было установлено 94% металлоконструкций, все инженерные сети уложены на 100%, согласно нашему новому плану проекта. Все это глава правительства увидел своими глазами.

- А что еще предстоит сделать? И каков дэд- лайн проекта модернизации?

- К концу текущего года, в декабре, мы планируем полностью завершить механическую сборку оборудования. А весной будущего года должны начаться пуско – наладочные работы, и в усиленном режиме мы проведем подключение всех систем завода.

Таким образом, в августе 2017 года должен завершиться первый этап работ по обновленной схеме проекта. Завод к этому времени должен производить бензин марки евро- 4 и перерабатывать 5, 1 миллион тонн нефти.

И, наконец, последний этап модернизации должен завершиться во втором полугодии 2018, когда завод сможет выпускать бензин евро- 5 и мощность переработки составит 6 миллионов тонн.

Хочу отметить, что работы последнего этапа мы сможем закончить собственными силами – силами «КазМунайГаза».

- Вы часто в разговоре упоминали, что проект сложный…

- Не только сложный, но и уникальный. Судите сами, мы должны установить реакторы весом 500 тонн каждый. Сравните, в Советском союзе самые тяжелые реакторы для нефтеперерабатывающих заводов весили 200 тонн. Сейчас эти современные 500  - тонные реакторы на пути в Казахстан, пересекают океан на специальных грузовых кораблях.

Для их приема мы даже строим специально причал на реке Иртыш. Работы по причалу должны быть закончены в конце сентября текущего года.

Уникальность нашего проекта также в том, что мы будем использовать кран, грузоподъемность которого составляет 350 тонн. Это огромная махина.

Хочу отметить, что проект модернизации Павлодарского НХЗ осуществлялся практически «всем миром». Свой вклад внесли европейские, южно- корейские, американские, китайские и, конечно же, российские компании.

В частности, нам очень пригодился опыт работы Омского нефтеперерабатывающего завода. Вообще, хочу отметить, что россияне «подставили нам свое плечо» и оказывают хорошую помощь. Около 1000 российских специалистов принимают участие в нашем проекте, внося свою лепту в расширение приграничного сотрудничества.

- Ранее глава Миннефти Казахстана Канат Бозумбаев заявил, что казахстанские НПЗ, которые оказались в перечне предприятий на приватизацию, будут проданы после завершения модернизации. Какова ваша точка зрения на этот счет?

- После того, как в Павлодарский НХЗ будут немалые вложены средства, а они, кстати, заемные, предприятие будет иметь более весомую стоимость.

Поэтому будет вполне логичным, обсуждать  вопрос продажи завода только после того, как полностью завершиться модернизация предприятия.

Ну, а если появиться покупатель, то он, в первую очередь, должен обеспечить гарантированные поставки  сырья, а это возможно, при наличии собственных запасов сырья. Иначе никак!

Кульпаш Конырова