Система образования: кто заплатит по счетам?

Юлия Кузнецова Юлия Кузнецова
6822

Существование государственных образовательных активов с низкой эффективностью является серьезной проблемой экономического и социального характера.

Система образования: кто заплатит по счетам?

О неэффективном расходовании государственных вложений в образовательную сферу эксперты говорят не первый год. Сегодня, считает казахстанский политолог Марат Шибутов, подтверждением этому может служить диспропорция между количеством образовательных грантов (соответственно и средств, выделяемых на подготовку специалистов) и рабочих мест. В прошлом году, например, по окончании вуза работу нашли только 8 тыс. из 31 тыс. выпускников, при этом статистика умалчивает, сколько трудоустроившихся в свое время поступали на грант. Диспропорция между количеством грантов и числом потенциальных рабочих мест характерна и для магистратуры.

"Система затрат на образование в общем и в целом выглядит неплохо, но государство не представляет точно, на что конкретно следует тратить деньги. Допустим, в этом году выделено 2000 грантов на подготовку магистров, через 2 года мы получим 7000 докторов науки. Вопрос в том, куда они пойдут работать? Точно так же никто не обращает внимания, сколько специалистов и какого профиля работает, скажем, в поликлинике и сколько из них проработают еще 20 лет, а сколько - уйдут на пенсию? Заказ на подготовку в вузах идет от объема, но никто не пытается посмотреть, что стоит за цифрами", - считает директор Республиканского центра правовой помощи Руслан Джусангалиев. 

По мнению директора бюро образовательных программ UniverSity Жанны Мендыбаевой, уже сегодня нелишне просчитать, какое количество грантов потребуется на перспективу, ведь начиная с 2002 года, рождаемость в Казахстане растет год от года, и если сегодня в некоторых школах количество литер, под которыми открывались первые классы, охватывает едва ли не половину алфавита, то понятно, отмечает эксперт, что спустя десяток лет государство должно выделить больше грантов. Пока же, замечает Жанна Мендыбаева, нет однозначной статистики даже относительно количества студентов и школьников, обучающихся за рубежом. "По данным ЮНЕСКО,  49 тыс. казахстанских студентов обучаются в вузах России, 4 тыс. - в Кыргызстане, 1500 - в США, Германии и Великобритании. При этом не учитывается количество детей, которые находятся на домашнем обучении или учатся в режиме онлайн в российских учебных заведениях, а также школьников, уезжающих на учебу за рубеж. А возраст последней категории снизился, и сегодня на учебу в школу за границу отправляют 13-14-летних детей", - утверждает эксперт. А дефицит корректной статистической информации неизбежно отражается на показателях финансирования.  

Эксперт Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Али Нургожаев считает, что самым действенным инструментом, который позволил бы произвести всесторонний учет финансовых потоков в образовательной сфере, может стать система Национальных счетов образования (НСО). НСО позволяют проследить движение финансовых потоков из различных источников, распределение средств по статьям расходов и между регионами, оценить тренды и просчитать продуктивность системы образования.

В 2015 году, отмечает эксперт, государственные расходы на образование от начального до высшего составили 13,3% государственного бюджета. В странах ОЭСР этот показатель составил в среднем 11,6%. Таким образом, уровень государственного финансирования можно считать вполне приемлемым. Между тем, по показателю расходов на одного учащегося Казахстан значительно отстает от других государств ОЭСР с показателем 13% от ВВП на душу населения (при 26% у России и 27% в среднем по ОЭСР). "Это иллюстрирует диспропорцию в финансировании по уровням образования, известно, что подобное распределение ресурсов неэффективно с точки зрения конечного результата. В структуре общих расходов на образование государственные составили - 83,5%, а на долю частных пришлось - 16,5%, тогда как по ОЭСР последний показатель составляет - 12%. Такой расклад создает угрозу доступности образовательных услуг и возлагает дополнительное бремя на беднейшие слои общества", - уверен Али Нургожаев.

По словам эксперта, неравенство наблюдается и в региональном распределении расходов. Бюджетные расходы на дошкольное образование в разных регионах могут отличаться в 1,7 раза, а в пересчете на душу населения - в 3,2 раза. В свою очередь, считает Руслан Джусангалиев, целесообразно говорить не о затратах в общем, а об эффективности использования средств, и здесь метод "средней температуры по больнице" не работает. Государство, отмечает эксперт, четко определило, что оно дает бесплатный стандарт среднего образования, и финансирование школ должно осуществляться по количеству учащихся – в этом и заключается идея НСО. "При этом никто не проанализировал распределение расходов в разрезе областей. Не учитывается, в частности, что средняя численность села в Северо-Казахстанской области составляет 50 дворов, а в Южно-Казахстанской – 270, что в Восточном Казахстане населенные пункты разбросаны по большой территории, и надо решать вопросы с транспортировкой школьников в зимний период. Есть общая статистика, но нет деталей", - отмечает Руслан Джусангалиев.

По мнению эксперта, государство должно обеспечивать бесплатное полное среднее образование, тогда как с выбором, есть ли необходимость в государственном высшем образовании или нет, еще следует определиться. "На мой взгляд, крупнейшие национальные вузы по таким социально значимым специальностям, как медицина и педагогика, должна быть государственными с высоким стандартом образования. Но государство как социальный институт не испытывает потребности в инженерах, скажем. Они нужны бизнесу, и бизнес, а не государство, должен создать ту инженерию, которая ему необходима, иначе выпускники неэффективных государственных вузов останутся не у дел, как это не раз случалось", - считает руководитель Республиканского центра правовой помощи.    

В условиях экономического кризиса государство должно сделать упор на финансовую доступность и прикладной характер образования – к такому выводу пришли эксперты. Кроме того, необходима отдельная программа по работе государственных активов в образовании, которая будет четко определять стратегию их использования. В частности, следует ликвидировать промежуточные управленческие звенья вроде различных образовательных холдингов, сократить, где возможно, количество акционерных обществ и ТОО, а также провести ревизию земельных участков и недвижимости образовательных активов на предмет их использования и получения прибыли.

Юлия Кузнецова  

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться